Канат Ибраев, директор департамента политики управления государственными активами Министерства экономики и бюджетного планирования
В соответствии с поручениями Главы государства, озвученными в Послании народу Казахстана от 14 декабря 2012 года "Стратегия "Казахстан – 2050": новый политический курс состоявшегося государства" Правительству было поручено провести вторую волну приватизации нестратегических объектов. Правительством в целях реализации данного поручения Президента принят Комплексный план приватизации на 2014–2016 годы, предусматривающий мероприятия по передаче организации квазигосударственного сектора в конкурентную среду. Предусмотрены мероприятия, направленные на повышение эффективности управления государственным имуществом путем оптимизации состава и структуры государственной собственности, проведения приватизации и сокращения участия государства, в тех сферах, где представлен частный сектор. До начала второй волны приватизации квазигосударственный сектор был представлен почти 7 тысяч (6 963) организациями: в республиканской собственности находятся 398, в коммунальной собственности – 6 023, в структуре активов национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний находятся 734 организации. Также Правительством утвержден поименный перечень субъектов квазигосударственного сектора, подлежащих передаче в конкурентную среду. В рамках проводимой Правительством работы в конкурентную среду перейдут 782 организации квазигосударственного сектора, будут реорганизованы или ликвидированы 380. По республиканской собственности на приватизацию определены 29 организаций и 3 объекта, по коммунальной собственности – 416 организаций. Национальными холдингами и компаниями будут переданы в конкурентную среду 337 актива, в том числе по Фонду "Самрук-Казына" – 106 активов, по холдингу Байтерек – 15, КазАгро – 32, Парасат – 8, Зерде – 2, СПК – 174 организации. В перечень приватизируемых объектов попадают санатории, охранные агентства, фармацевтические академии, научно-исследовательский и проектно-изыскательский институты, футбольные клубы и.т.п. Это непростой шаг, так как будет означать перераспределение ответственности между государством и рынком. Но мы должны пойти на него, чтобы сохранить высокие темпы экономического роста. Таким образом, экономический эффект от реализации второй волны приватизации будет значительным. Мы предлагаем рынку коммерчески ориентированные, рентабельные предприятия. Приватизация – это взаимовыгодное сотрудничество между государством, бизнесом, . Государственные организации смогут избавиться от непрофильных активов и сфокусируют свою деятельность на основных задачах. Государство, национальные холдинги и компании получат дополнительный источник финансирования необходимых для развития страны инфраструктурных проектов. Население в свою очередь получит улучшение качества, расширение спектра и снижение стоимости предоставляемых услуг за счет внедрения конкуренции. Таким образом, мы считаем, что, при условии продуманной реализации, приватизация объектов государственной собственности повысит эффективность деятельности организаций и улучшит качество услуг для простого народа. В результате проводимой работы к 2017 году количество субъектов квазигосударственного сектора сократится на 15%, в том числе по республиканской собственности на 28%, коммунальной на 10%; СПК – 60% и по национальным холдингам и компаниям на 36%. Перечень объектов, подлежащих приватизации, опубликован на веб-портале реестра государственного имущества www.gosreestr.kz. На сегодня уже продано 48 объектов на сумму 1,4 млрд тенге, что выше стартовой цены на 40%. Средства от продажи составили 1 405 млн. тенге и распределились следующим образом: в республиканский бюджет поступило 12,3 млн. тенге, в областные бюджеты более 220 млн. тенге, холдинги выручили 1 173 млн. тенге. Среди уже проданных объектов есть такие объекты как: районные газеты в Актюбинской, Жамбылской и Костанайской областях, центр формирования ЗОЖ в СКО, Дирекция по обслуживанию зданий МСХ, микрокредитные организации Фонда Даму и холдинга Казагро. На подходе сейчас крупные объекты Самрук-Казына (КТЖ, КМГ и т.д.). Правительством продолжается работа по оптимизации субъектов квазигосударственного сектора. Политика управления государственными активами направлена на обеспечение системности и прозрачности в сфере управления государственным имуществом и реализуется по четырем основным направлениям: 1. Повышение эффективности управления государственным имуществом. 2. Реструктуризация государственных активов. 3. Сохранение и управление стратегическими объектами. 4. Совершенствование законодательства в сфере управления государственными активами. В рамках дальнейшей реализации программы "Народное ІРО", утвержден график вывода компаний-кандидатов на ІРО. В 2014 году на фондовый рынок будут выведены акции АО "KEGOC", в 2015 году – АО "Самрук-Энерго", в 2016 году – АО "Қазақстан темір жолы" и АО "Казатомпром". С июня текущего года начаты подготовительные работы по выводу пакетов акций АО "KEGOC" и АО "Самрук-Энерго" на фондовый рынок страны. В целях совершенствования законодательства в области управления государственными активами и недопущения бесконтрольного роста компаний с прямым и косвенным государственным участием Правительством разработан и внесен в Мажилис Парламента законопроект, предусматривающий ограничения участия государства в предпринимательской деятельности. Законопроектом предусматривается: – введение ограничений на создание государственных предприятий; – конкретные основания возможности создания государственных предприятий и юридических лиц; – обязанность выхода государства из созданных на основе государственно-частного партнерства компаний, с учетом периода окупаемости проекта; – механизмы передачи активов государства в конкурентную среду. В результате принимаемых мер резко сократится количество государственных предприятий и организаций, пакеты акций (доли участия) которых принадлежат государству, прекратится дублирование деятельности между субъектами квазигосударственного сектора, вырастит доля малого и среднего бизнеса в экономике, будет создана прозрачная и эффективная система управления активами государства. |