Алишер КОЖАНОВ, "Свобода слова", 2 октября
Запасы голубого топлива в Казахстане позволяют не только газифицировать частный сектор, но и переводить транспорт на экологически чистый вид топлива. Пока только 12 тысяч водителей республики перешли на газ, а почти 4 миллиона машин заправляют бензином. Однако, по прогнозам экспертов, данное соотношение с каждым годом будет меняться, поскольку газовое топливо обходится значительно дешевле. Пока автовладельцы сравнивают затраты, растет количество газозаправочных станций. Газовая отрасль Казахстана обладает значительным потенциалом. Так, например, в июле суммарный объем добычи газа превысил 3,4 млрд кубометров, в том числе природного – свыше 1,6 млрд. Вполне логично, что уже на протяжении нескольких лет популяризируется идея газификации автотранспорта. Не так давно в поддержку этой идеи выступил первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин. – Подсчитано, что, например, на крупных внедорожниках с переходом на газ топливные расходы сократились на 30–35%, – отметил он одно из преимуществ газификации транспорта. – Поэтому мы договаривались с крупными сетями автозаправок, такими как "КазМунайГаз" и "Гелиос", чтобы они на своих станциях поставили оборудование для заправки газом. В целом достаточно много автомобилей сегодня переводят на этот вид топлива. Экономичность – важнейший критерий для потребителей, но все же главное достоинство газа – его экологичность. Пример южной столицы Казахстана наглядно демонстрирует, как совмещается приятное с полезным. Не секрет, что Алматы считается одним из самых экологически загрязненных городов страны, при этом до 90% всех вредных выбросов в атмосферу города производится автотранспортом. Чтобы мотивировать водителей перейти на более чистое топливо, с 1 января здесь начала действовать новая цена на автомобильный газ. В соответствии с формулой, согласованной Министерством нефти и газа и горакиматом, его стоимость должна быть на 40% ниже средней цены наиболее популярных марок бензина АИ–80 и АИ–92. В феврале этого года генеральный директор АО "КазТрансГаз" Серик Султангали заявил, что до конца года количество газовых заправок в Алматы будет увеличено до пяти. По его словам, первая станция, открытая еще в 2010 году, обслуживала в день 200 автобусов и более 100 легковых автомобилей. К слову, планы на этот год уже выполнены: пятая по счету газонаполнительная компрессорная станция открылась в городе 24 сентября. Проект был реализован ТОО "АвтоГазАлматы" (совместной компанией АО "КазТрансГаз" и корейской корпорации Kolon). – По поручению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева проводится большая работа по улучшению экологии нашего города, реализуются проекты по переводу транспорта на газ. До конца года число муниципальных автобусов, работающих на газе, будет увеличено до 600, а количество "Экотакси" с 200 единиц будет доведено до 400,- рассказал входе церемонии открытия аким Алматы Ахметжан Есимов. Он также добавил, что 40-процентная разница в цене на тазовое топливо и бензин, по соглашению с "КазТрансГазӨнімдері" (подразделение КТГ, занимающееся вопросами газификации транспорта, – прим. авт.) сохранится в течение четырех лет. Чтобы мотивировать водителей перевести автомобили на газ, предпринимается еще один немаловажный шаг: при СПК "Алматы" создается микрокредитная организация, которая будет финансировать недешевое переоборудование "железных коней". – Основная цель создания нашей – перевести работу транспорта республики на компримированный природный газ. Этот вид топлива намного дешевле бензина, он совершенно безопасен при правильной эксплуатации и в значительной степени оздоровляет экологическую обстановку. В очередном послании народу Казахстана глава государства поставил ряд задач в контексте перехода к зеленой экономике и решения экологических вопросов. В настоящий момент наша компания делает первые, достаточно энергичные шаги в этом направлении, – подчеркнул в одном из интервью глава "КазТрансГазӨнімдері" Болат Тусупов. Стоит отметить, что до конца 2015 года газонаполнительные компрессорные станции появятся во всех регионах республики. В ближайших планах – построить станции в Актобе, Кызылорде и Шымкенте. |