minfin.gov.kz, 22 октября
Комитетом финансового контроля МФ РК за 9 месяцев 2014 года проведено 4 332 контрольных мероприятий, при этом установлены нарушения законодательства на общую сумму 417 058,3 млн.тенге, из них: - нарушения бюджетного законодательства и иные финансовые нарушения – 267 334,7 млн.тенге; - нарушения при проведении государственных закупок – 149 723,6 млн.тенге. Кроме того, по запросам правоохранительных органов составлено 1 277 заключений специалистов, согласно которых установлено нарушений законодательства на общую сумму 47 432,4 млн. тенге, из них: - нарушения бюджетного законодательства и иные финансовые нарушения – 19 549,0 млн.тенге; - нарушения при проведении государственных закупках – 27 883,4 млн. тенге. В соответствии с требованиями бюджетного законодательства и законодательства о государственных закупках внесено 3 805 представлений на устранение выявленных нарушений, причин и условий, способствующих им, во исполнение которых в течение 9 месяцев 2014 года из подлежащих восстановлению и возмещению в бюджет 126 889,9 млн.тенге, восстановлено и возмещено в бюджет 115 711,1 млн.тенге или 91,2%. Также, на основании направленных представлений отменены и пересмотрены итоги по 254 процедурам государственных закупок. В правоохранительные органы для принятия процессуального решения направлено 564 материалов контроля на сумму 74 464,3 млн.тенге. К дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения привлечены 4 320 работников проверенных объектов контроля. За допущенные нарушения бюджетного законодательства и законодательства о государственных закупках, за нарушения законодательства в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности к административной ответственности привлечено 1 519 должностных лиц, при этом общая сумма наложенных административных штрафов составила 318,9 млн. тенге, из них поступило в бюджет – 151,9 млн. тенге. В ходе проведения контрольных мероприятий, установлены факты присвоения денежных средств и государственного имущества. Ранее подобного рода нарушения выявлялись, при этом их удельный вес к общим нарушениям был незначительным. Однако в текущем году наблюдается тенденция к их росту. Так, если по итогам первого полугодия 2013 года общая сумма недостач и необоснованных выплат составляла 4 004,6 млн. тенге, то в текущем году за аналогичный период данные нарушения составили 5 012,4 млн. тенге. Причины обусловлены отсутствием контроля со стороны администраторов бюджетных программ, низкий уровень квалификации счетных работников государственных учреждений, отсутствие понимания о степени ответственности, предусмотренной бюджетным и иным законодательством при использовании бюджетных средств. Проведенными, в текущем году, внеплановыми контрольными мероприятиями в учреждениях системы образования, Инспекцией финансового контроля (далее - ИФК) по Акмолинской области установлены факты хищения бюджетных средств, при начислении и выплате заработной платы. Так, в результате сличения расчетно-платежных ведомостей с формой 5-15А (Выписка по проведенным платежам на соответствующие счета получателей денег (по перечислению заработной платы и других денежных выплат работникам государственных учреждений…) (далее – ф.5-15А) установлены факты излишнего перечисления денежных средств на карт-счета сотрудников учреждений и необоснованных доплат к заработной плате. Аналогичные факты были установлены ревизорами ИФК по Южно-Казахстанской области при проведении контроля в ясли-садах на сумму 11,0 млн. тенге, в средних школах на сумму 15,2 млн. тенге. ИФК по г. Алматы в первом полугодии 2014 г. установлены необоснованные перечисления средств уволенным сотрудникам на сумму 1,2 млн. тенге и выплат стипендий лицам, не обучающимся в колледже на сумму 29,4млн. тенге. Данные нарушения были установлены путем сличения приказов по личному составу и стипендиатов с начислением заработной платы и стипендии. Также контролем в Шымкентской городской поликлинике ревизоры Инспекции по ЮКО установили факты хищений бюджетных средств, которые продолжались в течении двух лет (2010-2012г.г.), где бухгалтер предприятия перечислял заработную плату уволенных работников на общую сумму 41,5 млн. тенге на свои лицевые счета в филиалах банков второго уровня. В отдельных учреждениях Акмолинской области при контроле были выявлены нарушения требований трудового законодательства. Так, при отсутствии согласования с уполномоченным органом, сотрудникам учреждений были предоставлены дополнительные (к основным отпускам) оплачиваемые ежегодные отпуска, что отразилось на общей продолжительности трудового отпуска и привело к необоснованной выплате отпускных. Контролем в других учреждениях данной области установлены факты перечисления бюджетных средств и подписания актов выполненных работ за фактически не поставленную технику на сумму свыше 4,0 млн. тенге. Ревизоры ИФК по Костанайской области путем сличения кассовых отчетов с данными выписок с контрольного счета наличности, истребованных у органов казначейства, выявили недостачу денежных средств на сумму 0,6 млн. тенге, поступивших от реализации лесопродукции. Так, в соответствии с постановлением Правительства РК "Об утверждении Правил исполнения бюджета и его кассового обслуживания", государственные учреждения, заключившие соглашение с территориальным подразделением казначейства для работы в ИС "Казначейство-клиент", формируют выписки по проведенным платежам на соответствующие счета получателей денег по форме 5-15А, являющийся документом, на основании которого государственное учреждение осуществляет построчную сверку списков получателей денег и соответственно сумм, перечисленных на текущие счета или сберегательные счета получателей денег. Инспекцией финансового контроля по Восточно-Казахстанской области при проведении тематического контроля в РГУ "Семипалатинская районная эксплуатационная часть Министерства обороны РК" по вопросу соблюдения законодательства РК о государственных закупках и исполнения договорных обязательств, за период с 01.01.2011 года по 31.07.2014 года установлен целый спектр нарушений законодательства. Всего установлено нарушений более 700 процедур повлиявших на итоги закупок с общей суммой - 2 835 942,0 тыс. тенге, из которых по 698 случаям на сумму 2 834 748,0 тыс.тенге, процедуры государственных закупок были проведены без использования Единого веб-портала государственных закупок. Указанные закупки осуществлялись путем размещения фиктивных объявлений и протоколов посредством фиктивного веб-портала, обнаруженного правоохранительными органами на жестком диске компьютера. Кроме того, на жестком диске обнаружены десятки официальных электронных ключей частных предприятий. Незаконные государственные закупки производились по значительно завышенным ценам у одних и тех же поставщиков. Так, анализом ценообразования по приобретаемым товарно-материальным ценностям ревизорами установлено, что цена отдельных видов строительных материалов, электротоваров, оборудования, пиломатериалов, смешанных дров, приобретенных путем проведения фиктивных государственных закупок, превышает их стоимость, предлагаемую по прайс-листам сторонними организациями на идентичные товары на общую сумму 136 944,5 тыс. тенге. Кроме того, в целях применения способа запроса ценовых предложений, допущено дробление годового объема государственных закупок работ по текущему ремонту на общую сумму 145 114,7 тыс. тенге. Годовые планы государственных закупок учреждения на 2011-2012 годы не были размещены на веб-портале государственных закупок. Допускалось внесение изменений в условия заключенных договоров по переносу сроков выполнения работ по договорам на общую сумму 16 201,0 тыс. тенге, что привело к изменению условий, явившихся основой для выбора поставщиков. Вместе с тем, при проведении государственных закупок посредством Единого (официального) веб-портала, государственные закупки способом запроса ценовых предложений на сумму 744,0 тыс. тенге проведены без разделения товаров на лоты по однородности. Также по итогам данной проверки установлены нарушения при исполнении договорных обязательств на общую сумму 462 019,3 тыс. тенге, нарушения бухгалтерского учета и финансовой отчетности на сумму 31 904,3 тыс. тенге.
Итоги контрольной деятельности КФК в сфере государственных закупок за 9 месяцев 2014 года
Контрольными мероприятиями за 9 месяцев 2014 года Комитетом осуществлено 2 907 проверок по вопросу соблюдения законодательства о государственных закупках, проведенных на общую сумму 484 912,9 млн.тенге, из них нарушения выявлены по результатам 1 403 проверок на сумму 149 723,6 млн.тенге. При этом контролем охвачено 94 695 процедур государственных закупок, из них 12 443 процедура проведена с нарушением законодательства. Из общей суммы выявленных нарушений при проведении государственных закупок на учреждения, финансируемые из республиканского бюджета, приходится 15 462,9 млн. тенге или 10,3%, на учреждения, финансируемые из местных бюджетов – 105 601,5 млн. тенге или 70,5%, на хозяйствующие субъекты – 28 659,2 млн. тенге или 19,1%. Анализ нарушений законодательства о государственных закупках в разрезе способов закупок показывает, что за 9 месяцев 2014 года основная доля нарушений приходится на закупки, проводимые способом конкурса – 93 185,9 млн. тенге (62,2%) и из одного источника – 47 480,3 млн. тенге (31,7%). Из общего количества проверок 55,5% (1 612 проверок) приходится на плановые, 44,5% (1 295 проверок) составляют внеплановые. Значительная часть внеплановых проверок соблюдения законодательства о государственных закупках приходится на контроль по обращениям потенциальных поставщиков и постановлениям правоохранительных органов. Так, за 9 месяцев 2014 года на основании обращений проведено 923 проверки, из них нарушения процедур государственных закупок выявлены в 544 проверках на сумму 82 817,6 млн. тенге. На основании постановлений правоохранительных органов проведено 262 проверки, из них нарушения процедур государственных закупок выявлены в 97 проверках на сумму 14 135,3 млн. тенге. За 9 месяцев 2014 года за нарушения законодательства о государственных закупках к административной ответственности привлечено 811 должностных лиц на сумму 89,1 млн. тенге, к дисциплинарной ответственности привлечены 1 322 должностных лиц. Также, на основании направленных представлений устранены нарушения законодательства о государственных закупках, путем отмены и пересмотра итогов 254 процедур государственных закупок.
Информация о наиболее часто допускаемых нарушениях в сфере государственных закупок
№п/п | Вид нарушения | Нормы законодательства о государственных закупках | Ответственность | Количество допущенных в 2014 году нарушений и принятые по ним меры | 1 | Неправомерное отклонение конкурсной заявки потенциального поставщика по основаниям, не указанным в протоколе предварительного допуска | Пункт 87 Правил проведения электронных государственных закупок | Часть 6-3 пункта 6 статьи 167 Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях" | Количество случаев нарушений – 18, из них итоги 15-ти конкурсов отменены, 34 должностных лиц привлечены к административной ответственности | 2 | Неправомерное отклонение конкурсной заявки потенциального поставщика по причине не представления сведений о субподрядчиках, тогда как предметом закупок является товар | Пункты 92 и 93 Правил проведения электронных государственных закупок | Часть 6-3 пункта 6 статьи 167 Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях" | Количество случаев нарушений – 11, из них итоги 10-ти конкурсов отменены, 27 должностных лиц привлечены к административной ответственности | 3 | Неправомерное отклонение конкурсной заявки потенциального поставщика по причине представления потенциальным поставщиком недостоверной информации по опыту работы, отсутствие сертификатов менеджмента качества, менеджмента управления окружающей среды | Пункт 4 статьи 17 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках" | Часть 6-3 пункта 6 статьи 167 Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях" | Количество случаев нарушений – 17, из них итоги 12-ти конкурсов отменены, 41 должностных лиц привлечены к административной ответственности | 4 | Неправомерно внесены изменения в проект либо заключенный договор о государственных закупках, по основаниям, не предусмотренным статьей 39 Закона РК "О государственных закупках" | Пункт 3 статьи 39 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках" | Дисциплинарная ответственность | Количество случаев нарушений – 26, 48 – должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности | 5 | В конкурсной документации содержится указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара и наименование производителя, а также иных характеристик, определяющих принадлежность приобретаемого товара, работы, услуги отдельному потенциальному поставщику | Пункт 3 статьи 17 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках" | Пункт 1 статьи 167 Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях" | Количество случаев нарушений – 13, из них итоги 6-ти конкурсов отменены, а также 3-х приведено в соответствие, 32 должностных лиц привлечены к административной ответственности
| 6 | При осуществлении государственных закупок однородных товаров, работ, услуг организатор государственных закупок не разделил однородные товары, работы, услуги на лоты по месту их поставки (выполнения, оказания) | Пункт 3 статьи 16 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках" | Часть 6-4 пункта 6 статьи 167 Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях" | Количество случаев нарушений – 9, из них итоги 3-х конкурсов отменены, а также 5 приведен в соответствие, 26 должностных лиц привлечены к административной ответственности | 7 | При размещении информации о государственных закупках, организатором неправомерно указаны сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг менее пятнадцати календарных дней | Пункт 11-2 статьи 37 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках" | Дисциплинарная ответственность | Количество случаев нарушений – 23, 37 – должностных лиц привлеченных к дисциплинарной ответственности | 8 | Направление иска в суд о признании потенциального поставщика или поставщика недобросовестным участником государственных закупок, с нарушением сроков предусмотренных законодательством о государственных закупках | Пункт 4 статьи 11 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках" | Пункт 8 статьи 167 Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях" | Количество случаев нарушений – 11, 9 – должностных лиц привлечены к административной ответственности | 9 | Неправомерное применение конкурсной комиссией критериев, предусмотренных конкурсной документацией к конкурсным заявкам потенциальных поставщиков | Пункт 4 статьи 17 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках" | Дисциплинарная ответственность | Количество случаев нарушений – 32, из них итоги 7-х конкурсов отменены, 61 – должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности | 10 | Не применение конкурсной комиссией критериев, влияющих на конкурсное ценовое предложение участников конкурса | Пункт 97 Правил проведения электронных государственных закупок | Часть 6-2 пункта 6 статьи 167 Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях" | Количество случаев нарушений – 9, из них итоги 7-и конкурсов отменены, 21 должностных лиц привлечены к административной ответственности | 11 | Конкурсная документация не содержит критерии, кроме цены, на основе которых будет определяться победитель конкурса, в том числе относительное значение каждого из таких критериев, и методику расчета условной цены | Подпункт 7) пункта 2 статьи 17 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках" | Часть 6-1 пункта 6 статьи 167 Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях" | Количество случаев нарушений – 7, из них 5 приведено в соответствие, 5 должностных лиц привлечены к административной ответственности | 12 | В конкурсной документации неправомерно предусмотрено требование о том, что потенциальный поставщик, кроме конкурсной заявки, представленной посредством веб-портала государственных закупок в форме электронного документа должен предоставить образец, предлагаемых товаров | Пункт 1 статьи 22 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках" | Дисциплинарная ответственность | Количество случаев нарушений – 14, из них итоги 11-ти конкурсов отменены, 29 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности | 13 | В конкурсной документации неправомерно предусмотрено требование о наличии у потенциальных поставщиков определенного опыта работы, за исключением квалификации работников | Статьи 3 и 17 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках", а также пункты 92 и 93 Правил проведения электронных государственных закупок | Пункт 6 статьи 167 Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях" | Количество случаев нарушений – 9, из них итоги 7 конкурсов отменены, 5 должностных лиц привлечены к административной ответственности | 14 | Неправомерный допуск к участию в конкурсе потенциального поставщика, представившего справку с налогового органа, в котором имеется задолженность по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям более одного тенге либо данная справка выдана уполномоченным органом ранее даты объявления конкурса | Пункты 92 и 93 Правил проведения электронных государственных закупок | Дисциплинарная ответственность | Количество случаев нарушений – 23, из них итоги 14-ти конкурсов отменены, 42 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности | 15 | Неправомерный допуск к участию в конкурсе потенциального поставщика, обеспечение конкурсной заявки которого не соответствует требованиям конкурсной документации и Правил (срок действия банковской гарантии менее срока действия конкурсной заявки, сумма обеспечения менее 1%, и другие); | Пункт 91 и подпункт 2 пунктов 92, 93 Правил проведения электронных государственных закупок | Дисциплинарная ответственность | Количество случаев нарушений – 18, из них итоги 15-ти конкурсов отменены, 29 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности | 16 | Неправомерный допуск к участию в конкурсе потенциального поставщика, нарушившего требования статьи 6 Закона; | Статья 6 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках", а также подпункт 3) пунктов 92 и 93 Правил проведения электронных государственных закупок | Дисциплинарная ответственность | Количество случаев нарушений – 19, из них итоги 14-ти конкурсов отменены, 31 – должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности | 17 | Неправомерный допуск к участию в конкурсе потенциального поставщика, представившего в составе конкурсной заявки справку банка или филиала банка с подписью и печатью, в котором обслуживается потенциальный поставщик, об отсутствии просроченной задолженности по всем видам обязательств потенциального поставщика, выданную ранее даты объявления конкурса;
| Подпункт 1) пунктов 92 и 93 Правил проведения электронных государственных закупок | Дисциплинарная ответственность | Количество случаев нарушений – 14, из них итоги 6-ти конкурсов отменены, 27 – должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности | 18 | Неправомерный допуск к участию в конкурсе потенциального поставщика, не представившего документы, подтверждающие соответствия субподрядчиков (соисполнителей) квалификационным требованиям;
| Подпункт 2 пунктов 92 и 93 Правил проведения электронных государственных закупок | Дисциплинарная ответственность | Количество случаев нарушений – 16, из них итоги 9-ти конкурсов отменены, 34 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности | 19 | Преднамеренное осуществление государственных закупок посредством веб-портала без учета демпинга, в случаях, когда законодательством о государственных закупках предусмотрено применение порядка расчета демпинговой цены | Пункт 134 Правил проведения электронных государственных закупок | Дисциплинарная ответственность | Количество случаев нарушений – 15, из них итоги 8-и конкурсов отменены, 23 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности | 20 | Заключение с потенциальными поставщиками договоров о государственных закупках товаров, работ и услуг без применения норм Закона, регламентирующих выбор поставщика и заключение с ним договора о государственных закупках в случаях, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан о государственных закупках
| Статья 4 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках" | Пункт 9 статьи 167 Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях" | Количество случаев нарушений – 12, 8 – должностных лиц привлечены к административной ответственности | 21 | Нарушение заказчиками сроков, предусмотренных законодательством о государственных закупках, при направлении победителю государственных закупок подписанного проекта договора | Пункт 2 статьи 27, пункт 9 статьи 31, пункт 8 статьи 35-8 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках" | Дисциплинарная ответственность | Количество случаев нарушений – 20, 37 – должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности | 22 | Неправомерный отказ от осуществления государственных закупок в случаях, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан о государственных закупках | Пункт 10 статьи 5 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках" | Пункт 3 статьи 167 Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях" | Количество случаев нарушений – 7, 4 должностных лиц привлечены к административной ответственности |
Взаимодействие со службами внутреннего контроля
В соответствии с Планом мероприятий по внедрению бюджета ориентированного на результат проводится определенная работа по созданию (укреплению) служб внутреннего контроля и аудита. В рамках Концепции внедрения государственного аудита в Республике Казахстан, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 3 сентября 2013 года № 634 проводится работа по усилению роли служб внутреннего контроля с акцентом их деятельности на предупреждение с целью минимизации нарушений, внедрения системы управления рисками, где работа системы государственного аудита нацелена также на оценку эффективности. Переход к аудиту предполагает наличие квалифицированных кадров в системе государственного финансового аудита, поэтому следует обратить внимание на своевременное прохождение сотрудниками СВК обучения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации. Кроме того, в целях дальнейшего развития государственного финансового контроля, путем внедрения государственного аудита, а также в соответствии с Концепцией внедрения государственного аудита в Республике Казахстан направлен в Парламент РК законопроект по государственному аудиту и финансовому контролю. Принятие данного закона позволит исключить дублирование, минимизировать проверки при одновременном повышении их выявляемости и эффективности принимаемых мер по возмещению в бюджет сумм, выявленных нарушений. Комитетом и его территориальными инспекциями финансового контроля проводятся обучающие семинары-совещания, круглые столы и тренинги, направленных на укрепление взаимодействия со СВК. Это форма – проведение совместных мероприятий со СВК – является одним из эффективных инструментов в решении проблемных вопросов деятельности СВК и их координации. В ходе проведения данных мероприятий рассматриваются вопросы координации деятельности служб внутреннего контроля. Основное внимание уделяются актуальным темам и проблемным вопросам органов внутреннего контроля. Также обсуждаются вопросы взаимодействия уполномоченного Правительством органа по внутреннему контролю со службами внутреннего контроля государственных органов при планировании контрольных мероприятий, а также по представлению отчетов об итогах контрольно-ревизионной деятельности. Кроме того, решаются вопросы по организации совместной работы по проведению оценки эффективности деятельности госоргана по управлению бюджетными средствами в области финансовых нарушений и нарушений законодательства о государственных закупках. Координация деятельности СВК – управленческая работа Комитета финансового контроля по обеспечению взаимосвязи и слаженности органов внутреннего госфинконтроля. |