NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 16:17 ast
14:17 msk

Кайрат Келимбетов: "Кто лучше Нацбанка знает риски банков?"
В среду председатель Нацбанка прокомментировал для журналистов проблематику, связанную с курсом тенге, решение проблем банковского сектора и основные подходы, связанные с инвестированием пенсионных средств
27.10.2014 / экономика

Николай Дрозд, "Панорама", 24 октября

В среду председатель Нацбанка Кайрат Келимбетов прокомментировал для журналистов проблематику, связанную с курсом тенге, решение проблем банковского сектора и основные подходы, связанные с инвестированием пенсионных средств.
Пенсионные инвестиции, особенно в течение последнего месяца, стали предметом весьма оживленных дискуссий наряду с вероятностью девальвации. Глава Нацбанка, однако, убежден в позитивности процесса размещения пенсионных средств на депозитах банков первой десятки. По его словам, именно Нацбанк понимает риски банковского сектора лучше всех и поэтому может выступать в роли инвестора средств ЕНПФ. Среди крупных банков, по определению, к ним не имеют доступа банки, осуществившие реструктуризацию своих обязательств. Банки, занимающие места во второй десятке по объемам активов, также на самом деле не дискриминированы, как об этом говорят оппоненты, поскольку и они могут получить доступ к длинному фондированию, но для этого необходим капитал выше среднего уровня по банковской системе. Глава Нацбанка вспомнил, что одним из главных пожеланий банков в течение нескольких последних лет был как раз доступ к долгосрочному фондированию, без которого невозможно финансирование инвестиционных проектов заемщиков. Теперь это происходит, и вместе с деньгами Нацфонда в размере Т100 млрд для обрабатывающих отраслей ("которые наконец стали нормально осваиваться") другими программами развития и валютным свопом власти "без фанфар" предоставили долгосрочную ликвидность примерно на Т1 трлн. Спикер считает ситуацию с учетом санкций против России и факторов, работающих на замедление экономики, вполне уместной для осуществления контрцикличных антикризисных программ. Правительство также занимается этой проблематикой и, будь то план "В" или план "С", инвестиции в развитие инфраструктуры в нынешней ситуации необходимо приветствовать. Создание новых рабочих мест является основой политической и социальной стабильности. Банки, так долго говорившие о нехватке долгосрочного фондирования, очевидно, должны будут вложить деньги в реальную экономику.
При этом глава Нацбанка, похоже, не видит какого-либо конфликта интересов во вложениях средств ЕНПФ в депозиты и облигации банков. Зато такой конфликт, по его мнению, присутствовал бы, если бы инвестирование осуществляли частные пенсионные фонды, имеющие общих акционеров с банками. Г-н КЕЛИМБЕТОВ также не верит в то, что частные управляющие могли бы быть чем-то полезны при инвестировании в иностранные облигации, поскольку у Нацбанка здесь богатый опыт, и тем более при инвестировании в госбумаги. Причем ЕНПФ в два раза снизил комиссии по сравнению с частными фондами, до 7,5% от прибыли, и у него уже более высокая доходность. На конец года она должна составить 6,5% против 2,2% по системе в прошлом году. Глава Нацбанка вновь отметил, что пенсионная система представляла собой трио из банков и пенсионных фондов с общими акционерами и аффилированными с владельцами банков проектами, которые финансировались за счет пенсионных средств. Пенсионные фонды, на взгляд спикера, не несли большой ответственности, сами банки подходят к собственным инвестициям более взвешенно. (Фонды, однако, не могли инвестировать в аффилированные проекты более 10% активов.) Говоря о недавнем списании пенсионных активов, связанных с вложениями в "мусорные облигации", спикер отметил, что KPMG была привлечена в качестве аудитора для большей объективности процесса. И, рассматривая часть портфеля (очевидно, связанную с дефолтными бумагами), "пришла в ужас", и в итоге списание в 2,2% от портфеля было минимально возможным результатом, отражающим позицию Нацбанка.
По словам г-на Келимбетова, упоминание о более высокой доходности, которую демонстрировал ЕНПФ по сравнению с частными фондами, не производит особого впечатления на оппонентов, кто-то из них сказал по поводу более высокой доходности: "Ну и что?" Говоря о банковских депозитах, глава Нацбанка отметил, что все размещения происходят на конкурентной основе, и ставки по депозитам за август и сентябрь выросли до 9%, при том, что ранее они находились на уровне 7%, и значительная часть денег была размещена "не в самых лучших банках". Глава Нацбанка отметил, что размещения вызывают множество пересудов и есть банки, которые говорят: мы не участвуем в этой программе, у нас другая бизнес-стратегия и для нас это слишком дорогие средства. Они, однако, конкурируют не за, а против определенных участников. Нацбанку, в частности, задавались вопросы, почему пенсионный депозит был размещен в ДБ Сбербанк. Регулятор, однако, воспринимает дочки российских банков точно так же, как казахстанские банки, поскольку они полностью фондируются на казахстанском рынке и стопроцентно кредитуют наших заемщиков. В целом, однако, спикер, доволен диалогом с банковским сектором, позволяющим избежать негатива и кривотолков, при том, что "наше мировоззренческое видение не навязывается никому".
Глава Нацбанка рассчитывает, что после того, как система размещения пенсионных средств на банковских депозитах устоится и произойдет ее вывод на биржу, это будет хорошей возможностью для использования таких же механизмов нацкомпаниями. Комментируя по просьбе Панорамы, будет ли ценообразование по инвестициям ЕНПФ в банковские облигации таким же, как в депозиты, г-н Келимбетов отметил, что доходность по ним не должна быть ниже, чем по депозитам. В качестве минимальной отметки рассматривается уровень в 8,3%, поскольку под 8,2% разместился БРК, и никто не должен привлекать средства дешевле эмитента №1. Консультации в связи с планами размещения облигаций проходят с Халык Банком, Казкомом и Цеснабанком.
Новостью номер один, связанной с решением вопроса с проблемными банковскими активами, является то, что увеличение объемов Фонда проблемных кредитов на Т250 млрд защищено в правительстве. И эти деньги, а "может, и большая сумма" будет внесена в правительственные бюджетные предложения. Пока окончательный состав участников программ фонда, связанных с этими деньгами, неизвестен. Председатель Нацбанка определил их как "два плюс". Двумя банками, являющимися гарантированными участниками программы, являются ККБ и БТА, на которые приходятся 65% NPL, проблемные кредиты в большей степени связаны с недвижимостью. При этом попытки договориться об уровне дисконтов, по которым покупались бы эти активы, были бы "самоубийственными" для обеих сторон. Вместо этого принято решение о том, что залогом по деньгам ФПК будут акции банков, сами активы будут переданы в управление банкам и если они за 10 лет не добьются возврата кредитов, то акционеры банков расстанутся со своими акциями. Что касается плюса, то, возможно, в программе будет участвовать объединенный Альянс Банк либо еще кто-либо из банков. (На более ранних стадиях обсуждений упоминался АТФ Банк.) Но в то же время спикер не исключает, что весь объем средств будет использован для выкупа активов ККБ и БТА. Тем более что, по его мнению, Т250 млрд недостаточно, учитывая, что просроченные кредиты в двух банках превышают Т2,5 трлн. В ходе роуд-шоу, предшествующего размещению казахстанских суверенных еврооблигаций, в котором участвовал г-н Келимбетов, большая часть вопросов была связана именно с NPL, затем по степени популярности, следовали вопросы про "Астана-Финанс" и лишь потом про инвестиционный климат и налогообложение. (Может быть, подобные предпочтения инвесторов на роуд-шоу и впечатлили правительство настолько, что оно решило наконец увеличить средства ФПК.) Уровень просроченных кредитов уже удалось снизить с Т4,9 трлн до Т4,2 трлн. И все банки, за исключением ККБ, БТА и Альянса, будут, по мнению регулятора, соответствовать норме не более чем в 15% проблемных активов к 1 января 2015 года. А норматив в 10% проблемных активов к 1 января 2016 года должны выполнить абсолютно все банки.
Говоря о программе роста капитализации банков, глава Нацбанка подчеркнул, что она осуществляется в компромиссной, приемлемой для всех игроков форме. Хотя первоначально была мысль провести такую же реформу, как в Малайзии или Сингапуре, где в результате осталось не более 5 или 7 банков. В результате, однако, было решено "не портить отношения" и не отзывать лицензии у банков, которые будут не в состоянии поэтапно довести свою капитализацию до уровня в Т100 млрд. Единственным ограничением для них будет ограничение объемов привлекаемых депозитов населения уровнем капитала. С другой стороны, будет сформирована банковская премьер-лига с капитализацией игроков свыше Т100 млрд. Регулятор рассчитывает на рост конкуренции в результате происходящих изменений, прежде всего за счет роста количества средних банков. При этом с момента кризиса не произошло ничего драматичного, поскольку накануне кризиса четверка крупнейших банков контролировала примерно 60% рынка, сейчас на эту группу приходится лишь 40%. 20% рыночной доли приобрели средние банки. Из этих 20% лишь примерно 7 приходится на ДБ "Сбербанк", остальное – на казахстанских игроков в лице Евразийского, kaspi и Цеснабанка. После слияния ККБ и БТА это будет крупнейший финансовый институт с рыночной долей примерно в 22%, 18% будет приходиться на Халык, а дальше будет следовать большое количество участников с долями в 6,7% или 8%. Нацбанк хотел бы увеличить ответственность акционеров банков перед депозиторами и клиентами, и здесь крайне важна транспарентность. Ситуация, когда перед кризисом никто не знал, кто акционер БТА, хотя все примерно об этом догадывались, вряд ли является нормальной. Позитивом является большая прозрачность относительно акционеров – будь это Фонд Первого Президента, либо люди из списка "Форбс", как это произошло в одной из недавних ситуаций. Для регулятора это в гораздо меньшей степени внушающая опасения ситуация, чем структура акционеров из 25 непонятных миноритариев.
Председатель Нацбанка проявил железобетонную уверенность, когда говорил о перспективах новой девальвации. Ее вероятность в течение 3-4 лет крайне невелика, поскольку корректировки курса, подобные той, которая произошла в феврале, имеют смысл лишь в случае, когда они делаются на перспективу в несколько лет. Частые повторения таких корректировок невозможны. Они должны делаться с определенным запасом, по мнению главы Нацбанка, ослабление тенге в феврале до, казалось бы, комфортных для всех Т170 за доллар, не привело к достижению целей. Зато коридор, верхняя граница которого находится на уровне в Т188 за доллар, выглядит адекватной и учитывает и произошедшее ухудшение внешних факторов, и возможное самое негативное развитие событий. Даже нахождение нефти в течение года на уровне в $60 за баррель не будет фактором, предопределяющим необходимость девальвации.
Нацбанк также пересмотрел свои оценки относительно паритета тенге по отношению к рублю. Ситуация в двух экономках несопоставима из-за санкций по отношению к России и принятых ответных мер. Проблемами российской экономики являются теперь отсутствие доступа к внешнему фондированию, который есть у Казахстана. Кроме того, в российской экономике торможение началось еще до санкций под влиянием внутренних факторов. В среднесрочной перспективе российская экономика остается устойчивой благодаря своим масштабам и остающимся самым высоким в мире уровнем добычи нефти. Определенный комфорт также дает уровень ЗВР, который накануне начала процесса снижения рубля составлял $480 млрд. Страны по-разному используют бюджетные доходы от нефтегазового сектора. Если в Казахстане они целиком идут в Нацфонд, то в России действует бюджетное правило и существует цена отсечения, до которой доходы поступают в бюджет, а при нахождении выше которой – в Фонд Национального благосостояния. Размер ЗВР в результате достаточно высок, а резервного фонда – не слишком, и деньги из него в результате не так легко решиться начать вливать в экономику в кризисных ситуациях.
В Казахстане ежегодный трансфер из Нацфонда составляет $8 млрд плюс-минус 15% в зависимости от ситуации с доходами бюджета. "Когда-то это казалось очень большими деньгами", но с момента кризиса 2008-2009 годов размер Нацфонда вырос вдвое. В кризис на программы из него было потрачено примерно $15 млрд, и это, плюс привлеченные китайские инвестиции позволило осуществить как раз контрциклическую программу, которая повлияла на то, что в стране было 4 года высокого экономического роста. Основаниями для некоторого оптимизма являются также скромный казахстанский ненефтяной дефицит бюджета по сравнению с российским и небольшой объем государственного внешнего долга. До последнего размещения евроблигаций он вообще составлял $2,5 млрд, что вообще "разговор ни о чем" для страны с ВВП в размере $200 млрд. В ходе последнего размещения 30-летних еврооблигаций Казахстан привлек заимствования по более низкой ставке, чем такие страны, как Бразилия, Россия, Турция, Польша и Азербайджан. А это означает, что инвесторы оценивают наши бюджетные риски как более низкие. Глава Нацбанка также подтвердил, что его валютный СВОП для банков остается действующим. Из лимита в $10 млрд использовано примерно 30%. Последняя сделка состоялась на прошлой неделе. (Сохранение для рынка возможностей, связанных с хеджированием валютных рисков, очевидно, подчеркивает уверенность регулятора, что в ближайшие месяцы не будет корректировок курса.)


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Никаких причин для проведения валютных корректировок мы не рассматриваем 31.10.2014
Процессинг пошел 31.10.2014
Минсельхоз намерен призвать к ответственности казахстанские компании за незаконный сбыт мяса КРС 31.10.2014
Значительная часть населения Мангистау не обеспечена водой в полном объеме 31.10.2014
НК "КазМунайГаз" реализует до конца года 7 "дочек" и зависимых компаний 31.10.2014
Актауский битумный завод вышел на запланированную производственную мощность 31.10.2014
Женис Касымбек рассказал о главных задачах по развитию транспортной отрасли Казахстана 30.10.2014
Келимбетов прокомментировал списание 100 млрд тенге со счетов ЕНПФ 30.10.2014
Меры, принимаемые Национальным Банком Республики Казахстан для защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг 30.10.2014
Фонд проблемных кредитов будет помогать только системообразующим банкам 30.10.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz