Пресс-служба Министерства национальной экономики РК, 5 ноября
Казахстан намерен развивать ГЧП в регионах. Основное внимание будет уделяться малым проектам по строительству объектов образования и здравоохранения, в зависимости от потребностей конкретного региона. Об этом министр национальной экономики РК Ерболат Досаев сообщил на Форуме "Привлечение инвестиций частного сектора в инфраструктуру посредством проектов государственно-частного партнерства" в Астане. "В настоящее время на различных этапах готовности находится 44 проекта на общую сумму порядка $3,5 миллиардов. 39 из них (на сумму более $2,2 млрд.) приходится на регионы", – заявил Ерболат Досаев. Рассматривается вопрос подготовки еще 33 проектов по механизму ГЧП в различных отраслях экономики. Глава минэкономики отметил, что "на региональном уровне в течение ближайшего полугода планируется проведение конкурсов по проектам в сфере образования и городской инфраструктуры, в том числе строительства и эксплуатации детских садов в Восточно-Казахстанской области, а также строительства паркингов и автовокзала в Астане. На республиканском уровне в текущем году планируется объявление конкурса по проекту автодороги БАКАД". По словам Ерболата Досаева, Министерством национальной экономики РК разработан законопроект "О государственно-частном партнерстве", нормы которого позволят не только расширить сферы применения и круг участников ГЧП, но и обеспечит защиту, гарантии прав и законных интересов, как партнеров, так и организаций, финансирующих проекты ГЧП. "Расширится круг участников ГЧП за счет финансовых организаций, национальных отраслевых операторов, будут урегулированы вопросы корпоративного управления проектами, – пояснил Ерболат Досаев. Справочно: Становление ГЧП в Казахстане началось в 2006 году с принятием Закона "О концессиях", который заложил правовое поле для реализации инвестиционных проектов с использованием концессии, одной из наиболее популярных форм ГЧП. По концессионной модели реализованы проекты: железнодорожная линия "Станция Шар – Усть-Каменогорск", линия электропередачи Северный Казахстан – Актюбинская область, пассажирский терминал аэропорта в Актау. Для повышения привлекательности ГЧП проектов и их широкого применения, за последние 2 года в законодательство внесены дополнительные концептуальные изменения: 1. Расширена линейка контрактов ГЧП для гибкого структурирования проектов. Внедрены такие проекты как ВОТ (build-operate-transfer, передача объекта в конце срока), DBFO (design-build-finance-operate, передача государству созданного объекта по истечении срока долгосрочной аренды), O&M (operate & management, доверительное управление государственным объектом), LC (lease contract, аренда государством частного объекта). 2. Расширены сферы применения ГЧП путем снятия органичений на передачу в концессию объектов медицинского назначения (за исключением служб крови, профилактики ВИЧ/СПИД, организации медицины катастроф), организации среднего общего образования, социальной защиты населения, водоподготовки и водоснабжения. 3. Внедрен новый механизм поддержки реализации ГЧП проектов – "Плата за доступность" для социально значимых, мало окупаемых проектов, таких как строительство и эксплуатация автодорог с низким уровнем трафика, школ, детских садов, больниц, поликлиник. 4. Внедрен институт проектного финансирования, который предусматривает финансирование заемщика под будущие денежные потоки и замену заемщика (концессионера) по требованию кредитора с согласия концедента (Step-in-Rights); 5. В целях упрощения процедур и сокращения сроков подготовки проектов ГЧП внедрены одноэтапные и двухэтапные конкурсы, в зависимости от сложности проектов. • Одноэтапный конкурс будет применяться для строительства типовых объектов, таких как детские сады, поликлиники. • Двухэтапный конкурс будет проводиться при реализации более сложных уникальных и капиталоемких проектов. • Усовершенствование конкурсных процедур, внедрение одноэтапного и двухэтапного конкурсов позволяет сократить сроки подготовки проекта с существующих 2-3 лет до 6-9 месяцев (за исключением уникальных проектов). 6. В целях повышения самостоятельности местных исполнительных органов при реализации типовых проектов ГЧП им переданы полномочия самостоятельно разрабатывать, проводить экспертизу и реализовывать местные проекты. |