NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 00:57 ast
22:57 msk

Очищающие процедуры
Процесс борьбы с "плохими кредитами" вступает в решающую фазу
07.11.2014 / экономика

Талгат Ибраев

Осенью этого года в Казахстане была окончательно утверждена и введена в действие Концепция развития финансового сектора страны до 2030 года. Презентуя проект этого документа на заседании правительства, председатель Национального банка РК Кайрат Келимбетов подчеркнул, что основной целью Концепции является создание конкурентоспособного финансового сектора и повышение его эффективности в перераспределении ресурсов в экономике на базе лучших международных стандартов. Предусмотрена и практическая реализация целого ряда важнейших задач, среди которых, в частности, значатся снижение издержек общества и государства на поддержание устойчивости финансовой системы в случае возникновения потенциальных шоков, повышение конкурентоспособности финансового сектора в условиях экономической интеграции и создание оптимальных условий для качественного развития финансовой системы страны.
Это то, что вкратце касается идеи Концепции в целом. А если обратится к частностям, то отечественные эксперты обратили внимание на целый ряд нюансов, которые можно условно отнести к категории "стабилизационных мер". И в их числе, в документе довольно много внимания уделено проблемам высокого уровня неработающих займов у банков второго уровня.
По большему счету, тема "плохих кредитов" является стабильной "головной болью" для отечественных финансистов и регуляторов уже в течение нескольких последних лет. Но начиная с года нынешнего, к ней обратились вплотную и, оставив в стороне теоретические споры и дискуссии, перешли к жестким практическим действиям.
Буквально в самом начале 2014 года казахстанские банки второго уровня получили задание по снижению доли проблемных кредитов до 15% в общем объеме ссудного портфеля к 1 январю 2015 году и до 10% – к 1 январю 2016 году. А начиная с 2016 года это требование будет пруденциальным нормативом или, говоря проще, постоянно действующим стандартом.
Ситуация на самом деле сложилась достаточно тревожная и непростая. Даже по самым усредненным данным уже было понятно, что в ссудном портфеле целого ряда банков второго уровня более 80 процентов приходится на проблемные займы, которые в свою очередь подразделяются на неработающие или безнадежно просроченные кредиты. Причем рост таковых устойчиво увеличивался буквально с каждым годом.
Если обратится к истории вопроса, то согласно данным Комитета по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального банка, по итогам 2009 года, объемы кредитования БВУ снизились, составив сумму 8974,27 миллиарда тенге. А вот в последующие годы объемы кредитования неуклонно росли, и сумма выданных кредитов в прошлом, 2013 году достигла рекордных 11 657,87 миллиарда тенге.
Вполне очевидно, что обострение проблемы возвратности ссуд произошло в период кризиса банковской системы. Так, на начало 2008 года доля просроченных и неработающих кредитов от общей суммы выданных кредитов равнялась соответственно 12,25 и 7,53 процента. В последующем эти показатели установились на показателе, равном более одной трети от всего кредитного портфеля. Например, по состоянию на начало прошлого года, порядка 89 процентов ссудного портфеля "БТА Банка" составляли именно проблемные займы. Также, на период первого января 2013 года серьезные доли неработающих кредитов от общей суммы выданных также имелись и в других банках второго уровня. И согласно обнародованным в то время данным, по доле объема проблемных займов в ссудном портфеле банки были ранжированы следующим образом: "БТА Банк" – 89,7%, "Альянс Банк" – 63,9%, "Темiрбанк" – 49,9%, "Нурбанк" – 48,4%, "АТФБанк" – 44,0%, "Казкоммерцбанк" – 37,4%.
В июне нынешнего 2014 года к данной проблеме обратилось и международное рейтинговое агентство "Fitch Ratings", которое указало, что несмотря на принимаемые меры "ситуация с проблемными кредитами в Казахстане остается неопределенной".
Даже несмотря на то, что летом этого года стало известно об увеличении капитализации созданного в стране специального Фонда проблемных кредитов, который по предварительным расчетам должен был получить 250 миллиардов тенге из средств Нацфонда на выкуп части проблемных займов, специалисты были весьма осторожны в своих прогнозах. Да и сами ответственные чиновники, хоть и демонстрировали некоторый оптимизм, тем не менее старались обрисовывать тактику дальнейших действий весьма схематически.
В частности, министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев подчеркнул, что будущее положение многих БВУ будет напрямую зависеть от их способности и желания очистить свой проблемный портфель. И чем меньше безнадежных кредитов у них останется в итоге, после предпринятых собственных действий, тем больше будет шанс их последующего выкупа со стороны государства.
С одной стороны, вроде все было предельно просто и ясно. С другой – вызывало определенных скепсис у аналитиков, не понаслышке знакомых с подобными процедурами. В частности, уже упомянутое агентство "Fitch Ratings" в своем информационном сообщении прямо указало на потенциальную нехватку средств предназначенных на процедуру выкупа:
"Размер фонда проблемных кредитов остается небольшим в сравнении с проблемными кредитами банков, даже с учетом существенного увеличения его размера. Вместе с тем, резервирование по этим кредитам существенно возросло. По нашим оценкам, пяти наиболее затронутым банкам будет необходимо передать чистые неработающие кредиты на сумму 841 миллиардов тенге, чтобы обеспечить снижение неработающих кредитов до уровня 10% кредитного портфеля, который планируется Национальным банком на конец 2015 года. Эта оценка более чем в три раза превышает запланированный объем фонда проблемных кредитов, поэтому фонд может лишь частично смягчить проблемы с качеством активов у банков…"
Это что касается общего положения дел. А вот в отношении конкретных механизмов, довольно прозрачно предполагалось проявить максимальную твердость:
"Способность пруденциального норматива, ограничивающего объем неработающих кредитов, повлиять на кредитоспособность казахстанских банков будет зависеть от того, в какой мере банки реально сократят риски, связанные с качеством активов. Вместе с тем остается неясным, насколько строго власти будут требовать соблюдения банками новых лимитов ввиду тех сложностей, которые могут возникнуть у банков, и мягкого отношения регулятора к банкам, не соблюдающим лимиты, установленные в прошлом..."
Кстати, примерно аналогичную позицию заняли и ряд казахстанских экспертов, чье мнение было опубликовано на страницах республиканской прессы того периода:
"Мы считаем, что ситуация с неработающими кредитами в банковском секторе РК требует серьезного и немедленного решения. Как видим, за период с начала 2014 года во многих банках ситуация лишь ухудшилась, и менеджменту БВУ необходимо включать режим "ручного управления", поскольку очевидно, что действующие системы и мероприятия по оздоровлению их балансов практического эффекта не имеют. Текущие тенденции в перекройке структуры собственности на банковском рынке сигнализируют о том, что государство старается максимально дистанцироваться от проблем банковского сектора, предоставляя возможность действующим и вновь вступающим в права акционерам самим решать такие задачи. Мы не ожидаем, что государство в случае наступления критической ситуации в каком-либо из банков, будет оказывать такую же беспрецедентную поддержку, которая была оказана во время кризиса 2009-2010 годов, поскольку принцип "Too big to fail" на нашем рынке уже не работает…"
Итак, как видим, ситуация сложилась мягко говоря не простая. Поэтому, вполне очевидно, что от правительства в целом и Национального банка в частности ждали целого ряда серьезных комплексных мер, которые позволили бы если не ликвидировать полностью, то хотя бы смягчить груз накопившихся годами проблем.
Собственно, это и оказалось прописано в тексте Концепции развития финансового сектора страны до 2030 года. В частности, БВУ получили реальную возможность создавать собственные организации, специализирующиеся на улучшении качества кредитных портфелей банков, в отношении которых создан соответствующий льготный налоговый режим.
Кроме того, коммерческие банки отныне могут создавать свои дочерние организации, которые приобретают у них сомнительные и безнадежные активы с соответствующим льготным налоговым режимом.
И наконец, разработчиками документа была предусмотрена возможность прощения банками безнадежной задолженности в объеме не более 10% от ссудного портфеля.
– В нормальной мировой практике NPL не превышает 10%, даже свыше 5% считается не очень нормальной ситуацией, – отметил в своем комментарии по этому поводу глава Национального банка Кайрат Келимбетов.
Что же касается самих БВУ, то, похоже, новости там восприняли с энтузиазмом. По крайней мере, в уже профигурировавших комментариях представители нескольких банков отметили, что отныне им предоставляется гораздо больший простор для совершения необходимых маневров.
В частности, руководство АО "Bank RBK" опубликовало мнение о том, что основные предпосылки для очищения кредитных портфелей казахстанских БВУ уже созданы. "Главными, конечно же, являются поправка в Налоговый кодекс, позволяющая банкам списывать займы без дополнительных расходов по КПН, и ряд процедурных послаблений по признанию займа проблемным. С начала текущего года уровень NPL 90+ по банковскому сектору РК уже снизился на 2,6%, на что в определенной степени, безусловно, повлияли указанные выше меры", – говорилось в обнародованном документе.
Другие представители БВУ указывали на необходимость возможно еще более жестких мер, применяемых при реабилитационных процедурах. Например, было предложено ввести систему штрафов при несоблюдении правил и ограничений, утвержденных Нацбанком РК: "Надзорным органам необходимо установить штрафы за несоблюдение мер, в частности поддержания уровня неработающих займов в размере не более 10% от общего ссудного портфеля банка. Подобные меры будут способствовать улучшению качества кредитной политики БВУ, в части более консервативного подхода к рассмотрению новых кредитных заявок…"
Кстати, определенные новации здесь были приняты уже в этом году. Так, начиная с апреля 2014 года, коммерческие банки должны отказывать потенциальным заемщикам в выдаче кредитов, если ежемесячный платеж по ним "и другим ранее выданным займам" будет превышать 50% от среднего дохода клиента.
Кроме того, согласно постановлению "О введении ограничений на проведение отдельных видов банковских и других операций финансовыми организациями", максимальный уровень коэффициента долговой нагрузки заемщика составляет 0,5. Коэффициент рассчитывается как отношение суммы среднего ежемесячного платежа по всем непогашенным займам заемщика к среднему ежемесячному доходу заемщика за последние шесть месяцев.
Если значение коэффициента долговой нагрузки заемщика превышает указанное значение, то согласно новым правилам – "банк не принимает положительные решения" о выдаче заемщику займа или открытии кредитной линии.
И как уже говорилось выше, до 1 января 2016 года банкам второго уровня дано право списать с бухгалтерского баланса обесцененные займы без возникновения налоговых последствий, а также не признавать в качестве дохода физического лица-должника, относящегося к социально незащищенным слоям населения, доход, возникающий при прекращении обязательств в соответствии с гражданским законодательством.
Конечно, для многих банков, имеющих серьезный объем проблемных кредитов, решить проблему оперативным путем будет достаточно нелегко. Но другого выхода нет, и от способности банков эффективно чистить свой проблемный портфель, собственно и будет зависеть их положение в будущем. Ведь в нынешних, и без того непростых, условиях финансовая система не должна создавать новые риски или увеличивать масштаб существующих рисков в экономике. И это требует выработки того оптимального механизма регулирования, когда возможные последствия реализации рисков минимизированы, но при этом выдвигаемые требования не являются избыточными и не подавляют активность финансового сектора.
Вроде бы такой баланс соблюден и тщательно прописан в соответствующих регламентирующих документах. А первые итоги того, как весь комплекс предложенных мер воплощается на практике, мы скорей всего увидим уже буквально через несколько месяцев.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Казахстанцы смогут подать заявки на покупку акций KEGOC и в выходные дни 28.11.2014
Трудовыми иммигрантами выплачено в бюджет г.Астана свыше 22-х млн. тенге 28.11.2014
В 2019 г. будет заключен договор о создании электроэнергетического рынка ЕАЭС 28.11.2014
Мангыстауская область динамично развивается и выполняет все запланированные показатели, в том числе и в нефтяной сфере 28.11.2014
Казахстанские инновации в Арктике 28.11.2014
Решение ОПЕК уронило цену на нефть ниже 75 долларов за баррель 28.11.2014
Финальное роуд-шоу АО "KEGOC" в рамках выхода на "Народное IPO" 27.11.2014
Карагандинский банковский колледж будет готовить специалистов кредитных товариществ 27.11.2014
Заработная плата в октябре 2014 года 27.11.2014
В 2014 году в РК не ожидается дефицита электроэнергии 27.11.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz