Азамат Ибраев
В сентябре этого года премьер-министр Карим Масимов утвердил Концепцию развития финансового сектора РК до 2030 года. Данный документ, уверены его создатели, позволит упорядочить финансовую систему страны, а также кардинально повысит ее конкурентоспособность. Ключевую роль в реализации Концепции сыграет ее первый этап, рассчитанный на ближайшие годы, и предполагающий повышение капитализации банковского сектора. "Концепция развития финансового сектора до 2030 года – это объемный документ, который подготовлен Нацбанком совместно с правительством. Все государственные органы приняли участие в его разработке. В целом, он является коллективным ответом на те вызовы, которые стоят перед финансовым сектором Казахстана. Основной задачей, которую мы для себя определили в концепции, это увеличение конкурентоспособности финансового сектора Казахстана, а также в связи с тем, что мы за последние 10-15 лет наблюдали такие глобальные вызовы в виде глобальных кризисов, это повышение устойчивости нынче финансового сектора к внешним шокам и снижение издержек от государства по преодолению этих внешних шоков", – еще в мае пояснил суть преобразований председатель Нацбанка РК Кайрат Келимбетов. В частности, в Концепции отмечается, что интеграция во Всемирную торговую организацию и Единое экономическое пространство создает предпосылки для дальнейшей либерализации рынка финансовых услуг. "Последующее усиление конкуренции на финансовом рынке, с одной стороны, должно повлечь за собой повышение качества и расширение спектра предоставляемых услуг. С другой стороны, повысится степень уязвимости финансового сектора Республики Казахстан к внешним шокам, возрастут так называемые риски "заражения", что, при реализации неблагоприятного сценария развития, может привести к оттоку капитала и средств кредиторов и вкладчиков из банковской системы, кредитному сжатию", – говорится в документе. В этих условиях, утверждают разработчики, финансовая система не должна создавать новые риски или увеличивать масштаб существующих рисков в экономике. Это требует выработки оптимального механизма регулирования, когда возможные последствия реализации рисков минимизированы, при этом требования не являются избыточными и не подавляют активность финансового сектора. Кроме того, документ нацелен на создание конкурентоспособного финсектора и "повышение его эффективности в перераспределении ресурсов в экономике на базе лучших международных стандартов, включая стандарты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)". В Концепции отмечены 15 основных приоритетов развития финансового сектора. Среди них: развитие и международная интеграция на принципах соответствия лучшим международным стандартам (в частности, стран ОЭСР); консолидация банковского сектора; активная роль государства в увеличении предложения финансовых инструментов на фондовом рынке в рамках "Народное IPO" и приватизации государственных активов. Также в число приоритетов отнесены ограниченность прямого участия государства в финансовой системе через институты развития; повышение автономности и независимости институциональной структуры Нацбанка в части принятия решений по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций; сохранение финансовой системы с преимущественно отечественным капиталом. Как сообщают разработчики, к 2020 году планируется достичь несколько важнейших целей. Так, указывается в документе, активы банков составят не менее 80% от ненефтяного ВВП, ссудный портфель – не менее 60% от ненефтяного ВВП, что предполагает расширение их участия в финансировании экономики, особенно в государственных программах развития. Кроме того, объем страховых премий по рынку увеличится в 2-2,5 раза. Объем страховых премий будет увеличиваться за счет расширения охвата населения розничным добровольным страхованием, в том числе накопительным страхованием жизни. Капитализация рынка акций к ВВП увеличится в два раза при условии реализации Программы "Народное IPO" и проведения новых IPO корпоративными эмитентами. Также доля исламских банков составит 3-5% от объема активов банковской системы Казахстана, помимо прочего, планируется, что РФЦА войдет в группу десяти ведущих финансовых центров Азии. Как уже упоминалось, концепция развития финансового сектора разделена на два этапа. Первый этап предусматривает развитие финсектора до 2020 года, то есть в ближайшие 5-6 лет, второй этап – до 2030 года соответственно. Первый, решающий этап проработан крайне детально, и, прежде всего, регламентирует переход к новому стандарту Базель-3, а также предусматривает повышение капитализации банковского сектора. Суть изменений политики по отношению к БВУ такова: для создания условий укрепления и естественной консолидации банковского сектора, Национальный банк с 1 января 2016 года будет поэтапно увеличивать требования к минимальному размеру собственного капитала банков с нынешних 10 млрд тенге до 100 млрд тенге. Комментируя данное нововведение, глава Нацбанка Кайрат Келимбетов подчеркнул, что мера направлена на повышение ответственности банков, прежде всего, перед населением. "Теперь о том, почему мы выступили с инициативой повышения уровня минимального капитала банка, который должен быть 100 миллиардов тенге. Если у банка капитал в 10 миллиардов тенге, то это сегодня бизнес, сопоставимый с МСБ, тогда как кризис показал, что требования к банкам и гарантии по ним ставит государство, как и гарантии по вкладам населения. Как вы знаете, они составляют 5 миллионов тенге на одного заемщика – это примерно 27 тысяч долларов на одного клиента в одном банке (в России такая гарантийная сумма примерно 19 тысяч долларов). Гипотетически вкладчик может сохранить эту сумму, умноженную на количество банков. Государство гарантирует сохранность этой суммы, даже если банк обанкротится. Как вы помните, с 2006 года ни один банк не был обанкрочен, и это твердая политика государства, хотя в случае с БТА и Альянсом пришлось пойти на определенные издержки. Но они окупились с точки зрения доверия, поскольку во всех кризисных ситуациях уровень депозитов в банках быстро восстанавливался. Могу сказать, что вклады населения выросли с начала года на 12%. Это показывает, что население верит в гарантии государства по депозитам. Соответственно, есть большой вопрос к банкам и их системе управления рисками. Этим вопросом задались и в Европейском союзе, там принято решение, что банки в случае кризиса будут спасаться государством в последнюю очередь, а в первую очередь вкладами самих акционеров. Акционеры должны показать свое стремление и возможность увеличить капитализацию банков", – пояснил в сентябре Кайрат Келимбетов. Относительно технической стороны преобразований глава Нацбанка сказал следующее: "Мы с учетом всех этих факторов предложили начиная с 1 января 2016 года повысить требования к капиталу. На подготовку к этому дается почти 2 года. В 2016 году минимальный размер капитала будет 30 миллиардов тенге, в 2017-м – 50 миллиардов, с 1 января 2018 года – 75 миллиардов, в 2019 году – 100 миллиардов тенге". В результате консультаций с представителями с БВУ, АФК и Национальной палаты предпринимателей было принято решение о том, что банки, которые не будут удовлетворять данное требование, смогут продолжить свое функционирование, однако для них будет ограничен потенциал (максимальная сумма) привлечения депозитов физических лиц. "Те банки, которые остановятся на уровне капитала ниже 100 миллиардов тенге, будут привлекать депозиты населения не больше этой суммы. Вы видите, что образуется "премьер-лига" банков, которая сможет работать со всеми инструментами. Таким образом, первое ограничение связано с депозитами населения. Кроме того, для банков, у которых капитал ниже среднего по рынку, будет ограничен доступ к пенсионным деньгам, и в перспективе это будет ограничение по работе со средствами Национального фонда. И мы, и банки должны понимать степень ответственности работы с деньгами наших налогоплательщиков", – в одном из интервью разъяснил ограничения К.Келимбетов. Таким образом, полагают составители Концепции, модель развития банковского сектора делает акцент на усилении группы крупных системообразующих банков и группы средних банков. И если крупные казахстанские банки, по сути, являющиеся якорными субъектами банковской системы, будут представлять ядро банковского сектора республики на финансовом рынке ЕАЭС, то средние банки смогут обеспечить им более высокий уровень конкуренции по основным видам банковских услуг для корпоративного сектора и населения, считают в НБ РК. В результате, полагают создатели документа, стратегия повышения капитализации в среднесрочной перспективе позволит в 1,5 раза увеличить покрытие кредитными ресурсами банков валового внутреннего продукта и довести его до 60% ВВП. В настоящее время доля ссудного портфеля в ВВП составляет 38%. Также этот шаг поможет обеспечить регионы Казахстана более широким доступом к банковским услугам. "Что касается банков, то в рамках перехода к стандартам Базеля-3, поэтапно и в целом риск-менеджмент банков должен улучшиться. Мы начинаем с 1 января 2016 года и заканчиваем 1 января 2019 года. Одной из таких мер является требование к увеличению капитала. Если банк не соответствует какому-то конкретному показателю, мы не отзываем лицензию, а просто снижаем доступ к депозитам населения, о чем я неоднократно рассказывал. Это никак не скажется ни на уровне конкуренции между банками, ни на смене их бизнес-моделей и так далее. Я, наоборот, считаю, что уровень конкурентоспособности казахстанских банков повысится, особенно в рамках предстоящего вступления в ВТО и в рамках предстоящей конкуренции в ЕАЭС", – констатировал Кайрат Келимбетов. |