АСТАНА. КАЗИНФОРМ, 28 ноября
Президент РК Нурсултан Назарбаев в нынешнем Послании народу Казахстана объявил о новой экономической политике "Нурлы жол", стержнем которой должно стать инфраструктурное развитие республики. Одним из основных направлений этой работы является развитие транспортно-логистической инфраструктуры. О том, как обстоят дела в этой сфере в Мангыстауском регионе, в интервью корреспонденту "Казинформа" рассказал руководитель Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог области Уркен Бисакаев – Президент РК в своем Послании народу Казахстана особую роль отвел именно развитию дорожной инфраструктуры, каким потенциалом в этой сфере располагает ваш регион? – Да, Глава государства в своем Послании народу Казахстана объявил о новой экономической политике "Нурлы жол". Стержнем этой политики должен стать план инфраструктурного развития, одним из направлений которого станет развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Мы считаем, что эти шаги позволят Мангыстауской области окончательно сформироваться как региональному хабу на юго-западе страны, в том числе на Каспийском море. Усилению транзитного и экспортного потенциала республики через наш регион способствуют ряд реализованных и реализуемых крупных проектов. – Можно поподробнее остановиться на этих проектах? – Во-первых, это запущенная в строй в мае 2013 года железнодорожная линия "Узень – Болашак – госграница Туркменистана". Данный проект позволил открыть новый путь для перемещения грузов в направлении портов в Персидском заливе. Во-вторых, это грандиозный по своим масштабам проект "Бейнеу – Шалкар – Саксаульская – Жезказган", по которому 2 месяца назад запущено грузовое движение. Эта линия свяжет между собой кратчайшим путем восток, центр и запад страны, пройдет через четыре казахстанских области, что позволит сформировать международный транспортный коридор из Китая в Европу и страны Персидского залива, а также создаст возможности для экспорта казахстанских товаров. В-третьих, продолжая формирование железнодорожной сети, в сентябре текущего года начато строительство железнодорожной линии "Боржакты – Ерсай" с выходом на мощности запланированного к реализации проекта по строительству паромного комплекса в поселке Курык, расположенном к югу от города Актау на расстоянии 70 км. Срок завершения – 2015 год. В-четвертых, за последние несколько лет практически полностью восстановлены отсутствовавшие участки "Кульсары – Бейнеу" и "Бейнеу – Шетпе" магистральной автомобильной дороги "Атырау – Кульсары – Бейнеу – Актау". Ожидается, что до конца 2016 года данная магистраль будет полностью соответствовать необходимым техническим параметрам. В-пятых, морской порт в Актау является стратегическим грузообразующим портом на Каспийском море. В настоящее время с целью увеличения мощности порта идет непрерывная работа по оптимизации и автоматизации процессов погрузки-разгрузки грузов. С привлечением инвесторов с мировым именем начата реализации проекта строительства "северного морского терминала", с завершением в 2015 году. Наравне с этим, в поселке Курык решено строить паромный комплекс. В настоящее время разработано технико-экономическое обоснование проекта, получено положительное заключение государственной экспертизы. В-шестых, город Актау имеет один из современнейших аэропортов в Казахстане, который способен принять воздушные суда любого типа и обслужить до 2 млн. пассажиров в год. – Какова в целом протяженность автомобильных дорог региона? – Сеть автомобильных дорог общего пользования Мангыстауской области составляет 2 586,2 км, из них 1033 км – республиканского значения и 1553 км – местная сеть. В том числе – 1012 км дороги областного значения и 541 км районного. Хотел бы добавить, что более 65% автодорог региона имеют асфальтобетонное покрытие, 25% – гравийно-щебеночное и 10% дорог не имеют покрытия. – А что вы можете сказать о качестве дорог области? – Анализ состояния местной сети дорог на 01.09.2012 года показал, что межремонтные сроки автомобильных дорог полностью нарушены, асфальтобетонное покрытие имеет высокий уровень износа, капитальный и средний ремонт носят эпизодический характер, а ежегодный текущий ремонт практически не дает эффекта. Однако в последние годы положение несколько улучшается. Так, если в не удовлетворительном состоянии в 2012 году находилось 40,5% автомобильных дорог, то в 2013 году этот показатель составил – 36%; на начало текущего года – 33%. Надо отметить, что индикативный показатель на текущий год Комитетом автомобильных дорог установлен на уровне 31%. – Как осуществляется сегодня финансирование ремонта дорог? – Анализ бюджета за период 2012-2014 годы показывает динамику роста. Так, если в 2012 году на ремонтно-строительные работы было выделено 2,5 млрд. тенге (доля РБ – 82%), то в 2013 году было выделено уже 3,5 млрд. тенге (доля РБ – 54%); в 2014 году на эти цели направлено – 8,3 млрд. тенге (доля РБ – 23,1%). Средства, выделенные на 2014 год, распределены следующим образом: местная сеть – 5,2 млрд. тенге (доля РБ – 16,4%), населенные пункты – 2,8 млрд. тенге (доля РБ – 38%), разработка проектно-сметной документации – 0,3 млрд. тенге. При принятии решений о выделении средств на ремонтно-дорожные работы на местной сети акиматом области учитывался основной фактор – оперативная реанимация автодорог областного значения, с минимальным уровнем затрат, обеспечение нормального уровня безопасности дорожного движения и комфорта передвижения для жителей области. В результате этого, основной упор сделан на проведение среднего ремонта. Данный вид работ, как показывают расчеты, в 5-6 раз дешевле капитального ремонта и менее технологичный и нетрудоемкий. В результате, в текущем году путем проведения среднего ремонта планируется восстановить 85,2 км автодорог на сумму не менее 1,8 млрд. тенге. Стоимость работ по среднему ремонту составляет в среднем 21,9 млн. тенге за 1 км. – Насколько эффективен средний ремонт? – Конечно же, средний ремонт не решает полностью все вопросы. В этой связи в текущем году проведены конкурсные процедуры на капитальный ремонт двух крупных участков в сторону города Форт-Шевченко и в сторону густонаселенного Мунайлинского района, по результатам которых заключены 3-х летние контракты. В соответствии с ними предполагается отремонтировать 44 км на сумму 4,5 млрд. тенге. Всего в текущем году капитальный ремонт будет проводиться на семи участках общей протяженностью 11,7 км на сумму 1 028,4 млн. тенге. В целом, доля затрат на капитальный ремонт с каждым годом будет значительно расти (при сокращении затрат на средний ремонт). Стоимость работ по капитальному ремонту в среднем составляет 106 млн. тенге за 1 км. Кроме того, в текущем году решено начать постепенный перевод дорог с гравийно-щебеночным покрытием в дороги с асфальтированным покрытием. В настоящее время начата реконструкция 26-километрового участка автодороги "Шетпе-Кызан", стоимостью 1,9 млрд. тенге. Срок завершения – конец 2016 года. В результате принимаемых акиматом Мангыстауской области мер в 2014 году планируется восстановить 117,4 км дорог, что составляет 7,5% от их общей протяженности. Впервые заключены 3-х летние контракты на обслуживание и текущий ремонт автомобильных дорог. В этом году, за счет значительного сокращения протяженности дорог, требующих ремонта (охваченные капитальным и средним ремонтом), значительно возрастет эффективность текущего ремонта (ямочного), что также положительно скажется на общем состоянии дорог. Также за счет средств республиканского бюджета начато строительство автомобильной дороги "Сынгырлау-Сам-Ногайты-Турыш", протяженностью 73 км, стоимостью 1,8 млрд. тенге (со-финансирование из местного бюджета 10%), в том числе в 2014 году – 861,1 млн. тенге. В настоящее время жители данных населенных пунктов пользуются имеющимися степными дорогами. Завершение работ – в конце 2015 года. Таким образом, мы назвали основные направления развития местной сети дорог Мангыстауской области. Что касается реконструкции автомобильной дороги республиканского значения "Бейнеу – Шетпе", работы идут полным ходом с учетом скорректированного графика, в 2014 году будет введено 240 км, в 2015 – 60 км. Всего 6 участков, протяженностью 300 км. |