NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 08:55 ast
06:55 msk

Комплекс развития
Транспортная инфраструктура Мангистау все больше соответствует международным стандартам качества
08.12.2014 / экономика

В ходе своего рабочего визита в Мангистаускую область прошедшего осенью этого года, Президент РК Нурсултан Назарбаев ознакомился с ходом реализации проекта расширения порта Актау и дал старт строительству новой железной дороги Боржакты – Ерсай. Значение этого проекта для области трудно переоценить, ведь железнодорожная линия Боржакты – Ерсай создаст инфраструктурную основу для реализации проекта по строительству паромного комплекса порта Курык и нескольких индустриальных проектов в прибрежной зоне. Общая протяженность этой линии составляет протяженностью 13,9 километров. А планируемый срок завершения работ намечен на июнь 2015 года.
Так же Глава государства дал всестороннюю оценку развитию транспортного потенциала региона в целом:
– Благодаря тому, что Мангистауская область и город Актау находятся на берегу моря, мы реализуем здесь инфраструктурные проекты с целью выхода через морской порт Актау на внешние рынки. Железная дорога Хромтау – Алтынсарино, Жезказган – Бейнеу напрямую сориентирована на то, чтобы везти грузы из Китая и даже из района Тихого океана сюда, к вам. Это дает развитие. Через территорию Туркмении и Ирана мы собираемся выходить на Персидский залив. Стыковка железной дороги состоится в декабре этого года. Это также дает большие шансы для развития по пути следования железной дороги, создания возможных условий для развития малого и среднего бизнеса. По моему поручению мощность морского порта Актау увеличилась с 12,5 до 16 миллионов тонн в год, а к 2020 году будет доведена до 22 миллионов тонн грузов, то есть в два раза. Мы можем работать во всех направлениях: через Баку и Кавказ – там есть ресурсы. Также, Иран заявил о том, что может закупать до 6 млн. тонн зерна ежегодно. И хотя возможности зернового терминала в порту Актау пока составляют не более одного миллиона тонн, это резервы. Иран – наш сосед с восьмидесятимиллионным населением, хороший торговый партнер. Как видно, через морской порт Актау экспортный потенциал у нас большой. Наши договоренности, достигнутые с президентом Ирана по всем направлениям, не только по зерну, но и по другим грузам, открывают новые возможности для внешнего рынка Казахстана, – подчеркнул Нурсултан Назарбаев.
В свою очередь, президент АО "КТЖ" Аскар Мамин доложил Главе государства о том, что с вводом в эксплуатацию железнодорожных линий Аркалык – Шубарколь, Жезказган – Бейнеу, а также с развитием СЭЗ Хоргос – Восточные Ворота создаются новые логистические цепочки. И таким образом, открываются новые возможности для перевозки грузов в направлениях Китай – Европа, Китай – страны Персидского региона, Китай – Иран, которые требуют развития транспортной инфраструктуры Прикаспийского региона.
– На сегодняшний день странами Каспийского бассейна ведется активная работа по развитию собственной портовой инфраструктуры и увеличению флота. Так, например, до 2020 года все страны Каспийского региона планируют увеличить мощности своих портов в среднем в 1,5-2 раза, – сообщил Аскар Мамин. – Следующим шагом расширения портовой инфраструктуры Казахстана на Каспии является строительство паромного комплекса в порту Курык. Общая площадь застройки составит более 20 га. Стоимость проекта составляет 16,4 млрд. тенге, завершение строительства планируется в декабре 2016 года. В районе порта Курык планируется реализация ряда проектов, связанных с поддержкой морских нефтяных операций…
Вообще, о развитии транспортной структуры региона можно говорить долго и весьма предметно. Тем более, что значимых событий в этом направлении происходит действительно много. Так, например, в начале декабря этого года в Актау были подписаны два важных меморандума о сотрудничестве и взаимодействии в сфере строительства жилья и дорог. Один из них подписан директором ТОО "КИС-Актау" Алмасом Сатановым и руководителем управления строительства Мангистауской области Ораком Аяповым. Задача этого меморандума – ориентировать выпуск продукции комбината индустриального строительства на внутренний рынок для того, чтобы в рамках госпрограммы "Доступное жилье-2020" строилось качественное и быстровозводимое жилье.
Второй меморандум был подписан директором ТОО "Каспий Тас Жол" Ерболатом Мергенбаевым и руководителем управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Мангистауской области Уркеном Бисакаевым. Новое предприятие, старт работы которому был так же дан в декабре нынешнего года, готово выпускать 160 тонн асфальтной смеси в час и таким образом, обеспечить стабильными поставками сырья все дорожные службы полуострова.
– Развитие транспортно-логической сферы в перечне задач новой экономической политики занимает существенное значение. Мангистауская область должна сформироваться как большой транспортный хаб на западе Казахстана и морском побережье. Дорогам в этом плане придается первостепенная роль. На сегодняшний день требуется качественное, износостойкое, долговечное дорожное покрытие. Открытие новых производств и подписание меморандума имеет для решения этих задач важное значение, – рассказа журналистам в ходе церемонии подписания Уркен Бисакаев.
Кстати, не так давно, в ходе заседания областного актива достаточно подробно остановился на перспективах развития транспортной инфраструктуры области и глава региона Алик Айдарбаев:
– По поручению президента продолжается реализация проекта по расширению морского порта Актау в северном направлении. Уже построены гидротехнические сооружения, мол и волнолом, продолжаются работы по углублению дна. Помимо этого, ведется серьезная модернизация имеющихся мощностей, внедряется автоматизированная система по управлению процессом погрузки-выгрузки морских судов. Эти меры позволили увеличить пропускную способность порта с проектных 12,5 миллионов тонн грузов до 16 миллионов тонн, – сообщил Алик Айдарбаев.
Буквально с каждым годом Мангистауская область все больше превращается в важный международный транспортный узел. И особое место, здесь безусловно занимает порт Актау, уже сейчас находящийся на первом месте среди портов Каспийского моря по перевалке грузов. Ну а грядущее расширение порта, позволит достигнуть мощности двадцати двух миллионов тонн в год. В 2015-2016 годах ожидается ввод в эксплуатацию еще трех причалов, в том числе двух универсальных и одного зернового, мощностью порядка одного миллиона тонн в год.
Параллельно, идет и методичное развитие дорожной сети, постепенно связывающей между собой все уголки области.
– В текущем году на ремонтно-дорожные работы, а также на разработку проектно-сметной документации автомобильных дорог местного значения за счет средств республиканского и областного бюджетов было выделено 7,5 миллиардов тенге. За счет целевых трансфертов из республиканского бюджета начато строительство автомобильной дороги "Сынгырлау-Сам-Ногайты-Турыш". За счет средств местного бюджета продолжается капитальный ремонт участков автомобильных дорог "Таучик-Шетпе", "Актау-Форт-Шевченко", "Актау-Куюлус", средний и капитальный ремонт автомобильной дороги "Форт-Шевченко – до 43 километров дороги "Актау-Каламкас", средний ремонт дороги "Актау-Каламкас". С привлечением средств Азиатского банка развития реализуется первый этап реконструкции автодороги "Атырау-Актау" на участке "Бейнеу-Актау". Реализуется проект строительства железнодорожной линии "Бейнеу-Жезказган" на участке станции Бейнеу – станции Тассай, – рассказывает глава региона.
В целом же, хронология развития автодорожных транспортных магистралей области выглядит примерно следующим образом.
Все дорожное "хозяйство" региона в общем итоге насчитывает более тысячи километров автомобильных дорог только республиканского значения, не говоря уж о более локальных трассах. Ну а если быть более точным, сеть автомобильных дорог общего пользования Мангистауской области составляет 2 586 километров, из них 1033 километров, как уже говорилось выше относятся к трассам- республиканского значения, а 1553 километров составляет местная сеть. В том числе – 1012 километров дороги областного значения и 541 километров районного. И в настоящее время, более 65% автодорог регион уже имеют полноценное асфальтобетонное покрытие, 25% – гравийно-щебеночное и лишь десять 10% дорог пока еще не имеют покрытия.
Что творилось с ними еще несколько лет тому назад, хоть и достаточно корректно, но вместе с тем емко, было сказано в преамбуле служебной записки Азиатского банк развития (АБР) во время подготовки соглашения об открытии специализированной кредитной линии:
"Дороги области находятся в плачевном состоянии, причем более половины из них все еще являются гравийными или же грунтовыми, в то время как дороги с асфальтовым покрытием находятся в плохом состоянии из-за отсутствия технического обслуживания. В результате, средняя скорость движения низкая, затраты растут и транзитная торговля осуществляется значительно хуже ожиданий…"
– Анализ состояния местной сети дорог на сентябрь 2012 года показал, что межремонтные сроки автомобильных дорог полностью нарушены, асфальтобетонное покрытие имеет высокий уровень износа, капитальный и средний ремонт носят эпизодический характер, а ежегодный текущий ремонт практически не дает эффекта, – вспоминает печальное состояние дел руководитель Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Мангистауской области Уркен Бисакаев.
Но благодаря своевременно принятым мерам, в области начались масштабные ремонтные работы. И вот, согласно данным озвученным в те месяцы областным департаментом Комитета автомобильных дорог, в буквально за год было отремонтировано дорог на 700 миллионов тенге. В рамках соглашения о выделении средств со стороны АБР, был привлечен заем в виде в виде трех траншей. Соглашение о привлечении первого транша шло на реконструкцию участка "Бейнеу-Шетпе" на сумму 283 миллионов долларов США. Второй транш предусматривал реконструкцию участка "Шетпе-Жетыбай-Актау". Ну и наконец, третий транш направлялся на реконструкцию автомобильных дорог "Жетыбай-Жанаозен-граница с Туркменистаном" и "Бейнеу-Акжигит-граница с Узбекистаном".
В самом начале этого года, парламент ратифицировал соглашение о втором транше займа Азиатского банка развития и Министерством транспорта и коммуникаций РК и буквально сразу же были проведены конкурсные процедуры по ведению работ на участке Шетпе – Жатыбай – Актау. Сроки строительства и качество строительных работ оказались весьма оперативными и качественными в частности еще и потому, что эта дорога стала важной частью проекта "Центр – Запад", который в дальнейшем проходит через станцию Шалкар, Аркалык и в конечном итоге соединит Актау с Астаной.
В качестве немаловажных деталей, здесь, пожалуй, стоит отметить, что согласно проектно-сметной документации участок автодороги Бейнеу – Шетпе – Жетыбай стал второй технической категории – двухполосная трасса с девятиметровой проезжей частью. А участок Жетыбай – Актау относится к первой технической категории. Это современная четырехполосная трасса с разделительной полосой – барьерным ограждением.
Интересен был и представленный областными дорожниками и проект реконструкции автотрассы Жанаозен – Кендерли. На этом участке также появятся двухуровневые перекрестки. Но самое главное – если раньше водителям приходилось делать изрядный крюк и проезжать через город Жанаозен, то, согласно проекту, данная автотрасса сократилась на несколько километров благодаря новой развязке, то есть, дорожники вместо старой круговой автодороги проложили новую объездную.
Затем был проведен капитальный ремонт автодороги "Актау-Курык" протяженностью 59 километров. После ремонта трасса стала соответствовать третьей технической категории с нагрузкой на ось тринадцать тонн.
Прогресс, как говорится, был виден воочию – ведь если в 2012 году в не удовлетворительном находилось 40,5% автомобильных дорог, то в 2013 году этот показатель составил – 36% а на начало на начало текущего года снизился 33%. Кстати, здесь надо отметить, что индикативный показатель на текущий год Комитетом автомобильных дорог установлен на уровне 31%.
В результате принимаемых акиматом Мангыстауской области мер в 2014 году планируется восстановить 117,4 километров автодорог, что составляет 7,5% от их общей протяженности.
– За последние несколько лет практически полностью восстановлены отсутствовавшие участки "Кульсары – Бейнеу" и "Бейнеу – Шетпе" магистральной автомобильной дороги "Атырау – Кульсары – Бейнеу – Актау", – рассказывает журналистам республиканских СМИ руководитель Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог области Уркен Бисакаев – Ожидается, что до конца 2016 года данная магистраль будет полностью соответствовать необходимым техническим параметрам…
Кроме того, в текущем году решено начать постепенный перевод дорог с гравийно-щебеночным покрытием в дороги с асфальтированным покрытием. В настоящее время начата реконструкция 26-километрового участка автодороги "Шетпе-Кызан", стоимостью 1,9 миллиардов тенге. Срок завершения – конец 2016 года.
Впервые заключены трехлетние контракты на обслуживание и текущий ремонт автомобильных дорог. В этом году, за счет значительного сокращения протяженности дорог, требующих ремонта значительно возрастет эффективность текущего ремонта, что также положительно скажется на общем состоянии дорог.
Также за счет средств республиканского бюджета начато строительство автомобильной дороги "Сынгырлау-Сам-Ногайты-Турыш", протяженностью 73 километра стоимостью 1,8 миллиардов тенге (со-финансирование из местного бюджета здесь составило 10%), в том числе в 2014 году – 861,1 миллионов тенге. Окончательное завершение работ намечено на в конец 2015 года..
По поводу реконструкции автомобильной дороги республиканского значения "Бейнеу – Шетпе" стоит отметить, что в настоящее время, работы там идут полным ходом с учетом скорректированного графика, до конца нынешнего 2014 году будет введено 240 километров, а в 2015 году еще 60 километров. Всего же, предстоит освоить шесть участков, обще протяженностью около 300 километров…
Что же касается развития железнодорожной сети, то помимо уже упомянутых выше проектов, особое внимание заслуживает запущенная в строй в мае 2013 года железнодорожная линия "Узень – Болашак – госграница Туркменистана". Этот проект позволил области открыть новый путь для перемещения грузов в направлении портов в Персидском заливе. Так же, успешно был завершен достаточно грандиозный по своим масштабам проект "Бейнеу – Шалкар – Саксаульская – Жезказган" протяженностью 1036 километров, по которому осенью нынешнего года была запущено грузовое движение. Эта линия связывает между собой кратчайшим путем восток, центр и запад страны, пройдет через четыре казахстанских области, что позволит сформировать международный транспортный коридор из Китая в Европу и страны Персидского залива, а также создаст возможности для экспорта казахстанских товаров.
Кроме того, достаточно форсированными темпами, в сентябре этого года началось строительство железнодорожной линии "Боржакты – Ерсай" с выходом на мощности запланированного к реализации проекта по строительству паромного комплекса в поселке Курык, расположенном к югу от города Актау на расстоянии 70 километров. Здесь окончательный срок завершения строительства обозначен 2015 годом. В центре внимания соответствующих служб остаются вопросы улучшения условий для пассажирских перевозок. Планомерно продолжается работа по замене старых вагонов на новые, что уже в полной мере оценили пассажиры нескольких направлений.
И, конечно же, в рамках рассказа о развитие транспортной инфраструктуры Мангистауской области нельзя обойти вниманием морской порт в Актау который, как уже говорилось чуть выше, по праву уже является стратегическим грузообразующим портом на Каспийском море. Как известно, порт Актау является ключевым звеном транспортных коридоров Европа – Азия, проходящих через Каспийское и Черное моря, Волгу, Волго-Донской и Беломорско-Балтийский каналы, а также в направлении Ирана. Задействован маршрут проекта ТРАСЕКА, проходящий через порты Актау – Баку (Азербайджан) – Поти (Грузия).
Однако, как неоднократно подчеркивало руководство республиканских ведомств ведающих развитием транспорта- полностью его потенциал, к сожалению, так до сих пор не был раскрыт.
И, тем не менее, течении последних лет идет активная реализация концепции "Расширение Актауского международного морского торгового порта в северном направлении", конечной целью которого является создание дополнительных портовых мощностей на территории площадью в двадцать два гектара. С экономической точки зрения, расширение морпорта Актау позволит Казахстану возить такие грузы, как зерно, нефть, металлы гораздо дешевле, чем стоит их транспортировка сейчас. А, в свою очередь, это повысит конкурентоспособность казахстанских товаров, что немаловажно для всей экономики страны.
На данный момент, уже введены в эксплуатацию защитные сооружения протяженностью почти в два километра. Летом 2013 года были начаты дноуглубительные работы, необходимые для безопасной проводки судов на входе и выходе из порта.
Конечной целью данного инвестиционного проекта является строительство трех сухогрузных причалов пропускной способностью в 2,5 миллиона тонн генеральных грузов в год. Стоимость проекта – более 123 миллионов долларов.
Кстати, за первые десть месяцев нынешнего года Актауским международным морским торговым портом было обработано в общей сложности 8,5 миллионов тонн сухих и нефтеналивных грузов. В порт зашли около 1400 судов различного тоннажа. При этом, к 2020 году количество судов казахстанского сухогрузного флота планируется довести до двадцати единиц. Кстати, здесь можно напомнить и тот факт, что до декабря прошлого года Казахстан вообще не имел собственного сухогрузного флота, вследствие чего грузы из порта Актау вывозились исключительно иностранными судами. Теперь этот пробел постепенно начал устранятся.
Как указывается во всех нормативных документах, работы по расширению порта в первую очередь направлены на повышение его конкурентоспособности и повышение автоматизацию производственных процессов. В будущем, планируется довести его мощности до порядка двадцати одного миллиона тонн грузов в год. Параллельно с расширением основных мощностей, в поселке Курык было решено построить и современный паромный комплекс. На сегодняшний день, уже полностью разработано технико-экономическое обоснование проекта и получено положительное заключение государственной экспертизы…
Что же касается развития специальной экономической зоны "Морпорт Актау", то согласно статистическим данным, в настоящее время фактическая полезная площадь СЭЗ, рассчитанная с учетом будущих освоений составляет 1374 гектаров, на территории, предназначенной для целей СЭЗ, имеется шесть отдельных земельных участков (субзон), и одна прибрежная зона. Количество созданных постоянных рабочих мест насчитывает более тысячи человек, а общий объем инвестиций составил 25 миллиардов тенге. Естественно есть и отдача, так на период середины нынешнего года, было выпущено продукции на сумму 203 миллиарда тенге.
К сожалению, не всегда процесс адаптации фирм к условиям СЭЗ проходит гладко и беспроблемно. И как недавно сообщил исполняющий обязанности руководителя управления индустриально-инновационного развития области рассказал Нурбек Карасаев – в ближайшее время два предприятия должны будут покинуть территорию специальной экономической зоны "Морпорт Актау". Еще трем компаниям также были направлены соответствующие уведомления.
– Пять проектов, которые получили землю на территории специальной экономической зоны, на сегодняшний день у нас проблемные. С двумя уже расторгнут договор, и земля, отведенная когда-то им, уже передана другим инвесторам. Таким предприятиям трижды направляются уведомления о несоответствии требованиям по реализации проекта. Если инициаторы проекта не предпринимают за это время никаких действий, с ними автоматически расторгается договор в одностороннем порядке. С семью компаниями в этом году заключены договоры о развитии производств на территории специальной экономической зоны, – рассказал представителям региональных СМИ Нурбек Карасаев.
Однако, случаи принудительного расторжения контрактов скорей являются исключением из общего правила. Большинство работающих на территории СЭЗ предприятий функционируют успешно и достаточно стабильно. Это завод по выпуску труб нефтяного сортамента АО "Arcellor Mittal Tubular Products Aktau", завод морских металлических конструкций ТОО "Caspian Offshore and Marine Construction", завод по выпуску стекловолокнистых труб, инжинирингово-монтажный комплекс по производству оффшорных контейнеров, а также ТОО "Актауполимер", специализирующееся на производстве предизолированных труб.
-Текущий год для СЭЗ "Морпорт Актау" был весьма удачным, – рассказывает заместитель председателя правления СЭЗ "Морпорт Актау" Аскар Айтуаров и подчеркивает, что перспективы свободной экономической зоны растут буквально с каждым годом:
– Самая главная наша задача, это обеспечение благоприятных условий инвесторам для создания высокотехнологичных производств. Мы планируем расширить приоритетные виды деятельности СЭЗ "Морпорт Актау", что будет способствовать к привлечению дополнительных инвестиций. Переговоры о будущих вложениях ведутся уже сегодня. Одни из потенциальных инвесторов – китайская компания, которая специализируется на реализации продукции различных отраслей…
Что же касается планов на ближайшее будущее, то уже сегодня известны предприятия, которые через несколько лет будут осуществлять деятельность на территории специальной экономической зоны. В частности, на территории СЭЗ полным ходом идет строительство логистического центра азербайджанской компании "Аzersun Holding". Это будет крупнейший центр по логистике, стоимость которого составила около десяти миллионов долларов, а площадь занимает четыре гектара земли. Ну а если обратится к вопросам будущей функциональности, то по мнению экспертов, его строительство существенно расширит экспортные и транзитные возможности региона и будет способствовать развитию нефтяного сектора в Казахстане.
К сожалению, в рамках одной статьи вряд ли возможно будет подробно рассказать о всем спектре расширения транспортной инфраструктуры полуострова и как следствие развития сопутствующих отраслей. Отдельного разговора, например, безусловно заслуживают воздушных ворота Мангистау – Международный аэропорта Актау, который по своему пассажиропотоку в настоящее время уступает только двум столицам – Астане и Алматы. Так, по итогам 2013 года аэропорт обслужил 776 тысяч пассажиров, что на 67% больше чем, например было в 2009 году. При этом, в теории аэропорт может обслужить до двух миллионов пассажиров в год. В этой связи, по поручению акима области Алика Айдарбаева, специалистами прорабатывается вопрос по привлечению авиакомпаний для осуществления регулярных рейсов через город Актау, как внутри страны, так и в страны Западной Европы, Турцию и Объединенные Арабские Эмираты. Кроме того, продолжается работа по внедрению в аэропорту всех международных стандартов качества…
Как видим, выбранные приоритеты в развитие транспортной инфраструктуры региона оказались максимально верными и выверенными. И, несмотря на некоторые объективные трудности, многоплановое развитие транспортной инфраструктуры Мангистау буквально с каждым месяцем выходит на свои новые стратегические рубежи.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
О Приказе Министра энергетики РК №229 от 30 декабря 2014 года 31.12.2014
Казахстанцы начали легализовывать имущество за рубежом 31.12.2014
Рейтинги АО "Самрук-Энерго" подтверждены на уровне "ВВ+/В/kzAA-", несмотря на рост долговой нагрузки; прогноз – "Негативный" 31.12.2014
Рейтинги АО "СК "Казкоммерц-Полис"" оставлены в списке CreditWatch с негативным прогнозом 31.12.2014
В Алматы открыли новую фильтровальную станцию 30.12.2014
Казахстану открыт экспорт мяса в Россию из областей, ранее закрытых из-за ящура 30.12.2014
Заработная плата в ноябре 2014 года 29.12.2014
В Алматы прошло итоговое совещание Делового Совета 29.12.2014
АО "Казкоммерцбанк" сообщило об итогах внеочередного общего собрания акционеров АО "Казкоммерцбанк" и АО "БТА Банк" 29.12.2014
АО "КазТрансОйл" завершило реконструкцию МН Узень – Жетыбай – Актау и вторую очередь реконструкции МН Каламкас-Каражанбас-Актау 29.12.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz