Анастасия Напалкова, Анна Левинская, Анна Дерябина, rbc.ru, 31 августа
"Макдоналдс" продает свои рестораны и франшизу в 13 регионах России. Покупателем может стать Кайрат Боранбаев, один из богатейших бизнесменов Казахстана, уже владеющий франшизой сети в Казахстане и Белоруссии. Это первая крупная сделка "Макдоналдса" в новой стратегии развития франчайзинга
Казахский партнер Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила сделку по продаже 99,99% в уставном капитале московской ООО "Региональная сеть предприятий питания" (ООО "СПП"), говорится в сообщении ведомства. По данным СПАРК, компания СПП была зарегистрирована в феврале 2016 года и сейчас на 99,99% принадлежит ООО "Макдоналдс" (управляет бизнесом ресторанной сети в России). Оставшиеся 0,01% - в собственности ЗАО "Москва-Макдоналдс" (100-процентная "дочка" американской McDonald's). Уставный капитал компании составляет 6 млрд руб. Как пояснили РБК в пресс-службе "Макдоналдса", СПП будет управлять франшизой ресторанной сети в 13 регионах Уральского и Приволжского федеральных округов России. Источник в "Макдоналдсе" и два источника на рынках коммерческой недвижимости и ретейла сообщили РБК, что новым франчайзи станет Кайрат Боранбаев. Это один из богатейших бизнесменов Казахстана, который состоит в родственных отношениях с президентом республики Нурсултаном Назарбаевым: в 2013 году его дочь Алима Боранбаева вышла замуж за внука лидера страны. С 2013 года Боранбаев развивает франшизу "Макдоналдса" в Казахстане и Белоруссии. Первый "Макдоналдс" в Казахстане открылся в марте 2016 года, в течение трех-пяти лет бизнесмен планирует открыть в республике 15 ресторанов быстрого питания, писал ТАСС. В Белоруссии работает десять "Макдоналдсов": девять в Минске и один в Витебске. Официальных комментариев от представителей Боранбаева на момент публикации материала получить не удалось. "Необходимо уточнить классификацию договора - будет ли это именно франшиза или с юридической точки зрения это будет оформлено иначе", - сказал собеседник РБК, близкий к бизнесмену. "Между ЗАО "Москва-Макдоналдс" и ООО "Региональная сеть предприятий питания" подписан договор коммерческой концессии", - сообщили в пресс-службе "Макдоналдса", не раскрывая, однако, фамилию конечного покупателя. По условиям данного соглашения ООО "СПП" будет развивать франшизу "Макдоналдса" в Свердловской, Челябинской, Оренбургской, Курганской, Тюменской, Кировской областях, Республике Башкортостан, Удмуртии, Татарстане, Коми, Республике Марий-Эл, Чувашии, Пермском крае. По данным сайта компании, в этих регионах сейчас работает 67 ресторанов "Макдоналдс". Источник, близкий к "Макдоналдсу", говорит, что они перейдут в управление нового франчайзи. Ранее заключенные договоры аренды переподписываются на ООО "СПП", отметил источник РБК на рынке коммерческой недвижимости. В новую структуру переводятся и сотрудники "Макдоналдса" в данных регионах, писал Znak.com. "Макдоналдс" сейчас активно ищет новые помещения в этих регионах, и договоры будут зарегистрированы на ООО "СПП", - рассказали в консалтинговой компании "Магазин магазинов".
Кто такой Кайрат Боранбаев Кайрат Боранбаев занимает 15-е место в рейтинге 50 богатейших бизнесменов Казахстана с состоянием $350 млн, пишет "Forbes Казахстан". Ранее он возглавлял "Казросгаз" - совместное предприятие государственной нефтегазовой компании и "Газпрома". Кроме этого Кайрат Боранбаев владеет одним из крупнейших в стране торгово-развлекательных центров - Alma-Ata, сетью кинотеатров Bekmambetov Cinema и фитнес-клубов Fitnation, гостиничным комплексом Medeu Resort и другими активами. Боранбаев - президент общественного объединения "Федерация бокса Костанайской области", президент Национального паралимпийского комитета, председатель наблюдательного совета ФК "Кайрат", где, в частности, играет российский футболист Андрей Аршавин.
Долгий старт Во всем мире "Макдоналдс" развивается в основном по франшизе. Как сообщается на корпоративном сайте ресторанной сети, она насчитывает 36 тыс. точек и более 80% из них принадлежит франчайзи. В России ситуация обратная. Более 20 лет, с момента открытия первого ресторана на Пушкинской площади в Москве в 1990 году, американская компания развивалась самостоятельно. Первый франчайзи в России появился только в 2012 году. Им стала компания "Развитие Рост" (входит в холдинг "Росинтер", развивающий сети ресторанов "IL Патио", "Планета Суши", Costa Coffee и др.), которая обладала правом работать в транспортных хабах, в частности в московских аэропортах. Второе франчайзинговое соглашение "Макдоналдс" заключил лишь спустя три года: его партнерами стали структуры "Инрусинвест" и "ГиД" сибирского бизнесмена Александра Говора (также является инвестором Яйского нефтеперерабатывающего завода в Кузбассе). Говор получил возможность развивать рестораны в четырех регионах за Уралом: в Новосибирской, Томской, Кемеровской областях и Алтайском крае. Тогда же сеть продала ему четыре уже работающих ресторана в Новосибирске. Эта сделка вписывается в стратегию "Макдоналдса" в России. По плану в ближайшие три-пять лет доля франчайзинговых ресторанов от общего количества точек в России будет составлять 20%, рассказывал президент "Макдоналдса" в РФ Хамзат Хасбулатов РБК в начале 2016 года. Сейчас сеть насчитывает 573 точки в России. По мнению директора консалтинговой компании RestCon Елены Перепелицы, подтолкнуть "Макдоналдс" к переходу на систему франчайзинга могло давление со стороны российских властей. "Единоличному владельцу компании сложнее отбивать атаки. При распределении бизнеса [между разными собственниками] эти атаки становятся менее эффективными", - говорит она. В 2014 году Роспотребнадзор провел массовую проверку ресторанов "Макдоналдс" в десятках регионов и временно закрыл четыре ресторана сети в Москве, в том числе флагманский, на Пушкинской площади. Ссылаясь на слова федерального чиновника, газета "Коммерсантъ" тогда сообщала, что проверки сети идут по поручению правительства. Собеседники РБК также видели в действиях Роспотребнадзора политический подтекст. Это ответ на санкции, считал первый зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике Михаил Емельянов: "Это намек на то, что мы можем сделать; для McDonald's Россия - важный рынок". Вице-премьер Ольга Голодец, однако, опровергала эти сведения, сообщив, что у правительства нет "тотального плана" проверок ресторанов сети. Нынешняя сделка носит сугубо рыночный характер, считает исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко, - это схема, по которой "Макдоналдс" развивался исторически. "Сначала компания строила ресторан, потом передавала его в управление менеджерам, а потом им же его и продавала, - говорит Михайличенко. - К моменту продажи "Макдоналдс" уже окупал затраты, а потом получал только роялти". Таким образом, компания, с одной стороны, снимала с себя управленческую нагрузку, а с другой - была уверена в команде, которой передает ресторан.
Цена фастфуда По данным американского сайта-агрегатора франшиз FranchiseHelp.com, в 2015 году стоимость паушального взноса для открытия ресторана "Макдоналдс" составляла $45 тыс., роялти - 12% от оборота. Чтобы открыть франшизу "Макдоналдса", необходимы инвестиции общим объемом $1–2,2 млн (65–143 млн руб. по текущему курсу), говорится на сайте агрегатора. Юрий Михайличенко оценивает инвестиции в открытие одного ресторана "Макдоналдс" в России в сумму от 60 млн до 120 млн руб. Исходя из этого уставный капитал ООО "СПП" - 6 млрд руб. - может быть эквивалентен стоимости 67 ресторанов и являться ценой сделки, считает эксперт. По мнению ведущего консультанта консалтинговой компании "Магазин магазинов" Александры Ромашиной, выгода "Макдоналдса" в том, что компания экономит на издержках, связанных с управлением, не теряя при этом стабильный доход от ресторанов в виде роялти и, возможно, какого-то процента от товарооборота. "Скорее всего, это решение было принято в связи с тем, что есть определенные сложности в управлении такими большими и удаленными регионами, и головная компания посчитала, что выгоднее будет передать их партнеру и получать стабильный доход", - говорит Ромашина. Возможно, регионы Уральского и Приволжского федеральных округов оказались сложными в плане управления или кадров, соглашается руководитель отдела продажи франшиз компании "Франкон" Анна Рождественская. "Кайрат Боранбаев является франчайзи бренда "Макдоналдс" на территории Казахстана и Белоруссии, поэтому это человек не новый для сети, - добавляет Рождественская. - Работать с такими партнерами легче. Они уже досконально знают алгоритм открытия новых точек, имеют профессионально подготовленную команду, что сокращает сроки и издержки выхода в регион". |