Асет Калымов, "Казахстанская правда", 18 апреля
Транспортный пояс вокруг Алматы
БАКАД, пожалуй, один из самых сложных и затянувшихся по срокам реализации проектов, первый генплан которого был принят еще в 2002 году. Согласно технико-экономическому обоснованию, протяженность трассы должна составить 66 км по территории трех районов Алматинской области: Карасайского, Илийского и Талгарского. Это будет четырех- и шестиполосный автобан с расчетной скоростью до 150 км⁄ч, его маршрут пересечет 19 автомобильных и 2 железные дороги. На всем протяжении БАКАД планировалось построить 8 транспортных развязок, десятки мостов-путепроводов и эстакад. По оценкам экспертов, ввод дороги в эксплуатацию значительно улучшит экологическую ситуацию в Алматы, избавив город от многокилометровых пробок. Предполагается, что весь транзитный грузовой и пассажирский транспорт, заезжающий сегодня в мегаполис (около 50 тыс. автомобилей в сутки), будет обходить город по кольцевому хайвею. К примеру, из Каскелена в Талгар можно будет добраться менее чем за полчаса. В общем, ожидаемый эффект от реализации проекта – огромный. В частности, Восточная объездная автодорога (ВОАД), которая функционирует уже несколько лет, значительно облегчила жизнь и алматинцам, и жителям окрестных поселков, приезжающим в город на работу. Новая же трасса должна обогнуть мегаполис полукольцом, пересекая магистрали Алматы – Бишкек, Алматы – Астана, Алматы – Усть-Каменогорск, Кульджинский тракт и заканчиваясь на дороге в Талгар. Тем самым будут освобождены въезды в город в западном, северном и восточном направлениях, которые сегодня в часы пик забиты под завязку. Между тем в связи с нехваткой финансов в бюджете возведение важного инфраструктурного объекта раз за разом откладывалось на неопределенное время. В 2006 году Правительство включило БАКАД в список проектов, предлагаемых к реализации в рамках механизма концессии. Было решено создать наиболее благоприятные условия иностранным инвесторам. К разработке конкурсной документации проекта сметной стоимостью 86 млрд тенге привлекли Международную финансовую корпорацию (IFC) и Европейский банк реконструкции и развития. Как заявляли тогда представители Минтранскома, при строительных работах предусмотрена укладка прочного цементобетона, рассчитанного на нагрузку 12 тонн на ось. По расчетам специалистов, дорога будет платной: тариф за 1 км установят в зависимости от типа автомобиля. Трассу предполагается оснастить системами видео- и электронной фиксации. По договору концессии компания, которая построит объект, возьмет его в доверительное управление на 15 лет. Это делается с целью возврата вложенных инвестиций.
Скоро сказка сказывается С 2006 года состоялось несколько тендеров, так и не выявивших компанию-концессионера. Причины назывались разные: то девальвация тенге и сложности финансирования, то недостатки в механизмах государственно-частного партнерства. Когда в марте 2014 года конкурс по выбору концессионера в очередной раз перенесли на более отдаленный срок, представители Министерства по инвестициям и развитию пояснили, что задержка произошла в связи с отсутствием законодательной базы по концессиям. Ее срочно разработали, и вновь объявили тендер.
Инвестированием в проект БАКАД интересовались ЕБРР, Всемирный банк, Macquarie Group, а также отечественные бизнес-структуры, желающие создать консорциум с иностранцами. Начало строительства анонсировали и в 2015-м, и в 2016 годах, но дальше этого дело не продвигалось. К слову, местная общественность высказывалась категорически против дальнейшего затягивания проекта: экологическая ситуация в Алматы оставляет желать лучшего, а количество автомобилей с учетом иногороднего транспорта перевалило за миллионную отметку. Тем более что БАКАД – неотъемлемая часть международного транзитного коридора Западная Европа – Западный Китай, возведение которого началось еще в 2009 году по поручению Президента. И если громадный участок трассы протяженностью 2 787 км, начиная от Актобе до границы с Китаем, уже практически завершен, то Большая алматинская кольцевая автодорога длиной всего 66 км существует пока лишь в макете, превратившись в "бумажный" долгострой или "прожект века". Наконец, в феврале прошлого года многострадальная концессия нашла своего практического реализатора. Им стал турецко-корейский консорциум, который представил лучшую концессионную заявку. И уже сам Глава государства на праздновании 1000-летия Алматы прошлой осенью сообщил, что строительство БАКАД начнется в 2017 году. Затем на одном из заседаний Правительства вице-министр по инвестициям и развитию РК Ерлан Хаиров доложил, что ориентировочная стоимость проекта превышает 350,7 млрд тенге. То есть за прошедшие несколько лет она выросла в 4 раза. По расчетам специалистов, кольцевая дорога будет построена до 2021 года, интенсивность движения на ней составит свыше 38 тыс. автомобилей в сутки.
Проблема выкупа Казалось бы, грандиозная стройка уже должна начаться. Однако местные власти столкнулись с проблемой выкупа земельных участков и домостроений в зоне БАКАД. Причем эта проблема возникла не сегодня, а еще в 2012 году, когда жители нескольких пригородных сел, недовольные суммами компенсаций за снос своих домов, подали в суд. Прокуроры же, напротив, выяснили, что оценка изымаемых участков зачастую завышалась, при этом местные исполнительные органы не принимали мер по защите интересов государства. По данным акимата Алматинской области, изъятию подлежало свыше 690 га, большая часть которых занята дачами, крестьянскими хозяйствами, домами сельчан. Предполагалось снести около 300 домостроений в нескольких поселках. Тяжбы длились по несколько месяцев, суды отменяли ранее вынесенные решения о выплате компенсаций. По искам прокуратуры в период с 2011 года признаны недействительными 116 договоров о выкупе земельных участков. В итоге хозяевам домов и угодий пришлось возвращать в бюджет полученные средства. А процедура изъятия земель начиналась заново, и до сих пор этот процесс толком не завершен. Так, в январе текущего года заместитель главы нацкомпании "КазАвтоЖол" Темирхан Мендыгалиев выразил опасения, что сроки строительства кольцевой дороги не будут соблюдены, и попросил членов комиссии при фракции партии "Нур Отан" в Мажилисе Парламента взять этот вопрос на контроль. А на днях на заседании акимата Алматинской области сообщалось, что в вопросах принудительного отчуждения земельных участков для госнужд (в том числе по проекту БАКАД) допущены серьезные нарушения, из-за чего бюджету региона и республики нанесен ущерб на сумму 2,3 млрд тенге. Причина тому – правовая безграмотность чиновников, нарушивших процедурные правила. Острая критика прозвучала в адрес акима Илийского района Кыдыркельды Медеуова, заместителя акима области Серикжана Бескемпирова, руководителей отделов земельных отношений. Поручив вернуть в бюджет переплаченные хозяевам изымаемых участков суммы, глава региона Амандык Баталов посетовал, что отсутствует должный контроль со стороны уполномоченных служб, проявивших безответственность и халатность. Остается лишь надеяться, что процесс выкупа частных территорий скоро завершится. В перспективе вдоль кольцевой дороги планируется построить оптово-распределительный центр по хранению, сбыту и транспортировке сельхозпродукции. Это станет весомым вкладом в развитие продовольственного пояса вокруг Алматы. Главное, чтобы БАКАД запустили... |