Fitch Ratings-Москва/Лондон-28 апреля 2017 г.
Fitch Ratings подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента ("РДЭ") АО НК Казахстан темiр жолы ("КТЖ") в иностранной валюте на уровне "BBB-" со "Стабильным" прогнозом. Приоритетные необеспеченные рейтинги долга КТЖ и Kazakhstan Temir Zholy Finance B.V. также подтверждены на уровне "BBB-". Fitch классифицирует компанию как кредитно-связанную с Республикой Казахстан ("BBB"/прогноз "Стабильный"/"F2"), и рейтинги КТЖ находятся на один уровень ниже суверенных рейтингов. Тесные связи с государством являются ключевым рейтинговым фактором, который, по мнению Fitch, предполагает высокую вероятность получения поддержки в случае необходимости. Это отражает тот факт, что 100% КТЖ находится в госсобственности, сильный юридический статус компании, ее высокую стратегическую значимость для экономики Казахстана, сильный контроль и надзор со стороны государства и, в меньшей степени, интеграцию в бюджетную систему страны. В настоящее время Fitch рейтингует КТЖ с использованием методологии по рейтингованию компаний госсектора, чтобы лучше отразить роль компании в проводимой политике и связи с государством. Ранее Fitch рейтинговало КТЖ с применением корпоративной методологии о взаимосвязи между рейтингами материнской и дочерней структур. Приоритетный необеспеченный рейтинг долга Kazakhstan Temir Zholy Finance B.V. находится на одном уровне с долгосрочным РДЭ КТЖ, и это отражает мнение Fitch, что данный долг представляет собой прямые безусловные приоритетные необеспеченные обязательства КТЖ и имеет равную очередность исполнения с остальными существующими и будущими необеспеченными и несубординированными обязательствами компании.
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ
Юридический статус оценивается как "более сильный" Казахстан, через Фонд национального благосостояния Самрук-Казына ("BBB"/прогноз "Стабильный"), является единственным прямым акционером КТЖ. Компания входит в число стратегических предприятий и естественных монополий, и на нее распространяется государственное регулирование и контроль. На основании такого статуса и национального законодательства акции КТЖ не могут быть проданы, заложены или арестованы без одобрения правительства и президента Казахстана. Тем не менее, некоторые непрофильные дочерние структуры КТЖ включены в план приватизации, так как идет оптимизация структуры компании.
Интеграция оценивается как "средняя" Fitch рассматривает интеграцию компании в госсектор Казахстана как умеренную. Отчетность КТЖ не консолидируется в бюджет центрального правительства, и долг компании не консолидируется в государственный долг. Однако имеется история предоставления КТЖ господдержки, и мы ожидаем, что компания продолжит получать существенную финансовую поддержку в среднесрочной перспективе. КТЖ получает ежегодные субсидии, в основном компенсирующие часть ее издержек по пассажирским перевозкам, и такие субсидии составили менее 3% выручки компании в 2015-2016 гг. В 2015-2016 гг. компания получила взносы капитала на 196 млрд. тенге и бюджетные кредиты на 27 млрд. тенге для финансирования инфраструктурных проектов, инициированных государством.
Стратегическая значимость оценивается как "более сильная" КТЖ является интегрированным оператором железнодорожной инфраструктуры Казахстана и крупнейшей естественной монополией страны. Она управляет доступом и инфраструктурой для железнодорожных перевозок, обеспечивает диспетчеризацию, локомотивную тягу, а также дальние и пригородные пассажирские перевозки в Казахстане. КТЖ является стратегически значимой для казахстанской экономики. Ее активы были равны приблизительно 6% ВВП в 2015 г., и в компании работает около 140 тыс. человек, что делает ее одним из крупнейших коммерческих работодателей в стране. В соответствии с новой государственной программой развития КТЖ будет постепенно трансформироваться в национального транспортного и логистического оператора, сочетающего возможности по мультимодальным грузовым перевозкам (морские порты, аэропорты, автомобильные дороги и паромные терминалы). Целью такой трансформации является повышение экспортного потенциала страны и использование возможностей международного транзита.
Контроль оценивается как "более сильный" КТЖ ведет деятельность под сильным контролем и надзором со стороны государства. Это включает утверждение стратегии и бюджетов, назначение совета директоров и президента компании, установление тарифов и утверждение капиталовложений, а также государственный аудит деятельности компании. Председателем совета директоров компании из восьми членов является Первый заместитель Премьер-Министра республики, и в него входят представители государства и четыре независимых директора.
Операционная деятельность Операционные показатели КТЖ улучшились в 2016 г., подкрепляемые восстановлением прибыли, стабилизацией тенге и финансовой поддержкой от государства. Грузооборот у КТЖ (в миллионах тонно-км) стабилизировался в 2016 г. на уровне 188 159 (2015 г.: 189 759). Генерирование денежных средств от операционной деятельности (FFO) у компании заметно улучшилось до 154 млрд. тенге в 2016 г. (2015 г.: 81 млрд. тенге), в то время как ее бизнес-профиль продолжает получать преимущества от монопольных позиций компании, относительно диверсифицированной структуры продуктов и клиентской базы со сбалансированным присутствием на внутреннем, транзитном и экспортном рынках. Кредитоспособность КТЖ продолжает сдерживаться по-прежнему развивающейся системой долгосрочных тарифов и подверженностью рискам по рынкам сырьевых товаров, валютному риску и ограниченной географической диверсификации. В значительной степени компания зависит от финансовой поддержки со стороны государства для финансирования капиталоемких проектов развития инфраструктуры.
Долг КТЖ выпустила (из одобренной программы в 200 млрд. тенге) дебютные долгосрочные 10-летние внутренние инфраструктурные облигации с привязкой к ИПЦ на 50 млрд. тенге для финансирования долгосрочных инфраструктурных проектов в 2016 г. с целью диверсификации своего долгового портфеля и сокращения валютных рисков. Fitch ожидает, что КТЖ будет проводить эмиссии долга, номинированного в тенге и/или рублях в 2017-2019 гг., чтобы ограничить подверженность колебаниям валютного курса. В 2016 г. суммарный риск у компании сократился до 10% в сравнении с предыдущим годом и составил 1 240 млрд. тенге, в то время как ее показатель чистый долг/EBITDA улучшился до 5,3x (2015 г.: 9,5x). В структуре долга исторически доминирует валютный долг (77% от чистого суммарного риска в 2016 г.), включая еврооблигации и кредиты. Запас ликвидности у КТЖ в 2016 г. сократился: денежные средства и депозиты составили 50 млрд. тенге (2015 г.: 68 млрд. тенге).
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ Изменение рейтинга произойдет, если изменятся суверенные рейтинги. Какое-либо размывание связей с суверенным эмитентом ввиду ослабления юридического статуса, стратегической роли или государственного контроля, что может привести к сокращению государственной поддержки, может обусловить применение к рейтингу компании нотчинга вниз относительно суверенных рейтингов. Приоритетный необеспеченный рейтинг Kazakhstan Temir Zholy Finance B.V. находится на одном уровне с долгосрочным РДЭ КТЖ в иностранной валюте и, как следствие, будет изменяться одновременно с долгосрочным РДЭ КТЖ в иностранной валюте. |