rkastana.gov.kz, 19 мая
19 мая текущего года на заседании внеочередной пятнадцатой сессии маслихата города Астаны рассмотрен и утвержден Отчет Ревизионной комиссии по городу Астане об исполнении бюджета города Астаны за 2016 год, который по своему содержанию является заключением к соответствующему отчету местного исполнительного органа. Председатель Ревизионной комиссии по городу Астане Ғ.Ө. Молдаш представил основные мезоэкономические показатели социально-экономического развития города Астаны, озвучил основные направления Отчета за 2016 год, в котором особое внимание уделено анализу исполнения местного бюджета в 2016 году, оценке эффективности использования государственных активов отдельными субъектами квазигосударственного сектора. Отчет Ревизионной комиссии по городу Астане об исполнении бюджета города Астаны за 2016 год содержит описание сильных и слабых сторон исполнения бюджета отчетного года в части реализации инвестиционных проектов и обеспечения эффективного освоения бюджетных средств, выделяемых для решения социальных задач столицы. По итогам, рассмотрения Отчета депутатами маслихата города Астаны даны рекомендации администраторам бюджетных программ по качественной и эффективной реализации бюджетных программ с достижением показателей результата, обеспечив при этом соблюдение бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан.
-----
Астана қаласы маслихатының тұрақты комиссияларының бірлескен отырысы
Құрметті Жанат Ғазизұлы! Құрметті депутаттар! "Мемлекеттік аудит және қаржылық бақылау туралы" Қазақстан Республикасы Заңы 51-бабының 1-тармағына сәйкес Астана қаласы бойынша Тексеру комиссиясы Астана қаласы әкімдігінің 2016 жылғы жергілікті бюджетінің атқарылуы туралы есебіне қорытынды болып табылатын Есебімізді ұсынып отырмыз. Жалпы алғанда, 2016 жылы қаланың негізгі әлеуметтік-экономикалық көрсеткіштерінің өсу қарқынын және де қаржылық жылда әкімдік тарапынан елорда бюджетінің атқаруында негізгі параметрлерге қол жеткізілгенін атаймыз. Так, по данным Департамента статистики города Астаны ВРП города за 9 месяцев 2016 года составил 3,5 трлн. тенге и увеличился по сравнению с 9 месяцами 2015 года на 17,5%. В результате, доля города в структуре ВВП страны составила 11,1% и столица по данному показателю заняла вторую позицию после г. Алматы. Несмотря на замедление темпов, рост объема ВРП на душу населения за 9 месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года составил 14,7% (в 2015г. по сравнению с 2014г. составил 23,4%). Вместе с тем, по отдельным отраслям экономики наблюдается небольшой спад по сравнению с аналогичным периодом 2015 года (в промышленности – на 0,1%, операции с недвижимым имуществом – на 0,6%, оптовая торговля – на 1,2%). Эти и другие положительные тенденции оказали влияние и на показатели бюджета города, объем которой в отчетном году вырос на 13,2% по сравнению с итогами 2015 года (405,9 против 358,5 млрд.). Не повторяя показатели итогов исполнения бюджета столицы, хотел бы вкратце озвучить основные, на наш взгляд, недоработки местного исполнительного органа, допущенные при формировании и исполнении бюджета Астаны. Так, по налоговым поступлениям, как и в прошлые годы, несмотря на рост социально-экономических показателей, остается практика утверждения достаточно пессимистического бюджета столицы с дальнейшей его корректировкой по фактическим поступлениям (в 2015 году исполнение 170,7 млрд., утвержденный план на 2016 год 174,0 млрд., исполнение - 200,7 млрд.). При этом, имеются определенные резервы для увеличения поступлений по земельному налогу в бюджет города за счет выявления неиспользуемых по целевому назначению земельных участков, налогообложение которых осуществляется согласно их юридическому статусу, что приводит к значительным потерям местного бюджета. СПРАВОЧНО: УЗО в реализацию Дорожной карты по обеспечению полного изъятия неиспользуемых земель в городе Астане от 15 июля 2015 года, установлены факты неиспользования 78 земельных участков с/х назначения общей площадью 4 904,86 га, что составляет 38,2% от общего земельного фонда сельскохозяйственного назначения. Для этого требуется активизация работы по инициированию предложений по внесению соответствующих изменений в земельное законодательство страны. Влияние отдельных недостатков бюджетного планирования на исполнение затратной части бюджета наблюдалось и в 2016 году. Так, администраторами бюджетных программ в отчетном году допущено увеличение объемов неосвоенных бюджетных средств на 38,4% по сравнению с 2015 годом (с 713,9 млн. в 2015г. до 987,8 млн.в 2016г.). Кроме того, исполнение бюджета по расходам в отчетном году сопровождалось увеличением объемов дебиторской задолженности, составивший 44,9 млрд.тенге (43,8 млрд. тенге в 2015 году), и кредиторской задолженности до 3,7 млрд.тенге (3,4 млрд.тенге в 2015 году). Необходимо отметить, что более 78% дебиторской задолженности или 35,0 млрд.тенге составляет задолженность прошлых лет (в 2015г. - 32,2 млрд. тенге). Аналогично, в структуре кредиторской задолженности доля задолженности прошлых лет составляет 1,9 млрд.тенге или 51,3% (в 2015г. - 1,8 млрд.). Тем не менее, администраторами бюджетных программ преимущественно обеспечено полное (кассовое) исполнение по затратам бюджета. Однако, результаты аудиторских мероприятий Ревизионной комиссии свидетельствуют о том, что не во всех случаях обеспечивается эффективное использование бюджетных средств и активов государства, в том числе и субъектами квазигосударственного сектора. Во-первых, учитывая, что бюджет развития столицы составляет 30,8%, в ее реализации отмечаются отдельные системные недостатки. Так, все еще не решены вопросы развития инфраструктуры окраин города. К примеру, вследствие серьезных недостатков в организации процесса управления проектами, не представляется возможным определение 100%-го обеспечения населения столицы централизованным водоснабжением и водоотведением. Обеспеченность централизованным водоснабжением жителей присоединенных поселков, расположенных в границах города, составляет от 67% до 97%, что составляет более 50 тыс. человек. Доступ к централизованному водоотведению варьируется от 38% до 87%, а численность городских жителей, не пользующихся данными услугами, составляет более 90 тыс. человек. СПРАВОЧНО: Водоснабжение: "Интернациональный" - 70%,Мичурино" - 71%,"Промышленный" - 80%, "Железнодорожный" (ст. 40-я) - 85%, "Пригородный" - 97%, "Ильинка" - 82%, "Коктал-1(2)" - 86%, "Ондирис" - 67%. Водоотведение: "Интернациональный" - 39%, "Мичурино" - 65%, "Промышленный" - 41%, "Железнодорожный" (ст. 40-я) - 62%, "Заречный" - 11%, "Пригородный" - 87%, "Тельмана" - 11%, "Чубары" - 50%, "Коктал 1 (2)" - 43% и "Ондирис" - 38%. В силу различных причин активы государства в виде завершенных объектов своевременно не передаются в коммунальную собственность. Так, по состоянию на 1 октября 2016 года 30 завершенных объектов общей стоимостью 67,2 млрд. тенге отсутствовали в учете коммунальной собственности столицы, что в определенной степени влияет и на недопоступления налогов в местный бюджет. В разрезе АБП: 1) УКХ - 13 объектов на сумму 42,1 млрд.тг. (объекты завершены в 2013-2015 годах); 2) УС - 4 объекта на общую сумму 10,3 млрд. тенге; 3) УЭ - 4 объекта на общую сумму 7,1 млрд. тенге; 4) УАД - 9 объектов на общую сумму 7,6 млрд. тенге. Во-вторых, не в полной мере обеспечивается эффективное использование земельного фонда столицы. Так, Управлением архитектуры своевременно не выдаются разрешения на использование земельного участка по целевому назначению, в свою очередь, Управлением земельных отношений применяются меры воздействия к собственникам за неосвоение земельных участков, включая меры административного характера. Из-за несвоевременности информирования покупателей о сроках ввода в эксплуатацию инженерных сетей и сооружений, выдачи технических условий подключения к сетям, затягиваются сроки освоения земельных участков. К примеру, за 2015-2016 годы через аукционы реализовано 50 прав аренды земельных участков площадью 35,5902 га без доступа к инженерно-техническим сетям, что составляет порядка 53% от общей площади проданных на аукционах участков. Отчасти, проблемы в сфере использования земельного фонда связаны и с пробелами законодательного характера, которые приводят как к неэффективному использованию земельных участков, так и к недопоступлениям налогов, о чем я подробно говорил на предыдущих заседаниях постоянных комиссий маслихата. Имеются определенные издержки и в правоприменительной практике понятийных аппаратов целевого назначения земельных участков. В-третьих, социальная сфера является важнейшим показателем уровня развития каждого региона и страны в целом. Не исключением является и столица, в бюджете которой 29,6% (128,2 млрд.тенге) затрат направлены в данную область и тенденция ее роста в абсолютных цифрах впечатляет. Вместе с тем, сложность функционирования данной сферы обусловлена наличием ряда системных недостатков, связанных не только низким уровнем финансовой дисциплины отдельных объектов, но и отсутствием должного контроля со стороны администраторов бюджетных программ. Так, к примеру, важнейшим показателем сферы образования является уровень вовлеченности детей школьного возраста дополнительным образованием, уровень которой в столице составляет 23% при среднереспубликанском значении 61%, а доля детей, охваченных детско-юношеским движением, вовсе составляет 1,2% при среднереспубликанском 41%. Крайне низкие показатели связаны, на наш взгляд, не только с постоянным ростом численности школьников, но и отсутствием в столице единой стратегии развития сферы дополнительного образования, предусматривающий меры, направленные на дальнейшее развитие сети организаций дополнительного образования города, открытие новых кружков, секций и специальностей, развитие дворовых клубов, подготовку соответствующих специалистов и т.д. Анализ показал, что за последние 3 года количество кружков увеличилось на 32 кружка или на 13% и то только благодаря новому Дворцу школьников (всего 265 кружков). Не совсем прозрачна система финансирования большинства организаций дополнительного образования Управления образования, связанная с отсутствием единой методологии как на уровне республики, так и на уровне администратора бюджетной программы. И как результат, организации дополнительного образования фактически финансируются по остаточному методу. В сфере физической культуры и спорта требует более пристального внимания материально-техническое оснащение наших детско-юношеских спортивных школ, спортивные достижения которых очень внушительны и тенденция только в сторону увеличения (7 607 медалей). Так, из 10 ДЮСШа лишь четыре имеют собственную базу, что не позволяет увеличивать численность занимающихся спортом детей (всего – 7 055 или 23,5% от общей численности школьников 131 175). Соответственно, значительные средства направляются на аренду полей и залов (126,4 млн.тенге ежегодно), при этом, в отдельных случаях имеющаяся спортивная база используется неэффективно. Кроме того, не уделяется должное внимание вопросам обеспечения спортивных школ соответствующей экипировкой и инвентарем, уровень обеспеченности которых спортивной экипировкой составляет всего 11% от существующих нормативов, а спортивным инвентарем – лишь 22%. В свою очередь, ежегодные затраты Управления физической культуры и спорта на данные цели составляют менее 1% от собственного бюджета (в среднем порядка 70,0 млн.тенге) и направляются в основном на приобретение расходных материалов, такие как мячи, ракетки, клюшки и т.д. В сфере здравоохранения проанализирована деятельность Городской станции скорой медицинской помощи, находящаяся под пристальным вниманием общественности и населения в виду важности ее услуг для жителей столицы. Отмечается, что существующая сеть из 14 подстанций Скорой помощи, призванных обеспечить максимальную близость к обслуживаемому населению, распределена по городу крайне не равномерно. Полагаем, их увеличение наряду с увеличением количества специального медицинского автотранспорта позволило бы значительно сократить время обслуживания населения города, особенно в пики роста сезонных заболеваний. Так, кратковременное увеличение количества спецавтотранспорта путем их аренды в 2016 году в 2 раза снизило время оказания услуг. В тоже время, Управлением здравоохранения возможно было бы более эффективно и рационально использовать выделенные на аренду автомашин средства в сумме 300,0 млн.тенге, путем осуществления прямых закупок автомашин. Кроме того, аудит выявил и имеющиеся отклонения в методологии учета времени доезда и обслуживания вызовов. В-четвертых, акиматом города реализуются множество мероприятий, направленных на улучшение учета объектов коммунального имущества, планов оздоровления финансового состояния субъектов квазигосударственного сектора, в том числе путем передачи несвойственных государству предприятий и организаций в конкурентную среду. Так, в течение отчетного года из 10 объектов государственной собственности, подлежащих передаче, приватизировано 9. Вместе с тем, в целом, согласно Комплексным планам приватизации на 2014-2016 годы и 2016-2020 годы из 38-ми субъектов, запланированных к продаже с 2012 года, приватизированы только 18. В свою очередь, несвоевременная реализация планов по приватизации ведет к дополнительным неэффективным затратам местного бюджета, направленным на поддержание деятельности нерентабельных предприятий. Наблюдается положительный тренд по снижению как суммарного убытка, так и количества субъектов квазигосударственного сектора с отрицательными финансовыми показателями, в том числе, связанная с проводимой политикой акимата города по поддержке предприятий. В тоже время, деятельность большинства субъектов квазигосударственного сектора столицы в целом остается низкоэффективной с точки зрения достижения финансовых результатов. В завершение своего выступления, хотел бы отметить, что высказанные мною отдельные недостатки и упущения в целом не повлияли на своевременность исполнения акиматом столицы поручений Главы государства и Правительства Республики Казахстан, а также достижения основных индикаторов Программы развития города Астаны на 2016-2020 годы. Выражая благодарность за всестороннее рассмотрение и обсуждение представленного отчета Ревизионной комиссии, уважаемые депутаты, хотелось бы отметить актуальность и своевременность высказанных Вами рекомендаций и предложений, направленных на повышение качества исполнения местного бюджета и укрепления финансовой дисциплины. Баяндама аяқталды, назарларыңызға рахмет! |