NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто должен стать новым премьер-министром?
Кто человек №2 в Казахстане (июль 2018)








Поиск  
Вторник 21.08.2018 16:15 ast
13:15 msk

Рейтинги Республики Казахстан подтверждены на уровне "ВВВ-/А-3" и "kzAA"; прогноз - "Стабильный"
9 марта 2018 г. S&P Global Ratings подтвердило долгосрочный и краткосрочный суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "ВВВ-/А-3". Прогноз изменения рейтингов - "Стабильный"
12.03.2018 / экономика

РЕЙТИНГОВОЕ ДЕЙСТВИЕ
9 марта 2018 г. S&P Global Ratings подтвердило долгосрочный и краткосрочный суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "ВВВ-/А-3". Прогноз изменения рейтингов - "Стабильный". Мы также подтвердили рейтинг страны по национальной шкале на уровне "kzAA".

ПРОГНОЗ
Прогноз "Стабильный" отражает наши ожидания того, что в ближайшие два года не возникнет новых существенных финансовых требований в рамках разногласий между властями Казахстана и международными инвесторами.
Мы можем повысить рейтинги Республики Казахстан, если - вопреки нашим текущим ожиданиям - недавние политические реформы приведут к значительному укреплению общественных институтов. Рейтинги могут оказаться под давлением, если внешнеэкономические показатели страны ухудшатся в большей степени, чем мы ожидаем в рамках нашего базового сценария. Это может произойти, например, в случае дальнейшей заморозки значительного объема внешних активов Национального фонда Республики Казахстан (НФРК) либо если прогнозируемые нами совокупные потребности страны во внешнем финансировании превысят 100% поступлений по счету текущих операций (СТО) плюс доступные резервы.
Мы также можем понизить рейтинги Республики Казахстан в случае повторного возникновения дестабилизирующих факторов, например значительного повышения долларизации депозитов резидентов в банковском секторе страны или снижения прогнозируемых нами темпов роста экономики (средневзвешенного показателя реального ВВП на душу населения) до уровня существенно ниже среднего в сравнении с показателями стран с аналогичным уровнем ВВП на душу населения.

ОБОСНОВАНИЕ
Мы ожидаем, что в период до 2021 г. Чистый долг расширенного правительства Казахстана будет оставаться относительно низким поддерживать в среднем достаточно низкий уровень долга и позицию внешнего нетто-кредитора - несмотря на наше мнение об ухудшении бюджетных и внешних показателей после заморозки активов НФРК на сумму 22,6 млрд долл. (13% ВВП страны в 2018 г.). Мы ожидаем, что оставшаяся на счетах НФРК сумма (почти 20% ВВП) не будет заморожена в рамках продолжающихся разногласий с внешними инвесторами. По нашим расчетам, объем ликвидных активов правительства будет в целом покрывать объем обязательств в 2018-2021 гг.
Рейтинги Республики Казахстан по-прежнему поддерживаются преимущественно сильными показателями баланса правительства, обусловленными профицитами бюджета в период высоких цен на сырьевые товары (соответствующие средства аккумулированы в НФРК). Прогнозируемые к 2021 г. значительные внешние ликвидные активы, объем которых превышает внешний долг экономики, также поддерживают уровень рейтингов.
Негативное влияние на уровень рейтингов Казахстана по-прежнему связано с потенциально низкой предсказуемостью будущих политических решений вследствие высокой централизации политических процессов, умеренным уровнем благосостояния и сохранением проблем, препятствующих доверию к монетарной политике, учитывая наше мнение о том, что независимость центрального банка ограничена.

Финансовая гибкость и финансовые показатели: ослабление бюджетной и внешней позиции в связи с заморозкой счетов НФРК
Мы исключили из оценки активов НФРК 22,6 млрд долл. (13% ВВП в 2018 г.) после того, как счета фонда были заморожены вследствие разногласий между правительством Казахстана и иностранными инвесторами.
В связи с этим мы ожидаем, что в период до 2021 г. правительство станет нетто-заемщиком, однако объем обязательств лишь незначительно превысит объем активов.
Кроме того, в связи с заморозкой активов ухудшилась наша оценка внешних показателей Казахстана. В настоящее время мы ожидаем, что объем ликвидных активов будет превышать объем обязательств по внешнему долгу в среднем на 5% поступлений по СТО в 2018-2021 гг. в сравнении с оценками на уровне около 20% до заморозки активов.
В конце 2017 г. Bank of New York Mellon заморозил примерно 22,6 млрд долл. (13% ВВП) активов НФРК в рамках разногласий между правительством Казахстана и иностранными инвесторами. Разногласия начались в 2013 г., когда шведский суд вынес судебное решение относительно денежных средств в размере примерно 500 млн долл. в пользу иностранных инвесторов. Правительство Казахстана оспаривает это судебное решение, однако оно вступило в силу в Бельгии и Нидерландах, в результате чего средства на счетах НФРК в этих странах были заморожены. В связи с этим мы исключили 22,6 млрд долл. из нашей оценки активов НФРК на период 2017-2021 гг., так как в настоящее время неясно, как долго эти активы будут оставаться замороженными.
23 января 2018 г. НФРК получил доступ к средствам на счетах в Нидерландах, однако, насколько мы понимаем, счета в Бельгии по-прежнему заморожены. Ожидается, что бельгийский суд вынесет решение весной 2018 г.
Кроме того, возобновление доступа к активам возможно, если правительство Казахстана предоставит залоговое обеспечение суммы, определенной шведским судом. В настоящий момент правительство Казахстана не имеет доступа к замороженной части активов НФРК. В случае размораживания активов мы, по всей видимости, вновь включим их в расчет бюджетных и внешних активов правительства. По нашим оценкам, бюджетные и внешние показатели правительства Казахстана в целом достаточно высоки, что позволяет правительству противостоять этим непредвиденным обстоятельствам.
В настоящее время мы продолжаем рассматривать невысокий государственный долг Казахстана как ключевой позитивный рейтинговый фактор. По нашим оценкам, ликвидные активы расширенного правительства составят 21% ВВП в 2018 г., а с учетом замороженных активов - 33% ВВП. Ликвидные активы расширенного правительства представлены главным образом активами НФРК (преимущественно в форме инвестиций за рубежом). Учитывая относительно низкий уровень долга - около 20% ВВП, мы отмечаем, что правительство являлось нетто-кредитором, при этом объем активов превышал объем обязательств на 25% ВВП в 2016 г. В 2017 г. в результате заморозки активов разница между объемом активов и обязательств сократилась до 2%, и, если ситуация не изменится, правительство станет нетто-заемщиком в период до 2021 г. (с небольшим превышением обязательств над активами).
Во втором полугодии 2017 г. органы власти Казахстана осуществили рекапитализацию банковской системы страны. На наш взгляд, мы учли в нашем бюджетном прогнозе основную часть расходов на рекапитализацию банков. В бюджете правительства на 2017 г. было предусмотрено увеличение расходов на рекапитализацию АО "Фонд проблемных кредитов" (составляющего 4% ВВП), позволившее фонду осуществить выкуп проблемного кредита, выданного АО "БТА Банк" со стороны АО "Казкоммерцбанк" (ККБ). С учетом списания этого кредита с баланса банков оцениваемый нами уровень проблемных активов банковской системы Казахстана сократился до 25-30% совокупного портфеля. Мы не ожидаем, что государственная программа рекапитализации будет достаточной мерой, которая позволит улучшить способность банков выступать посредниками в кредитовании экономики страны. В настоящий момент банковский сектор Казахстана относится к группе 8 по уровню отраслевых и страновых рисков банковского сектора (Banking Industry Country Risk Assessment - BICRA; в группу 1 входят страны с наименьшими рисками, а в группу 10 - страны с наибольшими рисками; см. статью "Отраслевые и страновые риски банковского сектора: Республика Казахстан", опубликованную 2 октября 2017 г.).
Кроме того, насколько мы понимаем, в конце 2017 г. АО "Казахстанский фонд устойчивости", дочерняя компания Национального банка Республики Казахстан (НБРК), предоставило дополнительный капитал в объеме 650 млрд тенге (около 1% ВВП) пяти казахстанским банкам (АО "Цеснабанк", АО "Банк ЦентрКредит", АО "АТФБанк", АО "Евразийский банк" и АО "Bank RBK"). Средства были предоставлены в форме субординированного кредита (денежных средств, эмитированных НБРК), который будет использоваться банками для покупки ценных бумаг НБРК. Согласно нашей методологии в тех случаях, когда центральные банки размещают долговые обязательства для нужд, отличных от целей денежно-кредитной политики, мы, как правило, включаем эти обязательства в расчет долга расширенного правительства (см. статью "Какова связь между центральными банками и государственным долгом?", опубликованную 22 июня 2017 г. в RatingsDirect).
В наш расчет бюджетных показателей расширенного правительства входят доходы центрального правительства, местных органов власти и НФРК. В соответствии с нашей методологией мы включаем внебюджетные программы экономического развития, осуществляемые через государственные организации и финансируемые НФРК, в наш расчет расходов расширенного правительства. В отличие от органов власти мы не включаем в расчет доходов расширенного правительства корректировку, связанную с переоценкой валютных активов НФРК, выражаемых в тенге. Согласно нашей методике расчета показателей дефицит консолидированного бюджета расширенного правительства увеличился с 4% ВВП в 2016 г. до 6,4% ВВП в 2017 г. - главным образом в связи расходами правительства на рекапитализацию банковской системы, которые составили примерно 5% ВВП. В отсутствие дальнейших расходов, связанных с банковским сектором, мы ожидаем, что дефицит сократится примерно до 1% в 2018 г.
Мы ожидаем, что за период до 2021 г. новый налоговый кодекс позволит увеличить доходы примерно на 3% ВВП, что свидетельствует о большей фискальной гибкости Казахстана по сравнению с сопоставимыми странами. Поправки к налоговому кодексу могут позволить сократить диспропорции и привести к увеличению доходов за счет усовершенствования системы освобождения от налогов и льготных режимов, что позволит расширить налоговую базу и будет способствовать консолидации бюджета. Эти изменения предусматривают увеличение акцизов, расширение базы НДС и дополнения к системе налогообложения природных ресурсов.
Около половины долга правительства номинировано в иностранной валюте, в результате чего объем обязательств и расходы на погашение долга зависят от колебаний валютного курса, однако это частично компенсируется поступлениями нефтяного сектора, номинированными в долларах США. Помимо этого, рассчитываемый нами коэффициент расходов на обслуживание долга может вырасти еще значительнее в связи с ростом инфляции, вызванным ослаблением тенге, поскольку долг правительства, привязанный к уровню инфляции, составляет около 14% совокупных долговых обязательств (см. табл. 4 в статье "Долг суверенных правительств в 2018 г.: объем заимствований стабилизируется на уровне 7,4 трлн долл.", опубликованной 22 февраля 2018 г.). Мы ожидаем, что расходы на обслуживание долга правительства в среднем по-прежнему будут превышать 5% доходов в 2018-2021 гг.
В 2017 г. дефицит по СТО был ниже ожидаемого, что связано с ростом нефтедобычи и цен на нефть. Мы ожидаем дальнейшего сокращения дефицита по СТО в период прогнозирования, отчасти за счет отложенного эффекта, связанного с обесценением тенге в 2015 г. На наш взгляд, прежде сильная позиция правительства как нетто-кредитора значительно ослабла в связи с заморозкой активов НФРК в размере 22,6 млрд долл. В настоящее время мы полагаем, что внешние ликвидные активы Казахстана будут превышать объем совокупного долга в среднем на 5% поступлений по СТО в 2018-2021 гг. в сравнении с предыдущими оценками на уровне около 20%. Мы отмечаем, что накопленный объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) долгового типа составлял около 105 млрд долл. в 2017 г. (66% совокупных накопленных ПИИ), что близко к 70% ВВП, или 192% поступлений по СТО. ПИИ входят в состав внешних обязательств экономики и могут обусловить давление на платежный баланс в случае ускоренной репатриации прибыли и капитала, однако мы не ожидаем подобного развития событий на протяжении горизонта нашего прогнозирования. Это поддерживается нашим мнением о том, что ПИИ являются более стабильным источником финансирования, чем портфельные инвестиции, а также тем фактом, что ПИИ долгового типа сконцентрированы главным образом в стратегически значимых для экономики Казахстана отраслях - нефтяной и добывающей. Кроме того, значительная доля дохода от ПИИ реинвестируется в сектор, что свидетельствует о долгосрочной приверженности инвесторов этим проектам.
В настоящее время при расчете объема доступных резервов мы не учитываем операции "валютный своп", которые НБРК проводит с казахстанскими банками (оценка согласно номинальному объему на конец года). Мы полагаем, что резервы, задействованные в сделках "валютный своп" и связанные балансирующими обязательствами, недоступны для немедленного использования в обменных операциях или для погашения внешнего долга. Вместе с тем объем "свопов" сократился примерно с 10 млрд долл. в 2014 г. (34% совокупных международных резервов) до менее чем 1 млрд долл. в 2018 г. (2% резервов). Сделки "валютный своп" используются для поддержания уровня ликвидности казахстанских банков в национальной валюте и по сути приводят к перемещению внешних активов из банков в НБРК. Мы также корректируем объем доступных резервов с учетом созданных банками провизий по кредитам резидентов в иностранной валюте. На наш взгляд, качество международных резервов НБРК также снизилось в связи с размещением казахстанскими коммерческими банками валютных депозитов (корреспондентских счетов) в НБРК. При этом мы отмечаем, что в 2018 г. доля таких депозитов снизилась примерно до 15% международных резервов НБРК в сравнении почти с 50% в 2015 г.
По нашему мнению, переход к "плавающему" курсу тенге и таргетированию инфляции, объявленный НБРК в 2015 г., привел к корректировке обменного курса и позволил несколько снизить внешние риски. Вместе с тем наша оценка гибкости монетарной политики ограничена все еще недостаточно длительным сроком деятельности в условиях "плавающего" валютного курса. Мы отмечаем, что политика НБРК допускает интервенции на валютный рынок с целью предотвращения резких колебаний обменного курса тенге и обеспечения финансовой стабильности. В 2016 г. совокупный объем иностранной валюты, приобретенной НБРК, составил около 10% совокупных резервов, что снизило темпы укрепления тенге. В 2017 г. продажа иностранной валюты в размере около 2% совокупных резервов позволила НБРК поддержать обменный курс тенге.
Мы отмечаем сохранение проблем, препятствующих доверию к монетарной политике, таких как избыточный объем ликвидности в национальной валюте на фоне умеренного роста кредитования.
Вместе с тем мы отмечаем снижение инфляции в годовом выражении с двузначного уровня в 2016 г. до целевого диапазона, установленного НБРК - 6-8%. Мы также полагаем, что НБРК может испытывать политическое давление, что было подтверждено рядом примеров в последние годы, когда НБРК был вовлечен в деятельность, не входящую в сферу ответственности центрального банка, включая приобретение им доли в государственной нефтегазовой компании АО НК "КазМунайГаз" и компенсационные выплаты по депозитам в национальной валюте после девальвации тенге в 2015 г.
Переход к "плавающему" курсу тенге и таргетированию инфляции обусловил значительную волатильность валютного курса и процентной ставки в конце 2015 г. и начале 2016 г. В результате дальнейшего падения тенге доля валютных депозитов возросла и в январе 2016 г. достигла пикового значения, близкого к 70% совокупных депозитов. Однако после того как НБРК предпринял ряд мер по стабилизации ситуации на рынке и улучшению показателей ликвидности (включая смягчение требований к объему резервов и повышение рекомендованного максимального уровня процентных ставок по депозитам в национальной валюте), рост цен на нефть и более стабильный, благодаря мерам НБРК, курс национальной валюты обусловили обратную конвертацию валютных депозитов в тенге, и доля их долларизации составила менее 50% в конце 2017 г.
Институциональная система и экономика: поправки в конституцию, скорее всего, окажут лишь ограниченное действие в ближайшей перспективе
Поправки в конституцию призваны обеспечить возможность укрепления государственных институтов Казахстана в переходный период после ухода Нурсултана Назарбаева с поста президента.
Мы ожидаем, что темпы реального экономического роста стабилизируется на уровне около 3% в среднем в 2018-2021 гг. на фоне реализации правительственных программ по развитию инфраструктуры и повышения нефтедобычи на Кашаганском месторождении.
По нашим оценкам, тенденция роста реального ВВП на душу населения (на основании средневзвешенного значения за 10 лет) повысится примерно до 1,6% в среднем за период 2012-2021 гг., т.е. будет соответствовать нижней границе диапазона, определенного для сопоставимых стран с аналогичным уровнем развития.
Наши рейтинги Республики Казахстан по-прежнему ограничены в связи с высокоцентрализованным, на наш взгляд, процессом принятия решений, что может снизить его предсказуемость. В стране не было случаев передачи власти какому-либо другому лицу с тех пор, как Нурсултан Назарбаев занял должность президента после обретения Казахстаном независимости в 1991 г. В результате сохранения власти в руках президента Назарбаева мы отмечаем, что с момента распада СССР политическая система Казахстана является одной из самых стабильных в регионе. Нурсултан Назарбаев заявил о намерении пробыть на своем посту до окончания президентского срока в 2020 г. Мы отмечаем неопределенность относительно потенциального преемника президента.
В начале марта 2017 г. Нурсултан Назарбаев объявил о конституционных изменениях в Парламенте Республики Казахстан, призванных повысить роль Кабинета министров и Парламента за счет сокращения президентских полномочий. На наш взгляд, эти действия были предприняты с целью создать институциональные условия для передачи власти будущему преемнику президента, однако мы не ожидаем, что они приведут к практическим последствиям в ближайшее время.
Ключевым сектором экономики Казахстана является нефтяной, на который напрямую приходится примерно 15% ВВП, более половины объема экспорта и 35% доходов расширенного правительства. Тем не менее, хотя этот сектор и обеспечивает поддержку экономики страны в периоды высоких цен на нефть, мы рассматриваем нефтяные доходы как фактор, обусловливающий значительную волатильность условий торговли и базы доходов правительства.
Мы ожидаем, что темпы экономического роста Казахстана составят в среднем 3% в 2018-2021 гг. на фоне роста государственных инвестиций и увеличения экспорта в связи с некоторым улучшением прогноза цен на нефть и увеличением объемов добычи на Кашаганском месторождении (см. статью "S&P Global Ratings повышает допущения в отношении цен на нефть марки Brent и марки WTI", опубликованную 18 января 2018 г.).


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В результате проведенной геологоразведки в 2017 году увеличены прогнозные ресурсы золота, меди и полиметаллов 30.03.2018
О ситуации на финансовом рынке 29.03.2018
Программу "Цифровая железная дорога" реализуют в АО "НК "ҚТЖ" по пяти направлениям деятельности 29.03.2018
Принята программа помощи валютным ипотечным заемщикам 29.03.2018
Автопарк Алматы пополнился новыми маневренными эвакуаторами 29.03.2018
АО "НК "ҚТЖ" повышает клиентоориентированность и сервис на трансказахстанских маршрутах 28.03.2018
Rothschild предложила Казахстану проводить pre-IPO компаний, отобранных для приватизации 28.03.2018
Ситуация на рынке труда в 2017 году 28.03.2018
Казахская академия транспорта и коммуникаций им.М.Тынышпаева реализована за 10,2 млрд тенге 28.03.2018
Цифровизация Минфина облегчит жизнь госорганам и бизнесу 27.03.2018

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
21.08.18 Вторник
81. КАДЫРЖАНОВ Еркин
76. ДРИЛЛЕР Христиан
72. КАЗАКОВ Александр
72. НУРГАЗИНОВ Жакуп
71. ЖЕНСЫКБАЕВ Александр
70. КУАНДЫКОВ Балтабек
67. ДОСТИЯРОВ Абай
65. ИМАНГАЛИЕВ Асхат
65. КУШЕРБАЙ Айтбай
64. ХУСАИНОВ Булат
60. КАРИКБОЛОВ Бекжан
55. АЛЬЗАКОВ Ерзат
55. МУКАШЕВ Мурат
54. БЕЙСЕМБАЕВ Даурен
54. КАЗЫХАНОВ Ержан
...>>>
22.08.18 Среда
97. КАЛИКОВ Аманжол
72. БАКЕНОВ Халель
71. НУРГАЛИЕВ Турар
70. АСАУБАЕВ Канат
70. БАЙГАРИН Бекбулат
70. МЫРЗАЛИЕВ Болат
67. БАЙЖАНОВА Надежда
65. МАШКЕНОВ Мурат
63. АМАНГЕЛДИ Аширбек
63. ДОНБАЕВ Калдыбек
62. СЕЙФУЛЛИН Амандык
61. ДОНСЕБАЕВ Калмухамет
61. ПЯ Юрий
60. ДЖЕРЕМБАЕВА Найля
60. КУЖИЕВ Болат
...>>>
23.08.18 Четверг
96. БРАГИН Александр
80. ШИРЯЕВ Анатолий
77. СМАИЛ Нусіп
70. ЗЕЙНЕЛЬГАБДИН Алтай
70. ТЕЛЬНОВ Владимир
69. БИЖАНОВ Ахан
68. НАБИЕВ Нурлан
65. РУСТАМБАЕВ Абдуазим
64. КУАНЫШЕВ Толеген
64. ТУЛЕКБАЕВ Марат
62. ТРУСОВ Евгений
61. БОШАНОВ Алтай
61. ИСИМБАЕВА Гульмира
61. КИШКАШБАЕВ Тлеугали
60. МАМБЕТОВ Алматбек
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050