МОСКВА (S&P Global Ratings), 25 июня 2018 г.
S&P Global Ratings подтвердило долгосрочные и краткосрочные кредитные рейтинги по обязательствам в иностранной и национальной валюте казахстанского АО "Фонд развития предпринимательства "ДАМУ" (ДАМУ) на уровне "ВВ+/В". Одновременно мы подтвердили рейтинг ДАМУ по национальной шкале на уровне "kzAA-". Прогноз изменения рейтингов - "Стабильный". Подтверждение рейтингов отражает главным образом наше мнение о том, что ДАМУ по-прежнему является "ключевой" дочерней компанией в структуре Группы "Байтерек", учитывая задачи фонда по поддержке и развитию сектора малого и среднего бизнеса (МСБ) в Казахстане. Подтверждение рейтингов также отражает "чрезвычайно высокую" вероятность предоставления ДАМУ экстраординарной поддержки со стороны правительства в стрессовой финансовой ситуации. Кредитный профиль Группы "Байтерек" ("bb+") отражает характеристики консолидированной операционной группы с учетом экстраординарной поддержки от государства, а также уровень суверенного рейтинга Республики Казахстан ("ВВВ-"). Оценка кредитного профиля группы на одну ступень ниже суверенного рейтинга, что отражает негативные тенденции в секторе организаций, связанных с государством (ОСГ), в Республике Казахстан (см. статью "Рейтинги АО "Фонд развития предпринимательства "ДАМУ" понижены до "ВВ+/В" в связи с негативной тенденцией в отношении государственной поддержки; прогноз - "Негативный"", опубликованную 30 июня 2017 г.). Мы полагаем, что ДАМУ является "ключевой" структурой в Группе Байтерек, и поэтому приравниваем рейтинг ДАМУ к оценке кредитного профиля группы. Активы ДАМУ составляли около 10% консолидированных активов Группы "Байтерек" в конце 2017 г. Мандат ДАМУ, который заключается в поддержке развития сектора МСБ в Казахстане, тесно связан с общей стратегией Группы "Байтерек". Мы также считаем маловероятной приватизацию ДАМУ. По нашему мнению, существует "чрезвычайно высокая" вероятность того, что в случае необходимости правительство предоставит ДАМУ своевременную экстраординарную поддержку. Наше мнение основывается на результатах оценки: - "неразрывных" связей ДАМУ с Правительством Республики Казахстан, о чем свидетельствует тот факт, что фонд на 100% принадлежит государству через АО "Национальный управляющий холдинг "Байтерек". Фонд ДАМУ был образован в 1997 г. Указом Президента Республики Казахстан. Статус ДАМУ определен в Законе Республики Казахстан "О частном предпринимательстве", в котором указано, что фонд является организацией, способствующей развитию предпринимательства от лица государства. Мы не ожидаем приватизации ДАМУ в обозримом будущем; - "очень важной" роли фонда для Правительства Республики Казахстан в реализации государственной программы развития сектора МСБ в Казахстане. Правительство определило рост сектора в качестве приоритетного направления развития и диверсификации экономики Казахстана. ДАМУ является основным инструментом реализации нескольких государственных программ, в том числе программы "Дорожная карта бизнеса - 2020", направленной на поддержку сектора МСБ, Государственной программы инфраструктурного развития "Нурлы Жол", а также новой программы, ориентированной на развитие продуктивной занятости и массового предпринимательства в стране в 2017-2021 гг. Мы ожидаем, что ДАМУ будет и в дальнейшем поддерживать сектор МСБ и выполнять различные государственные программы. Однако, насколько мы понимаем, финансирование программ будет поступать главным образом из негосударственных источников, в том числе со стороны международных финансовых институтов. Наши рейтинги ДАМУ на четыре ступени выше оценки его характеристик собственной кредитоспособности (stand-alone credit profile - SACP), которая была подтверждена на уровне "b". Оценка SACP фонда отражает базовый уровень рейтинга казахстанских банков ("bb-"), обусловленный высокими экономическими и отраслевыми рисками банковской системы страны, а также некоторые факторы, характеризующие деятельность ДАМУ (например, небольшой размер фонда в сравнении с казахстанскими коммерческими банками средней величины и концентрацию деятельности на кредитовании коммерческих банков). Мы ожидаем, что показатели капитализации ДАМУ останутся "сильными", однако прогнозируем их снижение в ближайшие 18 месяцев в связи со значительными планами роста фонда. Наша оценка позиции ДАМУ по риску соответствует среднему уровню по банковской системе Казахстана и отражает, с одной стороны, подверженность фонда рискам концентрации, связанным с казахстанскими банками (мы отмечаем несколько случаев дефолтов банков за прошедшие 18 месяцев) и растущую подверженность рискам, связанным с предприятиями МСБ в связи с предоставлением гарантий, а с другой - эффективную практику риск-менеджмента. Ликвидных активов ДАМУ достаточно для покрытия выплат в погашение краткосрочного долга, однако мы отмечаем подверженность фонда риску рефинансирования, поскольку в его профиле фондирования преобладают средства, привлеченные на открытом рынке. ДАМУ планирует снизить концентрацию профиля фондирования путем привлечения различных рыночных источников и сократить долю государственного финансирования. Прогноз "Стабильный" по рейтингам ДАМУ отражает аналогичный прогноз по рейтингам Республики Казахстан. Мы можем пересмотреть прогноз или изменить рейтинги ДАМУ в случае аналогичных действий в отношении суверенных рейтингов. Рейтинги фонда также могут быть понижены, если мы будем отмечать признаки ослабления государственной поддержки для Группы "Байтерек" или других ОСГ в ближайшие 12 месяцев. Мы можем повысить рейтинги ДАМУ в случае существенного повышения эффективности мониторинга правительством долговых обязательств ОСГ и административных механизмов предоставления экстраординарной поддержки сектору ОСГ Казахстана. |