МОСКВА (S&P Global Ratings), 22 июня 2018 г.
S&P Global Ratings подтвердило долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги по обязательствам в иностранной и национальной валюте АО "Банк Развития Казахстана" (БРК) на уровне "ВВ+/В". В то же время мы подтвердили рейтинг БРК по национальной шкале на уровне "kzAA-" и рейтинг приоритетных необеспеченных облигаций на уровне "ВВ+". Прогноз - "Стабильный". Подтверждение рейтингов отражает наше мнение о "практически безусловной" вероятности предоставления своевременной экстраординарной государственной поддержки БРК в стрессовой для него финансовой ситуации. БРК - крупнейшая компания в составе государственного холдинга "Байтерек", и мы ожидаем, что она останется "ключевой" дочерней структурой с точки зрения реализации общей стратегии группы, направленной на поддержку роста и диверсификации экономики страны. Наша оценка кредитного профиля группы (group credit profile - GCP) отражает консолидированную кредитоспособность всех подразделений группы с учетом экстраординарной государственной поддержки, а также уровень суверенных рейтингов Республики Казахстан ("ВВВ-"). Наша оценка GCP ("bb+") на одну ступень ниже суверенных рейтингов, что отражает негативные тенденции в казахстанском секторе организаций, связанных с государством (ОСГ) (для получения более подробной информации см. статью "Рейтинги АО "Банк Развития Казахстана" понижены до "ВВ+/В" в связи с негативной тенденцией в отношении государственной поддержки; прогноз - "Негативный"", опубликованную 30 июня 2017 г.). Мы считаем БРК "ключевой" структурой группы "Байтерек"; как следствие, мы приравниваем его рейтинги к оценке GCP. По состоянию на конец 2017 г. на долю БРК приходилось 60% консолидированных активов группы. Правительство страны поставило перед БРК задачу содействовать развитию экономики Казахстана путем финансирования приоритетных секторов экономики, что соответствует общей стратегии группы "Байтерек". Кроме того, мы считаем продажу БРК крайне маловероятной. Мы ожидаем, что БРК будет пользоваться преимуществами, связанными с поддержкой со стороны государства. В частности, мы оцениваем вероятность предоставления банку экстраординарной государственной поддержки как "практически безусловную", принимая во внимание следующие факторы: - "неразрывные" связи банка с Правительством Республики Казахстан, поскольку он на 100% принадлежит государству и контролируется им через холдинг "Байтерек". БРК был образован в 2001 г. в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан и имеет особый статус национального института развития в соответствии с Законом Республики Казахстан "О Банке Развития Казахстана". БРК не имеет лицензии на банковскую деятельность и не обязан выполнять пруденциальные требования, установленные для коммерческих банков. Ранее правительство увеличивало капитал БРК через холдинг "Байтерек", в частности, акционерный капитал банка был увеличен на 20 млрд тенге в 2016 г. и на 25 млрд тенге в 2017 г.; - "критически важная" роль банка как основного финансового инструмента правительства для выполнения программы развития инфраструктуры производственных и перерабатывающих отраслей экономики. БРК предоставляет долгосрочные кредиты для финансирования масштабных и капиталоемких инвестиционных проектов, которые имеют стратегическую экономическую или социальную значимость для Правительства Республики Казахстан. Банк является ключевым финансовым институтом, обеспечивающим выполнение нескольких государственных программ, включая пятилетнюю Государственную программу по индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2015-2019 гг. и Государственную программу инфраструктурного развития "Нурлы Жол". В сентябре 2017 г. БРК внес изменения в стратегию развития, которая в настоящее время предусматривает увеличение доли негосударственного финансирования примерно с 58,9% в 2016 г. не менее чем до 80% объема привлечения в отчетном году к 2023 г., а также рост доли частных бизнес-проектов в кредитном портфеле банка с 57,4% в 2016 г. не менее чем до 70% к 2023 г. в соответствии с намерением Президента Республики Казахстан сократить государственное участие в экономике страны. На наш взгляд, это не свидетельствует о снижении вероятности предоставления БРК экстраординарной государственной поддержки. Наши рейтинги БРК на четыре ступени выше оценки характеристик собственной кредитоспособности (stand-alone credit profile - SACP) банка - "b". Мы подтвердили нашу оценку SACP на уровне "b", которая учитывает базовый уровень рейтинга казахстанских банков ("bb-"), обусловленный высокими экономическими и отраслевыми рисками банковского сектора, и факторы, характерные для этой организации, в частности, значительный размер БРК, который лишь немного уступает двум крупнейшим коммерческим банкам в Казахстане. Мы ожидаем, что показатели капитализации БРК останутся адекватными, несмотря на некоторое снижение, ожидаемое в ближайшие 18 месяцев, в связи с введением стандарта МСФО 9. Позиция по риску БРК сравнима со средними показателями по банковской системе страны и отражает, с одной стороны, высокий уровень концентрации кредитного портфеля на отдельных контрагентах и секторах, а с другой - низкий показатель отраженных в отчетности проблемных кредитов после того, как несколько лет назад проблемные кредиты, выданные в прошлые периоды, были переданы АО "Инвестиционный фонд Казахстана". Ликвидные активы банка в достаточной степени покрывают краткосрочные долговые обязательства, однако банк остается подверженным риску рефинансирования, поскольку в его базе фондирования преобладает финансирование, привлекаемое на открытом рынке, отличающееся высокой концентрацией. БРК намерен диверсифицировать источники заимствований и снизить зависимость от финансирования, предоставляемого государством.Прогноз "Стабильный" по рейтингам банка отражает аналогичный прогноз по рейтингам Республики Казахстан. Любые рейтинговые действия в отношении суверенных рейтингов, вероятнее всего, приведут к аналогичному рейтинговому действию в отношении рейтингов БРК. Мы можем понизить рейтинги БРК в том случае, если будем отмечать признаки ослабления государственной поддержки, предоставляемой группе "Байтерек" или - шире - другим ОСГ в ближайшие 12 месяцев. Мы можем повысить рейтинги банка в случае существенного улучшения системы мониторинга долга ОСГ и повышения эффективности механизмов предоставления экстраординарной поддержки ОСГ в Казахстане. |