ДУБАЙ (S&P Global Ratings), 22 июня 2018 г.
S&P Global Ratings подтвердило долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги эмитента казахстанской государственной холдинговой компании АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына"" на уровне "ВВ+/В". Прогноз изменения рейтингов - "Стабильный". Одновременно мы подтвердили рейтинг фонда по национальной шкале "kzAA-" и рейтинг приоритетного необеспеченного долга "ВВ+". Подтверждение рейтингов отражает сохраняющуюся, по нашему мнению, "практически безусловную" вероятность получения фондом "Самрук-Казына" экстраординарной поддержки со стороны единственного акционера - Правительства Республики Казахстан (ВВВ-/Стабильный/А-3) - в случае необходимости. Наша оценка основана на следующих факторах: - "критически важная" роль фонда для государства в качестве основного инструмента реализации Стратегического плана развития Республики Казахстан, направленного на индустриализацию и обеспечение долгосрочной устойчивости и диверсификации экономики. Фонд контролирует практически все стратегические активы корпоративного сектора Казахстана (в том числе нефтегазового), стоимость которых, по оценкам, составляет около 45% ВВП страны. Фонд является основным инструментом реализации государственной программы приватизации, о которой было объявлено в 2015 г. Кроме того, стратегическая роль фонда оговаривается в ряде ключевых документов и заявлений правительства; - "неразрывные" связи фонда с правительством, являющимся его единственным собственником. Фонд имеет особый статус национального управляющего холдинга. Мы не ожидаем, что в обозримом будущем государство сократит принадлежащую ему долю в капитале фонда и уменьшит контроль над ним, несмотря на планы по приватизации некоторых дочерних структур, контролируемых фондом "Самрук-Казына", о которых правительство объявило в 2015 г. Председателем совета директоров фонда "Самрук-Казына" является премьер-министр Республики Казахстан, и правительство активно участвует в принятии стратегических решений фонда. Несмотря на то что мы оцениваем вероятность получения фондом "Самрук-Казына" экстраординарной поддержки со стороны Правительства Республики Казахстан как "практически безусловную", наш долгосрочный рейтинг компании по-прежнему на одну ступень ниже суверенного рейтинга, поскольку мы полагаем, что готовность правительства оказывать поддержку организациям, связанным с государством (ОСГ), постепенно снижается. Наша точка зрения обусловлена достаточно ограниченной вовлеченностью правительства в процесс своевременной выплаты долговых обязательств "ключевой" дочерней компании холдинга "Самрук-Казына" АО "НК Казахстан Темир Жолы" (КТЖ) (для получения более подробной информации см. статью "Рейтинги казахстанского государственного АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" понижены до "ВВ+/В"; прогноз - "Негативный"", опубликованную 30 июня 2017 г. в RatingsDirect). Рейтинги фонда "Самрук-Казына" включают несколько дополнительных ступеней относительно оценки характеристик его собственной кредитоспособности (stand-alone credit profile - SACP), что обусловлено поддержкой со стороны государства. Мы полагаем, что собственная кредитоспособность фонда, то есть без учета потенциальной экстраординарной поддержки со стороны государства, соответствует категории "b". С момента создания в 2008 г. указом президента страны фонд принимает участие в ключевых национальных программах, консолидирует практически все государственные активы корпоративного сектора Казахстана, в том числе в таких ключевых отраслях экономики, как нефтегазовая промышленность, электроэнергетика, транспорт и горнодобывающая отрасль, управляет этими активами от имени государства, а также является основным инструментом решения экономических, политических и социальных задач правительства. В соответствии с законодательством в совет директоров фонда входят четыре независимых члена, министр национальной экономики Республики Казахстан, помощник Президента Республики Казахстан, исполнительный директор фонда и премьер-министр Республики Казахстан - председатель совета директоров (будет занимать эту должность до 2020 г.). Правительство играет решающую роль в деятельности и стратегии развития фонда благодаря регулярным заседаниям его совета директоров и решениям единственного акционера. Поскольку фонд "Самрук-Казына" является холдинговой компанией, по закону он на 100% должен принадлежать государству. В 2015 г. правительство страны озвучило планы по приватизации части активов фонда, в том числе в энергетическом, добывающем и транспортном секторах, в целях привлечения прямых иностранных инвестиций и стимулирования экономического роста. В список организаций, подлежащих приватизации, входят 215 компаний под управлением фонда "Самрук-Казына". В число крупнейших дочерних компаний фонда, которые пройдут процедуру первичного размещения акций, входят АО "Эйр Астана", АО "НАК "Казатомпром"", АО "Казахтелеком", АО НК "КазМунайГаз", АО "НК "Қазақстан темір жолы"", АО "Самрук-Энерго" и АО "Казпочта". Согласно планам холдинга 15-25% акций этих компаний будут обращаться на Казахстанской фондовой бирже (KASE) к 2020 г. Мы полагаем, что фонд "Самрук-Казына" по-прежнему получает адекватную текущую поддержку со стороны государства в форме льготных бюджетных кредитов и регулярных вливаний капитала из республиканского бюджета. Прогноз "Стабильный" по рейтингам фонда "Самрук-Казына" отражает аналогичный прогноз по суверенным рейтингам Республики Казахстан. Рейтинги и прогноз по рейтингам фонда, вероятнее всего, будут изменяться в соответствии с суверенными рейтингами и прогнозом по ним. Мы можем понизить рейтинги фонда "Самрук-Казына", если придем к выводу о снижении государственной поддержки, оказываемой группе или другим ОСГ, в ближайшие 12 месяцев. Мы можем повысить рейтинги фонда в случае существенного улучшения системы мониторинга долга ОСГ и повышения эффективности механизмов предоставления экстраординарной поддержки ОСГ в Казахстане. |