NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (ноябрь 2018)
Кто человек №2 в Казахстане (октябрь 2018)








Поиск  
Вторник 11.12.2018 20:55 ast
17:55 msk

Помогайки в почете, или Кому это выгодно?
На фоне вечного дефицита железнодорожных билетов в сезон отпусков выясняется, что ежедневно силовыми структурами и прочими госорганами бронируется до полутора тысяч мест в поездах. Однако в 80 процентах билетов из этого количества заказчики вообще не нуждаются
06.08.2018 / экономика

Игорь НЕВОЛИН, "Время", 4 августа

На фоне вечного дефицита железнодорожных билетов в сезон отпусков выясняется, что ежедневно силовыми структурами и прочими госорганами бронируется до полутора тысяч мест в поездах. Однако в 80 процентах билетов из этого количества заказчики вообще не нуждаются!
К проблеме дефицита ж/д билетов в последнее время приковано пристальное внимание на правительственном уровне. В Министерстве по инвестициям и развитию пытаются найти выход из ситуации. По информации нашего источника, в МИР только сейчас проанализировали, что в Казахстане каждый день извлекается из свободной продажи порядка 1200 - 1500 железнодорожных билетов! Чтобы был понятен масштаб: такое количество пассажиров можно перевезти лишь четырьмя составами "Тальго". Возможно, этого количества как раз бы и хватило для того, чтобы раз и навсегда ликвидировать бизнес помогаек, продающих билеты пассажирам по завышенным ценам, которых... якобы не существует в природе. Но в этой сфере крутятся интересы таких ведомств, с которыми не каждый госслужащий даже министерского уровня рискнет связываться.
Наверняка те же сотрудники полиции, военнослужащие, прокуроры, сотрудники гражданских гос­органов нуждаются в определенном количестве билетов каждый день. Но на деле бронь завышена в разы. За два часа до отправки поезда бронь МВД, Мин­обороны, КНБ, прокуратуры и даже гражданских госорганов не снимается всего с 18-20 процентов зарезервированных билетов. Следовательно, 80 процентов и более забронированных мест просто никому не нужны. Однако за два часа до поезда не один здравомыслящий человек не станет покупать билеты, находясь у себя дома. Они интересны только помогайкам.
Поэтому возникает вполне резонное подозрение, что это все неспроста. Ведь в случае, не дай бог, чрезвычайной ситуации в стране никакая бронь не нужна будет людям в погонах. Для таких целей просто прицепят дополнительные вагоны или вообще отдельные составы подадут. И военные или полицейские поедут не пассажирским поездом, а литерным - всегда на "зеленый" и без остановок.
В данное время больше всего силовики бронируют билеты в Астану и Алматы. Если со столицей все понятно, то Алматы вообще как-то не вписывается в принцип служебной целесообразности. В южной столице давно уже нет никаких министерств, куда могут вызвать на ковер подчиненных в интересах государства. Более того, даже штабы военных округов находятся в других городах. Тогда для чего изымать из свободного обращения билеты Кызылорда - Алматы или Актобе - Алматы? Для того, чтобы не очень высокопоставленные сотрудники правоохранительных органов могли с семьями скромно съездить на Медео или на барахолку?
А может, это как раз резерв для будущих спекуляций? Ведь ни один из перевозчиков не имеет возможности проверить, является ли лицо, купившее билет по брони, оперативником или каким-нибудь секретным сотрудником: билеты продаются по гражданским удостоверениям личности!
Между тем о факте того, что 80 и больше процентов квотированных билетов в итоге не выкупается, свидетельствует и наличие свободных мест в поездах при якобы их полном отсутствии в кассах. Так что общественники с финполовцами не там ищут.
Бронь заказывается руководством министерств и ведомств. Но понятно же, что, например, глава МВД не только вряд ли сам куда-то ездит поездами, но и даже никогда лично не распределяет билеты. Этим занимаются руководители территориальных подразделений - линейной полиции, транспорт­ной прокуратуры, департаментов нацбезопасности и так далее. Как и кому они их распределяют и распределяют ли вообще?
Но зато они знают точно количество положенных им мест и знают, что вряд ли они будут проданы, если на них заявки не было. Эти знания помогают давить на перевозчиков, подсаживая зайцев самостоятельно или на пару с помогайками.
Не только проводники, но и бригадиры поездов вряд ли пойдут на скандал с людьми в погонах, так как знают, что те в отместку могут найти вагон и маленькую тележку нарушений - подвижной состав-то у нас далеко не свеж.
В каждом вагоне есть шильдик с указанием даты производства вагона. Есть такие, которым уже сто лет в обед. Но кто-нибудь слышал хоть раз, чтобы силовики и прочие смотрящие - санврачи или сотрудники транспортного контроля - взяли да отцепили вагон от состава из-за каких-то несоответствий требованиям по причине старости вагона? Я, например, никогда.
Из этого следует, что все конт­рольно-надзорные органы при каких-то обстоятельствах закрывают глаза на нарушения, которые, по идее, точно должны быть. Какие это обстоятельства - было бы неплохо разобраться тем комиссиям, что сейчас рапортуют своему начальству, централизованно бронирующему билеты, о выявленных фактах безбилетного проезда. Не на эти ли обстоятельства собираются средства проводниками?
Явно же, что существующая с советских времен бронь - это один из способов подпитки теневого рынка. Но почему-то ни полиция, ни прокуратура, ни финполовцы не выйдут с инициативой ликвидировать эту подпитку.
Между тем дневной заработок помогаек в сезон отпусков порой доходит до 200 тысяч тенге!
Последнее время в СМИ публикуются одна за другой новости, словно сводки с мест сражений - там-то выявлен перекупщик билетов, там-то пресечен безбилетный проезд, там-то еще что-то. Но ни разу нигде не проскользнула информация о сделанных выводах и принятых мерах.
По данным комитета по статистике Министерства национальной экономики, железнодорожным транспортом перевозится в год около 18 млн. человек. При этом 7-9 млн. пассажиров передвигаются на поездах всего за три летних месяца! Естественно, в остальные девять такого ажиотажа с билетами нет.
Можно, конечно, раз и навсегда выбить почву из-под ног спекулянтов, запустив столько поездов, чтобы в них всегда были вагоны со свободными местами. Но во что тогда обойдутся билеты? Ведь, к примеру, 20-летний пассажирский вагон стоит 42-45 млн. тенге, новый - от 300 млн. А у нас даже сейчас не субсидируется на необходимом уровне большинство железнодорожных маршрутов (пассажирские перевозки во всех странах убыточные).
Ну и из статистики по пассажиропотоку понятно, что увеличение парка требуется не круглогодично, а только на три летних месяца. Так что дешевле все-таки наводить порядок, чем тушить проблему деньгами.
А как навести порядок? Мин­инвестразвития предлагает пристальнее следить за работой касс.
На рынке, по сообщению пресс-службы МИР, работают свыше 4700 билетных касс. Государственных (принадлежащих АО "Пассажирские перевозки") из них лишь 238. Да и то в это число входят все кассы, многие из которых пачками расположены на крупных вокзалах. Но в радиусе 50-100 метров от вок­зала расположены еще несколько частных. По законам рынкам им как бы делать там нечего. Ибо кто пойдет к посреднику, если поблизости есть кассы "Пассажирских перевозок"?
По законом белого рынка, частные кассы давно должны были разориться. Но по законам серого рынка - живут и процветают, помогая зарабатывать еще и спекулянтам.
КазТАГ, ссылаясь на данные пресс-службы МИР, сообщило недавно о факте, когда за один день произошло 30 возвратов билетов через одну кассу. Скорее всего, это как раз тот случай, когда теневиками заблаговременно были выкуплены билеты на фамилии друзей и родственников, а затем переоформлены уже на имена тех, кто их приобрел через спекулянтов по двойной цене.
А помогает в этом такой советский рудимент, как... коллективное бронирование. О нем мало кто знает, кроме тех, кому эти знания выгодны.
Теоретически любое юридическое лицо имеет право подать заявку в любую кассу по поводу приобретения билетов на Балтабаева, Сидорова, Григоренко для отправки на какой-нибудь слет энтузиастов. В этом случае даже деньги платить сразу не надо. Достаточно приписки к письму "своевременную оплату гарантируем". На выходе же получается, что билеты достались не перечисленным выше товарищам, а людям с совершенно другими анкетными данными. Кого привели в кассу помогайки, на того и выписали забронированные билеты. По факту ведь любое ТОО "Рога и копыта" само вправе решать, кого отправлять на свои мероприятия.
Как еще минимизируются издержки в теневом билетном бизнесе, чтобы увеличить маржинальность? Спекулянты заблаговременно выкупают детские билеты по 50-процентной стоимости. Потом делают возврат и переоформляют их уже на конкретного покупателя, зашедшего в кассу через посредника. Причем в государственных кассах такую аферу сделать нереально, так как там в случае отказа от билета он сразу же улетает в систему электронного билетирования АСУ "Экспресс" и его купит первый желающий.
Напомню, что спекуляции сейчас вообще не существует как правонарушения. Помогаек, которые ведут свой бизнес на виду у сотрудников линейной полиции, иногда задерживают во время каких-нибудь показушных рейдов, типа тех, что прокатились по всей стране совсем недавно, но в крайнем случае штрафуют за приставание к гражданам.
Штраф в таком случае - пять МРП. При рецидиве - 10. Никакой другой статьи не предусмотрено. Понятно, что при дневном заработке в 100-200 тысяч - это не деньги. Да и штрафуют-то только во время кампаний, перед которыми вообще не ставится цели разобраться с этим явлением раз и навсегда.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Госдолг Казахстана вырос почти в четыре раза 29.08.2018
О лишении АО "Эксимбанк Казахстан" лицензии на проведение банковских и иных операций и деятельности на рынке ценных бумаг 29.08.2018
О лишении АО "Qazaq Banki" лицензии на проведение банковских и иных операций и деятельности на рынке ценных бумаг 29.08.2018
О ситуации на финансовом рынке 28.08.2018
Казахстанцы задолжали свыше 15 миллионов долларов по кредитам 27.08.2018
Крупнейшие компании Казахстана подписали ряд контрактов с отечественными производителями 27.08.2018
Бельгийские инвесторы посетили месторождение "Сарыопан" 27.08.2018
АО "НК "ҚТЖ" предлагает исключить из эксплуатации некачественную жд продукцию "Азовэлектросталь" и "Кременчугского сталелитейного завода" 27.08.2018
С повышенной интенсивностью ведутся строительные работы на 23 автодорожных проектах 24.08.2018
Почти 300 километров арыков построили и реконструировали в Алматы 24.08.2018

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
11.12.18 Вторник
78. ГАЛИМОВ Фарит
64. СЫЗДЫКОВ Елкаир
63. САРПЕКОВ Рамазан
61. ТАШМАКОВ Серикбай
60. БАЙЗАТОВ Талгат
60. КАРМАЗИНА Лидия
58. СОТНИКОВА Галина
57. РАХМЕТОВ Бауржан
57. ЧЕКАЕВА Елена
55. ДАНБАЙ Шухрат
55. СУЛТАНОВ Нуркен
54. ОСПАНОВ Куат
54. ПЕРМИНОВ Виктор
53. ЗАКЕНОВ Сембигали
53. МУКАНОВ Кдржан
...>>>
12.12.18 Среда
84. МАРДЕНОВ Жукен
81. БАЗЫЛОВ Казыкен
81. БАЙЗАКОВ Сайлау
76. САППАЕВ Мендыгали
72. МОСКАЛЕНКО Борис
65. ИОВОВ Эдуард
64. ШАМКЕНОВА Роза
61. БЕКМАГАМБЕТОВА Куролай
61. ИСКАКОВ Саулебек
60. АБУОВ Мирбулат
58. КУЛ-МУХАММЕД Мухтар
52. НУРБАЕВ Орман
47. ИСКАКОВ Марлен
45. КИСИКОВ Бекнур
43. АХМЕТЖАНОВ Ануар
...>>>
13.12.18 Четверг
94. КАЙДАР Абду-Али
90. ТЕРЕНТЬЕВ Леопольд
79. АЙТМУХАМБЕТОВ Тамас
79. ИХСАНОВ Утеген
75. ИСКАКОВ Кайрат
71. ЖАНГАЗИЕВ Жаксылык
71. СВОИК Петр
67. МАСЕЛЕЕВА Майдан
63. ЧАРАПИЕВ Туратбек
62. ЕРМЕКОВА Несипбала
61. АСКАРОВ Тулеген
61. БОЙКО Ольга
60. НУРБАЕВА Маржан
54. КАППАРОВ Нуржан
52. ТАПБЕРГЕНОВ Тимур
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz