Fitch Ratings-Лондон-16 ноября 2018 г.
Fitch Ratings присвоило АО Астана Газ КМГ ("АГ") долгосрочный рейтинг дефолта эмитента ("РДЭ") "BB" и национальный долгосрочный рейтинг "A(kaz)". Прогноз по рейтингам – "Стабильный". В соответствии с методологией рейтингования компаний, связанных с государством, агентство рассматривает АГ как компанию, имеющую сильные связи с ее конечным спонсором Республикой Казахстан ("BBB"/прогноз "Стабильный"), учитывая государственное финансирование, поддержку в виде благоприятного регулирования и непрямую 100-процентную государственную собственность и контроль через АО Фонд национального благосостояния Самрук-Казына ("Самрук-Казына", "BBB"/прогноз "Стабильный", 50%) и АО "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" ("Байтерек", "BBB"/прогноз "Стабильный", 50%). В то же время мы полагаем, что стимулы для предоставления государством поддержки АГ в случае потенциального дефолта компании являются ограниченными, учитывая, что проект по строительству газопровода находится на начальной стадии реализации, а финансирование поступает в основном из местных источников. Разница в три уровня между рейтингом компании и суверенным рейтингом обусловлена оценкой агентством степени связи с государством в сочетании со стимулами для предоставления государством поддержки АГ. АГ намерена построить и осуществлять эксплуатацию газопровода "Сарыарка" на территории Казахстана ("Проект"), который позволит транспортировать природный газ на расстояние более 1 000 км с запада страны в столицу Астану, в которой в настоящее время используют уголь и мазут для обеспечения потребностей в энергии.
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ Статус, собственность и контроль: оценка фактора "сильный уровень" 5 марта 2018 г. Президент Казахстана представил Проект в рамках своего обращения "Пять социальных инициатив президента", которое впоследствии легло в основу постановления правительства страны. Государство будет осуществлять тщательный контроль за реализацией Проекта. Мы рассматриваем Казахстан как конечную материнскую структуру компании. Государство является непрямым 100-процентным собственником АГ через Самрук-Казыну и Байтерек. Обе эти холдинговые компании имеют особый статус, осуществляют квазифискальные функции и управляют стратегическими активами государства. Должностные лица из состава правительства осуществляют мониторинг и контроль за ходом реализации Проекта посредством ежемесячных отчетов для министра энергетики, а также в рамках работы специальных рабочих групп: двух по техническим вопросам и одной финансовой. Государство выделило Самрук-Казыне целевые антикризисные средства, которые являются одним из важных источников уставного капитала для Проекта. Эти средства первоначально в 2009-2010 гг. были направлены из государственного бюджета в Самрук-Казыну в качестве запаса ликвидности после глобального финансового кризиса. Государство предоставило Самрук-Казыне право повторно использовать эти средства на реализацию стратегических проектов, таких как АГ. После введения газопровода в эксплуатацию он получит статус стратегического актива, что подразумевает ограничения на использование этого актива в качестве обеспечения и на его приватизацию. Продажа таких активов может осуществляться только на основании соответствующего постановления правительства. История предоставления и ожидания поддержки: оценка фактора "очень сильный уровень" АГ получает существенную поддержку в форме денежных средств от государства на строительство газопровода. Государство предоставило взнос в капитал компании через Самрук-Казыну и Байтерек в размере 80,3 млрд. тенге, что составляет 30% от оценочной суммарной стоимости Проекта. Мы ожидаем, что оставшиеся 70% будут предоставлены в основном кредиторами, связанными с государством. Государственный пенсионный фонд Казахстана до конца ноября 2018 г. приобретет облигации на сумму 85 млрд. тенге со сроком погашения в 2033 г. и с гарантиями в равной степени от Самрук-Казыны и Байтерека. Банк развития Казахстана ("БРК", "BBB-"/прогноз "Стабильный"; находится в 100-процентной собственности Байтерека) планирует предоставить средства в размере 51 млрд. тенге посредством покупки еще одного выпуска облигаций в 1 пол. 2019 г. Заключительную сумму в 51 млрд. тенге посредством приобретения облигаций предоставит Евразийский банк развития ("ЕАБР", "BBB+"/прогноз "Стабильный") в 1 пол. 2019 г., собственниками которого являются Россия с долей в 66% и Казахстан с долей в 33%. Помимо финансовой поддержки государство приняло благоприятное для компании регулирование, в соответствии с которым была введена возможность включать определенные виды расходов в расчет тарифа на транспортировку газа. Этот единый общенациональный тариф будет увеличен после того, как Проект будет введен в эксплуатацию. Это подтверждает стабильную историю господдержки, и мы ожидаем, что АГ продолжит получать существенную финансовую поддержку от государства в случае увеличения стоимости газопровода в процессе строительства. Социально-политические последствия в случае дефолта: оценка фактора "слабый уровень" Мы не ожидаем каких-либо социально-политических последствий в случае дефолта компании. Поскольку Проект находится на начальной стадии реализации, дефолт компании на стадии строительства газопровода не окажет негативного влияния на предоставление каких-либо государственных услуг, а только отложит газификацию Астаны. В таком случае потребности в энергоснабжении будут обеспечиваться текущими поставщиками. Финансовые последствия в случае дефолта: оценка фактора "умеренный уровень" Финансовые последствия в случае дефолта являются ограниченными ввиду преимущественно непубличного и локального характера фондирования. В то же время возможны определенные негативные последствия, поскольку 19% средств будут предоставляться ЕАБР, международной финансовой организацией, которая предоставила займы на общую сумму в 2,7 млрд. долл. для 61 проекта в Казахстане (39% от суммарного портфеля ЕАБР), главным образом в ключевых секторах экономики страны, например горнодобывающем секторе и ТЭК, включая газораспределительные сети. Таким образом, потенциальный дефолт повлечет за собой репутационный ущерб, увеличит стоимость финансирования для других компаний, связанных с государством, и снизит доступность фондирования от других международных финансовых организаций, работающих в Казахстане. Оценка рейтинга на самостоятельной основе: Fitch не проводило оценку рейтинга на самостоятельной основе на стадии строительства ввиду отсутствия достаточной информации по подрядчику, осуществляющему инженерные и строительные работы. Тендер по единому контракту с фиксированной ценой еще продолжается. Мы полагаем, что подрядчик будет казахстанской компанией со слабой кредитоспособностью. Насколько мы понимаем, контракт будет в казахстанских тенге с фиксированной ценой и сроком, также подрядчик примет на себя определенный валютный риск. Мы не ожидаем каких-либо существенных механизмов повышения кредитного качества или запаса ликвидности в окончательной структуре договора подряда. Риск увеличения короткого срока строительства (1,5 года) сглаживается относительно простыми планом, технологией и условиями. Таким образом, подразумеваемый рейтинг АГ на самостоятельной основе в период строительства был бы очень низким, больше чем на четыре уровня ниже рейтинга страны. После завершения строительства трубопровода мы ожидаем получить достаточную информацию для оценки рейтинга АГ на самостоятельной основе. В частности, мы будем оценивать прогресс с подписанием соглашения об аренде с пользователем газопровода (Интергаз, "BBB-"/прогноз "Стабильный") и одобрением общенационального тарифа. Также мы рассмотрим обновленную финансовую модель АГ и показатели долга, отражающие фактическую операционную деятельность.
СОПОСТАВИМЫЕ ЭМИТЕНТЫ АГ не имеет прямых аналогов, поскольку это Проект на начальной стадии, рейтингуемый согласно методологии для компаний, связанных с государством. Наиболее близкой сопоставимой компанией является АО Самрук-Энерго ("BB"/прогноз "Стабильный"), которое рейтингуется с использованием того же подхода и нотчинга, но уже ведет операционную деятельность и имеет иную структуру рейтинговых факторов. Самым существенным фактором является то, что дефолт Самрук-Энерго привел бы к более существенным социально-политическим и финансовым последствиям, в то же время Самрук-Энерго получает меньше текущей финансовой поддержки от государства. Еще одной сопоставимой компанией является Казахстанская компания по управлению электрическими сетями ("KEGOC", "BBB-"/прогноз "Стабильный"), которая имеет более высокий рейтинг главным образом за счет более сильной кредитоспособности на самостоятельной основе. Последней относительно близкой сопоставимой компанией является катарский производитель СПГ RasGas ("AA-"/прогноз "Стабильный"). Он имеет существенно более высокий рейтинг, чем АГ, на уровне суверенного рейтинга, поскольку у него очень сильная кредитоспособность на самостоятельной основе "A+". Кроме того, мы рассматриваем социально-политические и финансовые последствия в случае дефолта RasGas для Катара как очень существенные.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ События, которые могут вместе или в отдельности привести к негативному рейтинговому действию, включают следующее: - Понижение суверенного рейтинга Казахстана; - Снижение подразумеваемой поддержки и готовности ее оказывать со стороны государства, а также значимости Проекта для Казахстана; - Существенное превышение расходов и сроков в ходе строительства, которые не будут компенсированы государством, что привело бы к изменению оценки агентством фактора истории поддержки; - Пересмотр оценки фактора финансовых последствий в случае дефолта с умеренного на слабый уровень, если международные финансовые организации не будут участвовать в финансировании Проекта. События, которые могут вместе или в отдельности привести к позитивному рейтинговому действию, включают следующее: - Пересмотр прогноза по суверенному рейтингу Казахстана на "Позитивный" или повышение суверенного рейтинга; - Завершение строительства в значительной мере согласно срокам и в рамках бюджета с плановым переходом в эксплуатационную фазу, в результате чего оценка кредитоспособности на самостоятельной основе будет на четыре или менее уровней ниже суверенного рейтинга и/или будут переоценены социально-политические последствия дефолта. Описание актива АГ будет осуществлять строительство газопровода "Сарыарка" протяженностью свыше 1 000 км в Казахстане для транспортировки природного газа с месторождений на западе страны для жителей столицы и в 170 городов меньшего размера вдоль маршрута трубопровода (всего 2,7 млн. человек). Предоставление газа позволит многим потребителям перейти с использования угля или мазута для удовлетворения потребностей в энергии и улучшит качество воздуха. Стоимость Проекта оценивается в 267 млрд. тенге (0,73 млрд. долл.). Начало строительства запланировано в 4 кв. 2018 г., а завершение – на конец 2019 г. с окончательным вводом в эксплуатацию к июню 2020 г. Проектная пропускная способность составляет 500 млн. куб. м в год с возможностью четырехкратного увеличения за счет дополнительных компрессорных станций. |