ДУБАЙ (S&P Global Ratings), 12 декабря 2018 г.
S&P Global Ratings подтвердило долгосрочные и краткосрочные кредитные рейтинги АО "Фонд развития предпринимательства "ДАМУ"" (далее - ДАМУ) и АО "Банк Развития Казахстана" (БРК) по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "ВВ+/В". Прогнозы по рейтингам - "Стабильные". В то же время мы подтвердили рейтинги обеих организаций по национальной шкале на уровне "kzAA+". Подтверждение рейтингов последовало за пересмотром оценки отраслевых и страновых рисков банковского сектора Республики Казахстан. Мы полагаем, что отраслевые риски банковского сектора Казахстана повысились вследствие усиления конкуренции после ряда действий со стороны правительства и ОСГ, а также собственников банков, имеющих хорошие деловые связи. Мы считаем, что банковская система стала более поляризованной: небольшие банки вытесняются с рынка, в то время как крупные финансовые организации получают определенные преимущества, поскольку им оказывается государственная поддержка, и клиенты переводят свои средства в более крупные банки. Несмотря на то, что доля государства в структуре собственности казахстанских банков невелика (менее 5%), банки в значительной степени зависят от фактора доверия к ним со стороны участников рынка, и, как правило, их восприятие на рынке определяется репутацией собственников. Некоторые банки получают значительную часть финансирования от организаций государственного сектора в форме депозитов ОСГ. Поэтому мы считаем, что стабильность отдельных банков в значительной степени зависит от решений правительства, которые могут быть недостаточно предсказуемы и последовательны с точки зрения внешнего наблюдателя. По нашему мнению, органы, регулирующие банковскую деятельность в Казахстане, склонны выборочно применять санкции в связи c несоблюдением важных регуляторных требований, в частности требований к достаточности резервов на возможные потери по кредитам и капитализации. Мы полагаем, что депозиты ОСГ, на долю которых приходится около четверти совокупных депозитов банковской системы, характеризуются волатильностью и в значительной степени зависят от конкретных решений правительства. Мы отмечали случаи размещения депозитов ОСГ в достаточно слабых крупных казахстанских банках при одновременном изъятии депозитов из небольших слабых банков. Мы ожидаем снижения негативного влияния затянувшейся фазы коррекции банковского сектора в ближайшие два года. Мы прогнозируем стабилизацию уровня расходов на создание резервов по кредитам на уровне 1,5-2,0% в 2018-2020 гг. после пикового значения 9% в 2017 г. Подтверждение рейтингов ДАМУ и БРК также отражает наше мнение о том, что эти организации остаются "ключевыми" дочерними компаниями холдинговой группы "Байтерек", характеризующейся "практически безусловной" вероятностью получения государственной поддержки. На наш взгляд, позиции этих компаний в составе группы поддерживают их кредитоспособность, несмотря на повышение отраслевых рисков в банковском секторе Республики Казахстан. Мы подтвердили нашу оценку характеристик собственной кредитоспособности (stand-alone credit profile - SACP) БРК на уровне "b", полагая, что банк, скорее всего, сохранит "адекватные" показатели капитализации благодаря вливаниям капитала со стороны государства в декабре 2018 г. и в 2019 г., которые будут способствовать поддержанию коэффициента капитала, скорректированного с учетом риска (risk-adjusted capital ratio - RAC), на уровне 7-8%. Мы понизили оценку SACP ДАМУ с "b" до "b-", прогнозируя ухудшение капитализации фонда вследствие повышения отраслевых рисков в казахстанском банковском секторе, обусловленное тем, что он занимается кредитованием казахстанских коммерческих банков. По нашим оценкам, в 2019-2020 гг. коэффициент RAC ДАМУ снизится примерно до 8-9% вследствие запланированных высоких темпов роста активов. Оценка кредитного профиля группы (group credit profile - GCP) с учетом внешней поддержки холдинга "Байтерек" "bb+" отражает характеристики кредитоспособности консолидированной операционной группы с учетом возможной экстраординарной поддержки со стороны государства, а также уровень суверенного рейтинга Республики Казахстан ("ВВВ-"). Оценка GCP с учетом внешней поддержки "bb+" на одну ступень ниже суверенного рейтинга, что обусловлено негативными тенденциями в секторе организаций, связанных с государством (ОСГ), в Республике Казахстан (см. статью "Рейтинги АО "Фонд развития предпринимательства "ДАМУ" понижены до "ВВ+/В" в связи с негативной тенденцией в отношении государственной поддержки; прогноз - "Негативный"" и статью "Рейтинги АО "Банк Развития Казахстана" понижены до "ВВ+/В" в связи с негативной тенденцией в отношении государственной поддержки; прогноз - "Негативный"", опубликованные 30 июня 2017 г. на RatingsDirect)). По нашему мнению, ДАМУ и БРК играют ключевую роль для Группы "Байтерек", в связи с чем мы приравниваем рейтинги этих организаций к оценке GCP группы с учетом поддержки. По состоянию на конец 2017 г. активы ДАМУ составляли около 10% консолидированных активов Группы "Байтерек", активы БРК - около 60%. Функции ДАМУ, которые заключаются в поддержке развития предпринимательства и сектора малого и среднего бизнеса (МСБ) в Казахстане, и задачи БРК по содействию развитию экономики Казахстана путем финансирования приоритетных секторов экономики тесно связаны с общей стратегией Группы "Байтерек". Мы считаем продажу этих организаций крайне маловероятной. По нашему мнению, существует "чрезвычайно высокая" вероятность того, что в случае необходимости правительство предоставит ДАМУ своевременную экстраординарную поддержку. Наше мнение основывается на результатах оценки: "неразрывных" связей ДАМУ с Правительством Республики Казахстан, о чем свидетельствует тот факт, что фонд на 100% принадлежит государству через "Байтерек". Фонд ДАМУ был образован в 1997 г. Указом Президента Республики Казахстан. Статус ДАМУ определен в Законе Республики Казахстан "О частном предпринимательстве", в котором указано, что фонд является организацией, способствующей развитию предпринимательства от лица государства. Мы не ожидаем приватизации ДАМУ в обозримом будущем;"очень важной" роли фонда для Правительства Республики Казахстан в реализации государственной программы развития сектора МСБ в Казахстане. Правительство определило рост сектора в качестве приоритетного направления развития и диверсификации экономики Казахстана. ДАМУ является основным инструментом реализации нескольких государственных программ, в том числе программы "Дорожная карта бизнеса - 2020", направленной на поддержку сектора МСБ, Государственной программы инфраструктурного развития "Нурлы Жол", а также новой программы, ориентированной на рост занятости и предпринимательства в стране в 2017-2021 гг. Мы оцениваем вероятность предоставления БРК своевременной экстраординарной поддержки со стороны государства в случае необходимости как "практически безусловную", принимая во внимание следующие факторы: "неразрывные" связи банка с Правительством Республики Казахстан, поскольку он на 100% принадлежит государству и контролируется им через холдинг "Байтерек". БРК был образован в 2001 г. в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан и имеет особый статус национального института развития в соответствии с Законом Республики Казахстан "О Банке Развития Казахстана". БРК не имеет лицензии на банковскую деятельность и не обязан выполнять пруденциальные требования, установленные для коммерческих банков. Ранее правительство увеличивало капитал БРК через холдинг "Байтерек", в частности, акционерный капитал банка был увеличен на 20 млрд тенге в 2016 г. и на 25 млрд тенге в 2017 г.; "критически важная" роль банка как основного финансового инструмента правительства для выполнения программы развития инфраструктуры производственных и перерабатывающих отраслей экономики. БРК предоставляет долгосрочные кредиты для финансирования масштабных и капиталоемких инвестиционных проектов, которые имеют стратегическую экономическую или социальную значимость для Правительства Республики Казахстан. Банк является ключевым финансовым институтом, обеспечивающим выполнение нескольких государственных программ, включая пятилетнюю Государственную программу по индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2015-2019 гг. и Государственную программу инфраструктурного развития "Нурлы Жол". "Стабильные" прогнозы по рейтингам ДАМУ и БРК отражают аналогичный прогноз по рейтингам Республики Казахстан. Любые рейтинговые действия в отношении суверенных рейтингов, вероятнее всего, приведут к аналогичному рейтинговому действию в отношении рейтингов ДАМУ и БРК. Мы можем понизить рейтинги ДАМУ и БРК, если будем отмечать признаки ослабления государственной поддержки, предоставляемой группе "Байтерек" или - шире - другим казахстанским ОСГ в ближайшие 12 месяцев. Мы можем повысить рейтинги ДАМУ и БРК в случае существенного улучшения системы мониторинга долга ОСГ и повышения эффективности механизмов предоставления экстраординарной поддержки ОСГ в Казахстане. |