NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (май 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (апрель 2019)








Поиск  
Вторник 25.06.2019 14:50 ast
11:50 msk

Рейтинги Республики Казахстан подтверждены на уровне "ВВВ-/А-3"; прогноз - "Стабильный"
Тот факт, что недавно Президент Республики Казахстан отправил в отставку правительство, поддерживает наше мнение о высокой централизации процесса принятия решений, ограничивающей предсказуемость будущих действий правительства
11.03.2019 / экономика

standardandpoors.com, 9 марта

РЕЗЮМЕ
Тот факт, что недавно Президент Республики Казахстан отправил в отставку правительство, поддерживает наше мнение о высокой централизации процесса принятия решений, ограничивающей предсказуемость будущих действий правительства.
Мы ожидаем, что в период до 2022 г. Правительство Казахстана и экономика страны будут сохранять сильные позиции как нетто-кредитора.
Как следствие, мы подтверждаем суверенные кредитные рейтинги Казахстана по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "BBB-/A-3".
Прогноз по рейтингам - "Стабильный".

РЕЙТИНГОВОЕ ДЕЙСТВИЕ
8 марта 2019 г. S&P Global Ratings подтвердило долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "BBB-/A-3". Прогноз по рейтингам - "Стабильный".
Мы также подтвердили рейтинг Казахстана по национальной шкале - "kzAAA".
Оценка риска перевода и конвертации валюты для казахстанских несуверенных заемщиков остается на уровне "BBB".

ПРОГНОЗ
Прогноз "Стабильный" отражает наши ожидания того, что в ближайшие два года фискальные показатели правительства и внешнеэкономические показатели останутся сильными.
Мы можем повысить рейтинги в случае существенного повышения эффективности денежно-кредитной политики, например, вследствие значительного укрепления банковской системы, в том числе повышения качества регуляторного надзора и снижения концентрации кредитных портфелей на отдельных заемщиках.
Продолжительное и резкое снижение цен на нефть или сокращение объемов добычи нефти до более низкого уровня, чем мы прогнозировали, могут оказать давление на уровень рейтингов, если они приведут к ухудшению внешнеэкономических показателей Казахстана. Это может произойти, если прогнозируемые нами совокупные потребности страны во внешнем финансировании превысят 100% поступлений по счету текущих операций (СТО) плюс доступные резервы. Мы также можем понизить рейтинги Республики Казахстан в случае повторного возникновения дестабилизирующих факторов, например значительного повышения долларизации депозитов резидентов в банковском секторе страны.

ОБОСНОВАНИЕ
Рейтинги Республики Казахстан по-прежнему поддерживаются сильными показателями баланса правительства, обусловленными профицитами бюджета в период высоких цен на сырьевые товары (соответствующие средства аккумулированы в Национальном фонде Республики Казахстан - НФРК). Прогнозируемый значительный объем внешних ликвидных активов, который до 2022 г. по-прежнему будет превышать внешний долг, также поддерживает уровень рейтингов.
Негативное влияние на уровень рейтингов Казахстана по-прежнему связано с потенциально низкой предсказуемостью будущих политических решений вследствие высокой централизации политических процессов, а также лишь умеренным уровнем благосостояния (измеряемым показателем ВВП на душу населения). На наш взгляд, сохранение проблем, снижающих доверие к монетарной политике, таких как ограниченная независимость центрального банка и слабость банковской системы страны, также сдерживают уровень рейтингов Казахстана.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА И ЭКОНОМИКА: ОТСТАВКА ПРАВИТЕЛЬСТВА СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ВЫСОКОЙ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ВЛАСТИ
Конституционные изменения, вероятно, могут обеспечить переход от централизованного процесса принятия решений в средне- и долгосрочной перспективе, однако остается неясным, будет ли достигнут значительный прогресс в этой сфере.
Мы ожидаем, что рост экономики в реальном выражении останется на устойчивом уровне около 3% в среднем в 2019-2022 гг. и будет поддерживаться государственными программами и увеличением объемов нефтедобычи после 2019 г.
По нашим оценкам, рост ВВП на душу населения в реальном выражении (рассчитываемый на основании средневзвешенных данных за десять лет) составит примерно 1,8% в течение 2013-2022 гг., что является низким показателем для сопоставимых стран с аналогичным уровнем развития экономики.
Сдерживающее влияние на рейтинги Казахстана по-прежнему оказывает высокая централизация процесса принятия решений, что, на наш взгляд, снижает предсказуемость будущей политики, а также неопределенность относительно перехода президентской власти. В стране не было случаев передачи власти с тех пор, как Нурсултан Назарбаев занял пост президента после обретения Казахстаном независимости в 1991 г. Нурсултан Назарбаев планирует пробыть на своем посту до окончания президентского срока в 2020 г.
Несмотря на это, мы отмечаем, что с момента распада СССР политическая система Казахстана является одной из самых стабильных в регионе.
В феврале 2019 г. президент отправил правительство в отставку в связи с его неспособностью добиться повышения качества жизни населения страны и диверсифицировать экономику. Это контрастирует с конституциальными изменениями, одобренными Парламентом Республики Казахстан в марте 2017 г. и призванными повысить роль Кабинета министров и Парламента. Хотя, на наш взгляд, эти действия были предприняты с целью создать условия для передачи власти будущему преемнику президента, однако мы не ожидаем, что они приведут к существенным практическим последствиям до этого времени. Помимо недавнего роспуска правительства наше мнение также учитывает закон, утвержденный парламентом страны в 2018 г., согласно которому увеличиваются властные полномочия Совета безопасности Республики Казахстан, а Нурсултан Назарбаев наделяется правом пожизненно возглавлять его в качестве председателя и пользоваться правом вето в вопросах, касающихся внутренней стабильности, внешней и оборонной политики.
Ключевым сектором экономики Казахстана является нефтяной, на который напрямую приходится примерно 15% ВВП, более половины объема экспорта и более 40% доходов расширенного правительства. Тем не менее, хотя этот сектор и обеспечивает поддержку экономики страны в периоды высоких цен на нефть, мы рассматриваем нефтяные доходы как фактор, обусловливающий значительную волатильность условий торговли и базы доходов правительства.
В настоящее время мы ожидаем, что экономический рост в Казахстане в 2019 г. составит 2,9% и будет ниже, чем прогнозировалось ранее (3,5%), вследствие снижения нефтедобычи согласно соответствующему решению ОПЕК, а также технических работ на Кашаганском месторождении. Рост в последующие годы в рамках нашего горизонта прогнозирования будет поддерживаться увеличением объемов нефтедобычи и экспорта. По нашим прогнозам, темпы роста нефтедобычи будут умеренными и достигнут около 1,8 млн барр. / день в 2021 г. (по сравнению с около 1,7 млн барр. / день в 2017 г.). Более низкие цены на нефть в период до 2022 г. также могут оказать давление на экономические показатели страны (см. статью "S&P Global Ratings понижает допущения в отношении цен на нефть марки Brent и марки WTI в 2019-2020 гг., допущения в отношении цен на природный газ не изменились", опубликованную 3 января 2019 г.).

ФИНАНСОВАЯ ГИБКОСТЬ И ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ: ПОСЛЕ 2019 Г. БЮДЖЕТ БУДЕТ ИСПОЛНЯТЬСЯ С ПРОФИЦИТОМ, НЕСМОТРЯ НА НОВЫЕ РАСХОДНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ЭКОНОМИКИ
После профицита бюджета в 2018 г. мы ожидаем, что в 2019 г. бюджет будет исполнен с дефицитом вследствие снижения цен на нефть и сокращения нефтедобычи, а также недавно объявленного правительством увеличения расходов бюджета. После 2019 г. мы ожидаем небольших бюджетных профицитов.
Мы полагаем, что внешние ликвидные активы будут превышать объем внешнего долга в среднем на 40% платежей по СТО в 2019-2022 гг.
В нашу оценку государственного долга мы включаем стоимость активов, выкупленных у АО "Цеснабанк" через АО "Фонд проблемных кредитов" (450 млрд тенге в 2018 г. и 604 млрд тенге в 2019 г.).
Мы включаем долговые обязательства, связанные с государственной поддержкой банковского сектора, объемом 1 708 млрд тенге (около 4,3 млрд долл., или 2,7% ВВП) в оценку долга правительства. Этот долг включает обязательства в размере 1 054 млрд тенге, выпущенные АО "Фонд проблемных кредитов" для увеличения капитала АО "Цеснабанк", который испытывал проблемы с фондированием начиная с августа 2018 г. Остальная часть долга - 654 млрд тенге - включает субординированные кредиты, предоставленные дочерней структурой Национального банка Республики Казахстан (НБРК) - АО "Казахстанский фонд устойчивости" - пяти казахстанским банкам в 2017 г.; указанные средства затем были использованы банками для приобретения ценных бумаг НБРК. В соответствии с нашими критериями в тех случаях, когда центральный банк выпускает долговые обязательства не для целей монетарной политики, мы обычно включаем эти долговые обязательства в рассчитываемый нами показатель долга расширенного правительства (см. статью "Вопросы, часто задаваемые кредитным аналитикам: какова связь между центральными банками и государственным долгом", опубликованную 22 июня 2017 г.).
Около 45% долга правительства номинировано в иностранной валюте, в результате чего объем обязательств и расходы на погашение и обслуживание долга зависят от колебаний валютного курса, однако это в значительной степени компенсируется валютными (долларовыми) поступлениями от нефтяного сектора. Помимо этого, рассчитываемый нами уровень расходов на обслуживание и погашение долга сильно зависит от влияния ослабления тенге на долг правительства, привязанный к уровню инфляции, который составляет около 12% совокупных долговых обязательств (см. табл. 3 в статье "Долг суверенных правительств в 2019 г.: объем заимствований увеличится на 3,2% - до 7,8 трлн долл.", опубликованной 21 февраля 2019 г.). Мы ожидаем, что процентные расходы правительства в среднем по-прежнему будут составлять чуть более 5% доходов в 2019-2022 гг.
После решения Бельгийского суда о размораживании активов НФРК объемом 22,6 млрд долл. (13% ВВП) мы вновь включили их в наши расчеты ликвидных активов правительства (см. статью "Возобновление доступа к активам НФРК не оказало влияния на суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан", опубликованную 5 июля 2018 г.). Мы отмечаем, что причиной "заморозки" активов стали разногласия между правительством Казахстана и иностранными инвесторами. По нашим оценкам, ликвидные активы расширенного правительства составляют около 40% ВВП в 2019 г. и представлены главным образом активами НФРК, которые преимущественно инвестированы за рубежом. Учитывая относительно низкий уровень долга - около 25% ВВП, мы отмечаем, что правительство является нетто-кредитором (объем активов превышает объем обязательств примерно на 15% ВВП), и не ожидаем изменения этой позиции до 2022 г.
В рамках нашего подхода мы полагаем, что консолидированный бюджет расширенного правительства был исполнен с профицитом в размере около 1,5% ВВП в 2018 г. после дефицита в размере 4,5% ВВП в 2017 г. Мы прогнозируем дефицит бюджета в 2019 г. и небольшие профициты в оставшийся период нашего прогнозирования. В показателях 2017 г. мы учитывали тот факт, что правительство израсходовало на рекапитализацию банковской системы сумму, приблизительно равную 5% ВВП. Прогноз относительно бюджетных показателей определяется нашими ожиданиями того, что в 2019 г. и в последующий период правительство более не будет оказывать поддержку банковскому сектору страны (за исключением поддержки АО "Цеснабанк" в январе 2019 г.). Мы полностью учитываем расходы на увеличение заработной платы в бюджетной сфере и поддержку граждан с низким уровнем дохода совокупным объемом 1 300 млрд тенге, объявленные президентом Казахстана.
В наш расчет бюджетных показателей расширенного правительства входят доходы центрального правительства, местных органов власти и НФРК, а также инвестиционные доходы. В соответствии с нашей методологией в расчете расходов расширенного правительства мы стараемся учесть внебюджетные программы экономического развития, осуществляемые через государственные организации и финансируемые НФРК. В отличие от правительства мы не включаем в расчет доходов расширенного правительства корректировку, связанную с переоценкой валютных активов НФРК, которая обусловлена обесценением тенге.
Мы ожидаем, что в период до 2022 г. новый налоговый кодекс будет поддерживать государственные доходы. Поправки к налоговому кодексу позволяют сократить диспропорции и увеличить доходы за счет отмены некоторых налоговых льгот, обеспечивая расширение налоговой базы и способствуя консолидации бюджета. Эти изменения помимо прочего предусматривают увеличение акцизов, расширение базы НДС и корректировки к системе налогообложения добычи природных ресурсов.
Несмотря на меры правительства по укреплению банковского сектора, мы по-прежнему отмечаем его слабость. По нашим прогнозам, темпы роста кредитования в 2019 г. вновь будут незначительными, что обусловит затягивание периода, который начался в 2015 г. и характеризуется слабой поддержкой финансового посредничества экономической активности. Эта ситуация отчасти обусловлена нехваткой кредитоспособных заемщиков в стране. В настоящий момент мы относим банковский сектор Республики Казахстан к группе 9 по уровню отраслевых и страновых рисков (Banking Industry Country Risk Assessment - BICRA). Классификация BICRA использует шкалу от 1 до 10, при этом в группу 10 входят страны с наиболее слабыми показателями (см. статью "Оценка отраслевых и страновых рисков банковского сектора: Республика Казахстан", опубликованную 10 января 2019 г.). Мы считаем, что банковский сектор Казахстана по-прежнему характеризуется высоким уровнем проблемных кредитов (включая реструктурированные), которые составляют 20-25% кредитного портфеля банковской системы. В июле 2018 г. произошло объединение двух крупнейших банков страны - АО "Казкоммерцбанк" и АО "Народный банк Казахстана" (см. статью "Рейтинг АО "Казкоммерцбанк" повышен до "ВВ"; прогноз по рейтингам АО "Народный банк Казахстана" пересмотрен на "Стабильный"", опубликованную 25 июня 2018 г.). На долю объединенного банка приходится 33% активов и 37% совокупных депозитов банковского сектора.
Рост цен на нефть и повышение объемов добычи нефти обусловили небольшой профицит по СТО Казахстана в 2018 г. Однако мы прогнозируем дефицит по СТО в 2019 г., принимая во внимание ожидаемое снижение объемов добычи нефти и наши допущения относительно снижения цен на нефть. Казахстан поддерживает сильную позицию нетто-кредитора. Вместе с тем мы отмечаем, что накопленный объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) долгового типа составлял около 103 млрд долл. в октябре 2018 г. (64% совокупных накопленных ПИИ), что близко к 60% ВВП, или 150% поступлений по СТО. Эти обязательства входят в состав внешних обязательств экономики и могут обусловить давление на платежный баланс. В то же время мы отмечаем, что ПИИ являются более стабильным источником финансирования, чем портфельные инвестиции, а ПИИ долгового типа сконцентрированы главным образом в стратегически значимых для экономики Казахстана отраслях - нефтяной и добывающей.
По нашим оценкам, объем валютных резервов (брутто) НБРК составлял в 2018 г. приблизительно 28 млрд долл. При расчете объема доступных резервов мы вычитаем объемы операций "валютный своп", которые НБРК проводит с казахстанскими банками (оценка согласно номинальному объему на конец года). Мы полагаем, что резервы, задействованные в сделках "валютный своп" и связанные балансирующими обязательствами, недоступны для немедленного использования в обменных операциях или для погашения внешнего долга. Вместе с тем номинальный объем "свопов" сократился примерно с 7 млрд долл. в 2014 г. (24% совокупных международных резервов) приблизительно до 2 млрд долл. в 2018 г. (7% резервов). Сделки "валютный своп" используются для поддержания уровня ликвидности казахстанских банков в национальной валюте и по сути приводят к переводу внешних активов из банков в НБРК. Мы также корректируем объем доступных резервов с учетом созданных банками резервов по депозитам резидентов в иностранной валюте. На наш взгляд, качество международных резервов НБРК также ограничивается наличием балансирующих обязательств на балансе и размещением казахстанскими коммерческими банками валютных депозитов (корреспондентских счетов) в НБРК. При этом мы отмечаем, что в 2018 г. доля таких депозитов снизилась примерно до 10% международных резервов НБРК в сравнении почти с 50% в 2015 г.
По нашему мнению, переход к более "плавающему" курсу тенге и таргетированию инфляции, объявленный НБРК в 2015 г., привел к последующей корректировке обменного курса и позволил несколько снизить внешние риски. Вместе с тем наша оценка гибкости монетарной политики ограничена все еще недостаточно длительным сроком действия "плавающего" валютного курса. Мы отмечаем, что политика НБРК допускает интервенции на валютном рынке с целью предотвращения резких колебаний обменного курса тенге и обеспечения финансовой стабильности. В 2018 г. НБРК вмешался в работу валютного рынка лишь однажды, в сентябре, осуществив продажу примерно 520 млн долл. с целью остановить обесценение национальной валюты. В 2016 г. совокупный объем иностранной валюты, приобретенной НБРК, составил около 10% совокупных резервов, что оказало давление на тенге. В 2017 г. продажа иностранной валюты в размере около 2% совокупных резервов позволила НБРК поддержать обменный курс тенге.
Мы отмечаем сохранение проблем, препятствующих доверию к монетарной политике, таких как избыточный объем ликвидности в национальной валюте на фоне слабого роста банковского кредитования. Вместе с тем мы отмечаем снижение инфляции в годовом выражении с двузначного уровня в 2016 г. до целевого диапазона, установленного НБРК на 2018 г., - 5-7%. В октябре 2018 г. НБРК повысил ключевую ставку с 9% до 9,25%, и мы ожидаем проведения жесткой денежно-кредитной политики до конца года. Мы также полагаем, что НБРК может испытывать политическое давление, что было подтверждено рядом примеров в последние годы, когда НБРК был вовлечен в деятельность, не входящую в сферу ответственности центрального банка. Так, согласно указу президента страны от апреля 2018 г., НБРК учредил компанию с целью предоставления ликвидности банкам путем выкупа ипотечных кредитов. Также НБРК приобрел долю в государственной нефтегазовой компании АО НК "КазМунайГаз" и осуществил компенсационные выплаты по депозитам в национальной валюте после девальвации тенге в 2015 г.
До перехода к "плавающему" курсу тенге в сентябре 2015 г. доля валютных депозитов в общем объеме депозитов увеличилась в результате хеджирования рисков, связанных с вероятностью обесценения национальной валюты. В январе 2016 г. доля валютных депозитов составила почти 70% совокупных депозитов, что является максимальным уровнем. Однако после того как НБРК принял ряд мер по стабилизации ситуации на рынке и улучшению показателей ликвидности (включая смягчение требований к объему резервов и повышение рекомендованного максимального уровня процентных ставок по депозитам в национальной валюте) рост цен на нефть и более стабильный курс национальной валюты, а также ряд мер НБРК обусловили обратную конвертацию валютных депозитов в тенге, и доля долларизации депозитов составила 44% в январе 2019 г.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Вице-министр национальной экономики РК: ТОО "AllianceEnergoSnab-Актау" не имеет лицензии на продажу электроэнергии 28.03.2019
Дополнительных бюджетных средств в связи с переименованием столицы не потребуется - Минфин РК 27.03.2019
Рейтинги казахстанского АО "Зерновая страховая компания" подтверждены на уровне "B" и "kzBBB-"; прогноз - "Стабильный" 27.03.2019
Арбитражный Суд Международной Торговой Палаты в Париже принял решение в пользу Казахстана 27.03.2019
Fitch подтвердило рейтинг Казахстана на уровне "BBB", прогноз "Стабильный" 26.03.2019
США возобновили расследование против титановой губки из Казахстана 26.03.2019
Fitch подтвердило рейтинги трех казахстанских банков в иностранной собственности 26.03.2019
Налоговая амнистия: 7,3 млрд. тенге недоимки погашено 33 121 налогоплательщиками по республике 20.03.2019
Доля Группы ФНБ "Самрук-Қазына" в экономике Республики Казахстан увеличилась 19.03.2019
Краткосрочный экономический индикатор в январе-феврале 2019г. составил 103,6% 18.03.2019

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.06.19 Вторник
83. БЕЛОЗЕРОВ Евгений
81. АВЕРЬЯЧКИНА Надежда
80. БАТАЛОВ Юрий
77. НУРБЕКОВ Марат
72. ЧОРМАКОВ Аманжол
68. ДЮСЕКЕНОВ Ерганат
67. ЕРТАЕВ Бахытжан
66. ЖУМАДИЛОВ Жаксыбай
66. ШЕВЕЛЕВ Валерий
63. КЕЛЕМАНОВ Серик
62. АЖИМЕТОВ Нуржан
61. АХМЕТОВ Серик
61. БИСЕКЕН Багиткали
61. ЛЕБЕДЕВА Асия
60. АКЫЛБЕКОВ Серик
...>>>
26.06.19 Среда
93. БАЛАХМЕТОВ Кажахмет
73. МАНСУРОВ Зулхаир
71. АШИКБАЕВ Булат
69. СЕРИКБАЕВ Аманкул
68. УАЙС Ержан
63. КЫДЫРБЕКОВ Адил
60. БЫКЫБАЕВ Ермек
58. АТАГАЗИЕВА Бактыгуль
58. ТЕМИРХАНОВА Карлыгаш
56. КАРКИНБАЕВ Галым
55. МАЛДЫБАЕВ Сабит
52. АХМЕТЖАНОВ Саян
52. ТУЛЕПОВ Нариман
50. АКЧУРИН Айсултан
50. АШИМБЕТОВ Нуржан
...>>>
27.06.19 Четверг
66. ИБРАЕВ Камза
61. СЕРКЕБАЕВ Байгали
58. ЧЕЛЬПЕКОВ Балабай
52. АХМЕТОВ Аскар
52. САБИТОВ Идель
51. РЕШЕТНЕВ Андрей
50. АСАМБАЕВ Валихан
50. КУШЕГОВ Сергей
48. БАКАУОВ Булат
47. КАЛАБАЕВ Батырбек
42. ХОДЖАЕВ Рустам
41. ЖУРЕБЕКОВ Мурат
39. ЖЫЛКАЙДАРОВ Биржан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz