NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 11:30 ast
09:30 msk

Рейтинги Республики Казахстан подтверждены на уровне "ВВВ-/А-3"; прогноз - "Стабильный"
S&P: Прогноз "Стабильный" отражает наши ожидания того, что в ближайшие два года фискальные и внешнеэкономические показатели Казахстана останутся сильными. Мы также ожидаем того, что новый президент Казахстана продолжит придерживаться принятого политического курса
09.09.2019 / экономика

РЕЙТИНГОВОЕ ДЕЙСТВИЕ
6 сентября 2019 г. S&P Global Ratings подтвердило долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "BBB-/А-3". Прогноз изменения рейтингов - "Стабильный".
Кроме того, мы подтверждаем рейтинг Казахстана по национальной шкале - "kzAAA".
Оценка риска перевода и конвертации валюты для казахстанских несуверенных заемщиков остается на уровне "BBB".

ПРОГНОЗ
Прогноз "Стабильный" отражает наши ожидания того, что в ближайшие два года фискальные и внешнеэкономические показатели Казахстана останутся сильными. Мы также ожидаем того, что новый президент Казахстана продолжит придерживаться принятого политического курса.
Мы можем повысить рейтинги, если будем отмечать ощутимую передачу значительной части полномочий Кабинету министров и Парламенту Республики Казахстан по направлениям, предложенным в рамках конституционных изменений, принятых в марте 2017 г. На наш взгляд, это может способствовать повышению эффективности проводимой политики.
Наша оценка эффективности государственной и денежно-кредитной политики может повыситься, например, вследствие значительного укрепления банковской системы, в том числе дальнейшего повышения качества регуляторного надзора или снижения концентрации кредитных портфелей на отдельных заемщиках.
Продолжительное и резкое снижение цен на нефть или сокращение объемов добычи нефти до более низкого уровня, чем мы прогнозировали, могут оказать давление на уровень рейтингов, если они приведут к ухудшению внешнеэкономических показателей Казахстана. Это может произойти, если прогнозируемые нами совокупные потребности страны во внешнем финансировании превысят 100% поступлений по счету текущих операций (СТО) плюс доступные резервы. Мы также можем понизить рейтинги Республики Казахстан в случае повторного возникновения дестабилизирующих факторов, например, значительного повышения долларизации депозитов резидентов в банковском секторе.

ОБОСНОВАНИЕ
Рейтинги Республики Казахстан по-прежнему поддерживаются сильными бюджетными показателями, обусловленными профицитами бюджета главным образом в период высоких цен на сырьевые товары, завершившийся в конце 2014 г. (соответствующие средства аккумулированы в Национальном фонде Республики Казахстан - НФРК). Прогнозируемый значительный объем внешних ликвидных активов, который до конца 2022 г. по-прежнему будет превышать внешний долг, также поддерживает уровень рейтингов.
Негативное влияние на уровень рейтингов Казахстана по-прежнему связано с потенциально низкой предсказуемостью будущих политических решений вследствие высокой централизации политических процессов, а также лишь умеренным уровнем благосостояния (измеряемым показателем ВВП на душу населения). Сохранение проблем, снижающих доверие к монетарной политике, таких как ограниченная независимость центрального банка и слабость банковской системы страны, также сдерживают уровень рейтингов Казахстана.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА И ЭКОНОМИКА: НОВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ КАЗАХСТАНА, СКОРЕЕ ВСЕГО, ПРОДОЛЖИТ СЛЕДОВАТЬ ПОЛИТИЧЕСКОМУ КУРСУ, ЗАДАННОМУ ПРЕДЫДУЩИМ ПРЕЗИДЕНТОМ, ЗАНИМАВШИМ ЭТОТ ПОСТ НА ПРОТЯЖЕНИИ БОЛЕЕ ЧЕМ ТРИДЦАТИ ЛЕТ
В целом мы ожидаем сохранения политического курса после перехода президентской власти, произошедшего впервые за историю страны после распада СССР.
Предыдущий президент Казахстана, Нурсултан Назарбаев, сохранит значительное влияние на проводимую в стране политику.
Мы ожидаем, что темпы экономического роста в реальном выражении останутся стабильными - на уровне около 3,6% в среднем в 2019-2022 гг. и будут поддерживаться государственными программами капиталовложений и увеличением объемов нефтедобычи после 2019 г.
После того, как в течение более чем тридцати лет страной руководил Нурсултан Назарбаев, в июне 2019 г. был избран новый Президен Республики Казахстан. Им стал бывший спикер Сената Парламента Касым-Жомарт Токаев. Президент Касым-Жомарт Токаев является членом правящей партии "Нур Отан" ("Свет Отечества"), возглавляемой г-ном Назарбаевым. Мы полагаем, что несмотря на переход власти Нурсултан Назарбаев сохранит значительное влияние на проводимую в стране политику. Закон, утвержденный парламентом страны в 2018 г., увеличивает властные полномочия Совета безопасности Республики Казахстан и наделяет Нурсултана Назарбаева правом пожизненно возглавлять его в качестве председателя и пользоваться правом вето в вопросах, касающихся внутренней стабильности, внешней и оборонной политики.
Вместе с тем мы отмечаем, что в марте 2017 г. в соответствии с распоряжением находящегося в тот момент на посту президента Нурсултана Назарбаева Парламент Республики Казахстан принял конституционные изменения, призванные повысить роль Кабинета министров и Парламента. Избрание президента Токаева может ускорить реализацию этих изменений, которые могут способствовать разделению властных полномочий, диверсификации процесса принятия решений внутри правительства, а также улучшению прозрачности и подотчетности государственных институтов. С нашей точки зрения, эти факторы напрямую влияют на кредитоспособность суверенного правительства, поскольку они поддерживают стабильность и повышают предсказуемость институциональной и политической системы.
Мы ожидаем, что при новом руководстве страны правительство продолжит проводить взвешенную и в целом эффективную политику. Несмотря на протестные акции, связанные с выборами, мы отмечаем, что с момента распада СССР политическая система Казахстана является одной из самых стабильных в регионе.
Ключевым сектором экономики Казахстана является нефтяной, на который напрямую приходится примерно 15% ВВП, более половины объема экспорта и более 40% доходов расширенного правительства. Тем не менее, хотя этот сектор и обеспечивает поддержку экономики страны в периоды высоких цен на нефть, мы рассматриваем нефтяные доходы как фактор, обусловливающий значительную волатильность условий торговли и базы доходов правительства. Правительство Казахстана продолжает принимать меры по повышению диверсификации экономики путем реализации программ "Нурлы Жол" и "Нурлы Жер". Рост в ненефтяном секторе был основным фактором экономического роста в первом полугодии 2019 г.
Мы ожидаем, что экономический рост в Казахстане в 2019 г. составит 3,5% вследствие высоких показателей в сфере обслуживания и промышленности, несмотря на снижение нефтедобычи согласно соответствующему решению ОПЕК, а также в связи с техническими работами на Кашаганском месторождении. Рост в последующие годы в рамках нашего горизонта прогнозирования (в период до конца 2022 г.) будет поддерживаться небольшим увеличением объемов нефтедобычи и экспорта. По нашим прогнозам, темпы роста нефтедобычи будут умеренными и достигнут около 1,8 млн барр. / день в 2022 г. (по сравнению с около 1,7 млн барр. / день в 2017 г.). В то же время более низкие цены на нефть в период нашего прогнозирования могут оказать давление на экономические показатели страны (см. статью "S&P Global Ratings повышает допущения в отношении цен на сырую нефть марки Brent в 2019-2020 гг. до 60 долл. / барр.", опубликованную 19 марта 2019 г. на портале RatingsDirect).

ФИНАНСОВАЯ ГИБКОСТЬ И ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ: ВСЛЕДСТВИЕ НОВЫХ ИНИЦИАТИВ ПРАВИТЕЛЬСТВА БЮДЖЕТ БУДЕТ ИСПОЛНЯТЬСЯ С ДЕФИЦИТОМ В БЛИЖАЙШИЕ ДВА ГОДА, ОДНАКО В ЦЕЛОМ ПОЗИЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАК НЕТТО-КРЕДИТОРА СОХРАНИТСЯ
Мы ожидаем, что в 2019 г. бюджет будет исполнен с дефицитом вследствие снижения цен на нефть и сокращения нефтедобычи, а также увеличения расходов бюджета. В 2019-2022 гг. мы ожидаем дефицит бюджета в среднем на уровне 0,25% ВВП.
Мы полагаем, что внешние ликвидные активы будут превышать объем внешнего долга в среднем примерно на 40% платежей по СТО в 2019-2022 гг.
В нашу оценку государственного долга мы включаем стоимость активов, выкупленных у АО "Цеснабанк" через АО "Фонд проблемных кредитов" (450 млрд тенге в 2018 г. и 604 млрд тенге в 2019 г.).
Мы включаем долговые обязательства, связанные с государственной поддержкой банковского сектора, объемом 1 708 млрд тенге (около 4,3 млрд долл., или 2,7% ВВП) в оценку долга правительства. Этот долг включает обязательства в размере 1 054 млрд тенге, выпущенные АО "Фонд проблемных кредитов" для увеличения капитала АО "Цеснабанк", который испытывал проблемы с фондированием начиная с августа 2018 г. Остальная часть долга - 654 млрд тенге - включает субординированные кредиты, предоставленные дочерней структурой Национального банка Республики Казахстан (НБРК) - АО "Казахстанский фонд устойчивости" - пяти казахстанским банкам в 2017 г.; указанные средства затем были использованы банками для приобретения ценных бумаг НБРК. В соответствии с нашими критериями в тех случаях, когда центральный банк выпускает долговые обязательства не для целей монетарной политики, мы обычно включаем эти долговые обязательства в рассчитываемый нами показатель долга расширенного правительства (см. статью "Вопросы, часто задаваемые кредитным аналитикам: Какова связь между центральными банками и государственным долгом", опубликованную 22 июня 2017 г.).
Правительство Казахстана является нетто-кредитором и, несмотря на прогнозируемые дефициты бюджета, мы ожидаем, что в среднем активы правительства будут превышать его долговые обязательства примерно на 19% ВВП в 2019-2022 гг. По нашим оценкам, ликвидные активы расширенного правительства составляют около 41% ВВП в 2019 г. и представлены главным образом активами НФРК, которые преимущественно инвестированы за рубежом. Мы ожидаем, что процентные расходы правительства в среднем по-прежнему будут составлять чуть более 5% доходов в прогнозируемый период. Рассчитываемый нами уровень расходов на обслуживание и погашение долга зависит от влияния ослабления тенге на долг правительства, привязанный к уровню инфляции, который составляет около 12% совокупных долговых обязательств.
В рамках нашего подхода мы полагаем, что консолидированный бюджет расширенного правительства был исполнен с дефицитом в размере около 1,2% ВВП в 2018 г. после дефицита в размере 4,1% ВВП в 2017 г. Мы прогнозируем дефициты бюджета в 2019 г. и в 2020 г. и небольшие профициты в оставшийся период нашего прогнозирования. В показателях 2017 г. мы учитывали тот факт, что правительство израсходовало на рекапитализацию банковской системы сумму, приблизительно равную 5% ВВП. Прогноз относительно бюджетных показателей определяется нашими ожиданиями того, что в 2019 г. и в последующий период правительство более не будет оказывать поддержку банковскому сектору страны (за исключением поддержки АО "Цеснабанк" в январе 2019 г.). Вместе с тем существуют риски для бюджета страны в случае возникновения потребностей в расходах в связи с текущим анализом качества активов банковского сектора.
Мы ожидаем, что в период до конца 2022 г. новый налоговый кодекс будет поддерживать уровень государственных доходов. Поправки к налоговому кодексу позволяют уменьшить диспропорции и увеличить доходы за счет отмены некоторых налоговых льгот, что обусловит расширение налоговой базы и будет способствовать консолидации бюджета. Эти изменения помимо прочего предусматривают увеличение акцизов, расширение базы НДС и корректировки к системе налогообложения добычи природных ресурсов.
Несмотря на значительные меры правительства по укреплению банковского сектора, мы по-прежнему отмечаем его слабость. По нашим прогнозам, темпы роста кредитования в 2019 г. вновь будут незначительными, что обусловит затягивание периода, который начался в 2015 г. и характеризуется слабой поддержкой финансового посредничества экономической активности. На наш взгляд, эта ситуация отчасти обусловлена нехваткой кредитоспособных заемщиков в стране. В настоящий момент мы относим банковский сектор Республики Казахстан к группе 9 по уровню отраслевых и страновых рисков (Banking Industry Country Risk Assessment -BICRA). Классификация BICRA использует шкалу от 1 до 10, при этом в группу 10 входят страны с наиболее слабыми показателями (см. статью "Оценка отраслевых и страновых рисков банковского сектора: Республика Казахстан", опубликованную 10 января 2019 г.). Мы считаем, что банковский сектор Казахстана по-прежнему характеризуется высоким уровнем проблемных кредитов (включая реструктурированные), которые составляют 20-25% кредитного портфеля банковской системы.
Рост цен на нефть и увеличение объемов добычи нефти обусловили практически сбалансированный СТО Казахстана в 2018 г. Однако мы прогнозируем дефицит по СТО в 2019 г., принимая во внимание ожидаемое снижение объемов добычи нефти и наши допущения относительно снижения цен на нефть, а также стабильно высокие выплаты инвестиционного дохода зарубежным нефтяным компаниям. Тем не менее позиция Казахстана как нетто-кредитора остается сильной.
Вместе с тем мы отмечаем, что накопленный объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) долгового типа составлял около 101 млрд долл. в апреле 2019 г. (61% совокупных накопленных ПИИ), что близко к 63% ВВП, или 158% поступлений по СТО. Эти обязательства входят в состав внешних обязательств экономики и могут обусловить давление на платежный баланс. В то же время мы отмечаем, что ПИИ являются более стабильным источником финансирования, чем портфельные инвестиции, а ПИИ долгового типа сконцентрированы главным образом в стратегически значимых для экономики Казахстана отраслях - нефтяной и добывающей.
По нашему мнению, переход к более "плавающему" курсу тенге и таргетированию инфляции, объявленный НБРК в 2015 г., привел к последующей корректировке обменного курса и позволил несколько снизить внешние риски. Вместе с тем наша оценка гибкости монетарной политики ограничена все еще недостаточно длительным сроком действия "плавающего" валютного курса. Мы отмечаем, что политика НБРК допускает интервенции на валютном рынке с целью предотвращения резких колебаний обменного курса тенге и обеспечения финансовой стабильности. В 2018 г. НБРК вмешался в работу валютного рынка лишь однажды, в сентябре, осуществив продажу примерно 520 млн долл. с целью остановить обесценение национальной валюты. В 2016 г. чистый объем иностранной валюты, приобретенной НБРК, составил около 10% совокупных резервов, что оказало давление на тенге. В 2017 г. чистая продажа иностранной валюты в размере около 2% совокупных резервов позволила НБРК поддержать обменный курс тенге.
Мы отмечаем сохранение проблем, препятствующих доверию к монетарной политике, таких как избыточный объем ликвидности в национальной валюте на фоне слабого роста банковского кредитования. Вместе с тем мы отмечаем снижение инфляции в годовом выражении с двузначного уровня в 2016 г. до целевого диапазона, установленного НБРК на 2018 г., - 5-7%. Мы ожидаем, что инфляция в 2019 г. будет соответствовать целевому показателю НБРК – 4-6%. В апреле 2019 г. НБРК снизил ключевую ставку с 9,25% до 9,0%. Мы также полагаем, что НБРК может испытывать политическое давление, что было подтверждено рядом примеров в последние годы, когда НБРК был вовлечен в деятельность, не входящую в сферу ответственности центрального банка. Так, согласно указу президента страны от апреля 2018 г., НБРК учредил компанию с целью предоставления ликвидности банкам путем выкупа ипотечных кредитов. Также НБРК приобрел долю в государственной нефтегазовой компании АО НК "КазМунайГаз" и осуществил компенсационные выплаты по депозитам в национальной валюте после девальвации тенге в 2015 г.
До перехода к "плавающему" курсу тенге в сентябре 2015 г. доля валютных депозитов в общем объеме депозитов увеличилась в результате потенциального хеджирования рисков, связанных с вероятностью обесценения национальной валюты. В январе 2016 г. доля валютных депозитов составила почти 70% совокупных депозитов, что является максимальным историческим уровнем. Однако с того времени НБРК принял ряд мер по стабилизации ситуации на рынке и улучшению показателей ликвидности, включая смягчение требований к объему резервов и повышение рекомендованного максимального уровня процентных ставок по депозитам в национальной валюте. Рост цен на нефть и более стабильный курс национальной валюты, а также ряд мер НБРК обусловили обратную конвертацию валютных депозитов в тенге, и доля долларизации депозитов снизилась до 42% в июне 2019 г.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Антимонопольный комитет прокомментировал предстоящее повышение цен на электричество в ВКО 30.09.2019
Алматы готов к отопительному сезону 30.09.2019
Рассылка о выплате пособия на каждого ребенка в размере 11 тыс. тенге является фейком 30.09.2019
Потребители должны отдельно заключать договора на покупку и обслуживание домофонного оборудования 30.09.2019
"Ротшильды семечками не торгуют": золотой картель рухнул 30.09.2019
О ситуации на финансовом рынке 27.09.2019
Сообщение ФНБ 27.09.2019
Исполнительный совет МВФ выбрал Кристалину Георгиеву новым главой фонда 27.09.2019
Касательно публикации в ряде СМИ о якобы повышении тарифа на тепло 26.09.2019
Кредитные рейтинги АО "БТА Банк" и ТОО "Novacom Corporation" подтверждены на уровне "В/В", рейтинги по национальной шкале повышены до "kzBB+" в связи с исправлением допущенной ранее ошибки 26.09.2019

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz