Fitch Ratings-Лондон-06 сентября 2019 г.
Fitch Ratings подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента ("РДЭ") Казахстана в иностранной валюте на уровне "BBB" со "Стабильным" прогнозом.
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ РДЭ Казахстана "ВВВ", с одной стороны, отражают сильный государственный и внешний балансы, которые подкрепляются значительными государственными сбережениями и существенными чистыми иностранными активами государства, а, с другой стороны, принимают во внимание высокую зависимость от сырьевого сектора, слабый банковский сектор, а также более низкие индикаторы Всемирного банка по качеству управления и показатель ВВП на душу населения относительно медианы для рейтингов "BBB" и более высокую инфляцию, чем у сопоставимых стран. В целом мы ожидаем преемственности проводимой политики после недавней смены руководителя страны, первой в истории независимого Казахстана, которая была обусловлена отставкой бывшего президента Назарбаева в марте. Транзит власти носил упорядоченный характер, осуществлялся в соответствии с предписанными институциональными процедурами и не создавал угрозы для социальной и политической стабильности. Новый президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев одержал внушительную победу на внеочередных президентских выборах в июне. В то же время Fitch полагает, что г-н Назарбаев сохранит существенное влияние в качестве главы Совета безопасности и председателя правящей партии Нур Отан. Мы ожидаем, что Токаев сохранит основные приоритеты экономической политики своего предшественника, включая структурные реформы и, в последнее время, увеличение социальных расходов. Fitch ожидает, что общегосударственный бюджет будет иметь небольшой профицит на уровне 0,3% от ВВП в 2019 г. по сравнению с 2,6% в 2018 г. (дефицит в 1,9% для текущей медианы "BBB"), а затем станет дефицитным в 2020-2021 гг. ввиду более низких прогнозируемых цен на нефть и более экспансионистской фискальной позиции в соответствии с приоритетами проводимой политики. Расходы увеличатся на 1,4 п.п. от ВВП в 2019 г., отражая повышение минимальной заработной платы и заработной платы в госсекторе, а также социальных льгот, сокращение налога на доходы физических лиц и принятие программы по облегчению долгового бремени для заемщиков с низкими доходами. В своем послании народу страны президент Токаев объявил о дополнительных социальных мерах, налоговых льготах и повышении заработной платы, а также о планах сокращения численности госслужащих. Валовый общегосударственный долг Казахстана благоприятно смотрится в сравнении с сопоставимыми странами и в 2019 г. по прогнозам будет на уровне 19,1% от ВВП в сравнении с текущей медианой для рейтингов "BBB" в 39,4%. Государство также является нетто-кредитором ввиду значительных фискальных буферов в форме государственных депозитов, составлявших 3,4% от ВВП на конец 2018 г., что обеспечивает суверенному эмитенту существенную гибкость в плане бюджетного финансирования. Fitch расценивает проводимую политику в Казахстане как более слабую относительно стран с сопоставимыми рейтингами ввиду регулярных пересмотров бюджетных целевых ориентиров и отхода от бюджетных правил, принятых в 2016 г. Пересмотренный национальный бюджет на 2019-2021 гг. и последние макроориентиры на 2020-2022 гг. предполагают увеличение ненефтяного дефицита бюджета до 7,4% от ВВП (в сравнении с первоначальным целевым уровнем в 5,8%). Трансферты из Национального фонда Республики Казахстан ("НФРК") в бюджет увеличатся до 3,07 трлн. тенге в 2019 г. (+18% по сравнению с 2018 г.) и до 2,7 трлн. тенге в 2020-2021 гг. в сравнении с планировавшимся сокращением до 2 трлн. тенге к 2020 г. в соответствии с бюджетными правилами 2016 года. На осуществлении монетарной политики по-прежнему сказываются узость внутреннего рынка, высокий уровень долларизации и вовлеченность Национального банка Республики Казахстан ("НБРК") в квазифискальные операции, такие как субсидированное кредитование в рамках ипотечной программы "7-20-25" и частичное финансирование государственной программы по облегчению долгового бремени для заемщиков с низкими доходами. Соглашение, подписанное между правительством и НБРК в марте, подтверждает приоритеты политики НБРК по снижению инфляции и поддержанию финансовой стабильности, но корректирует снижение целевого уровня инфляции до 3%-5% в 2022 г. (вместо близкого к 4% к 2020 г. как предполагалось ранее) и предусматривает поддержку ликвидностью банковского сектора со стороны НБРК, чтобы способствовать финансированию экономических проектов государства и потребительского кредитования. Месячная инфляция увеличилась до 5,5% в августе относительно аналогичного периода предыдущего года ввиду повышения цен на продукты питания, что отражает более слабый тенге. Ценовое давление увеличивается ввиду повышения заработной платы и социальных льгот, а также роста потребительского кредитования, поддерживаемого государственными программами (14,6% к аналогичному периоду предыдущего года на конец апреля 2019 г.). Инфляция прогнозируется на уровне 5,7% в 2019 г., выше текущей медианы для рейтингов "BBB" в 2,7%, хотя она по-прежнему находится в пределах целевого диапазона НБРК в 4%-6%. Мы ожидаем, что инфляция станет более умеренной и составит 5% в 2020 г. и 4,4% в 2021 г. на фоне снижения темпов инфляции в России, что должно обусловить более низкие импортные цены. Центральный банк сохранил процентные ставки на неизменном уровне в июне и июле ввиду растущих инфляционных рисков (после сокращения на 25 б.п. в апреле). Банковский сектор остается слабым при долларизации на уровне 44% депозитов и 18% кредитов на конец июля 2019 г. и неработающих кредитах на уровне 9,5% от всех кредитов на конец августа 2019 г. согласно данным по национальным стандартам. Раскрытие информации по МСФО 9 указывает на то, что размер неработающих кредитов может быть как минимум вдвое выше, и проверка НБРК качества активов средних и крупных банков, которая должна быть завершена к концу 2019 г., может показать необходимость дополнительной поддержки банков или новых взносов капитала. Дальнейшая государственная поддержка банковского сектора может потребоваться после того, как правительство израсходовало 4% от ВВП на рекапитализацию банков в 2017 г., хотя мы не считаем, что это существенно повлияет на государственный баланс. Президент Токаев недавно заявил, что государство больше не должно предоставлять финансовую помощь для спасения частных банков. В то же время мы полагаем, что операции за рамками государственного баланса (например, посредством передачи проблемных активов государственному Фонду проблемных кредитов) могут быть вновь использованы. Суверенный внешний баланс Казахстана по-прежнему является одним из ключевых благоприятных рейтинговых факторов: чистые иностранные активы государства составляли 45% от ВВП на конец 2018 г. по сравнению с медианным показателем в 2,6% для стран с рейтингами "BBB". Мы ожидаем, что активы НФРК достигнут 63 млрд. долл. (33,3% от ВВП) к 2021 г. относительно прогнозируемых 58,5 млрд. долл. (35,3% от ВВП) в 2019 г. Международные резервы сократились до 27 млрд. долл. в 1 кв. 2019 г. (31 млрд. долл. на конец 2018 г.) после погашения долга квазисуверенными компаниями и продаж иностранной валюты НБРК для стабилизации тенге после ухода в отставку предыдущего президента, но восстановятся до 32,2 млрд. долл. (13,1 мес. платежей по счету текущих операций) в 2019 г. Fitch ожидает, что дефицит счета текущих операций немного увеличится до 0,5% от ВВП в 2019 г. относительно нулевого уровня в 2018 г. (текущая медиана для "BBB": 1,4%) ввиду роста импорта потребительских товаров и импорта, связанного с инвестициями, чему будет способствовать сильный внутренний спрос, и сдержанного экспорта сырьевых товаров. Дефицит увеличится в среднем до 0,8% от ВВП в 2020-2021 гг., по мере того как более низкие прогнозируемые цены на нефть будут сказываться на экспортных поступлениях, а крупные инвестиции в энергетический и горнодобывающий секторы будут оказывать давление на импорт. В то же время меньший торговый профицит будет частично компенсироваться сокращением дефицита по счету первичных доходов, поскольку более низкие цены на сырьевые товары будут обуславливать уменьшение выплат. Рост экономики составил 4,1% в 1 пол. 2019 г. и поддерживался хорошим ростом в обрабатывающей промышленности, строительном секторе и секторе услуг. Мы ожидаем, что рост достигнет 3,8% в 2019 г. в сравнении с пятилетним средним показателем в 2,9% и текущей медианой для "BBB" в 3,3%, чему будет способствовать хороший уровень внутреннего спроса, поддерживаемого социальными мерами государства и инфраструктурными проектами в строительном, жилищном и транспортном секторах. Вклад чистого экспорта в рост будет ниже в 2019 г., поскольку нефтедобыча сдерживается ремонтными работами на крупнейшем месторождении страны и лимитами ОПЕК. Fitch прогнозирует умеренное ускорение роста до 3,9% и 4% в 2020 и 2021 гг., чему будет способствовать планируемое расширение на месторождении Тенгиз.
СУВЕРЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ МОДЕЛЬ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ Согласно суверенной рейтинговой модели Fitch, Казахстан имеет скоринговый балл, эквивалентный рейтингу "BBB" по шкале долгосрочных РДЭ в иностранной валюте. Комитет агентства по суверенному рейтингу скорректировал результаты модели для получения окончательного долгосрочного РДЭ в иностранной валюте, применив качественные факторы в сравнении с рейтингуемыми сопоставимыми эмитентами, следующим образом: -Внешние финансы: +1 уровень, чтобы отразить внешние активы государства, которые являются самыми крупными в данной рейтинговой категории. -Структурные характеристики: -1 уровень, чтобы отразить слабое состояние банковского сектора. -Государственные финансы: комитет убрал +1 уровень ввиду увеличения неопределенности в плане проводимой политики, связанной с изменением бюджетных целевых ориентиров и отклонением от ранее принятых бюджетных правил. Суверенная рейтинговая модель Fitch - это собственная рейтинговая модель агентства с множественной регрессией, которая использует 18 переменных, исходя из трехлетних центрированных средних значений, включая прогнозы на 1 год, для получения скорингового балла, эквивалентного долгосрочному РДЭ в иностранной валюте. Перспективный учет агентством качественных факторов дает возможность корректировать результат, полученный с использованием суверенной рейтинговой модели, для присвоения финального рейтинга и отражает факторы в рамках наших критериев, которые не могут быть в полной мере выражены в количественном виде и/или которые не отражены в полном объеме в суверенной рейтинговой модели.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ Основные факторы, которые вместе или в отдельности могут привести к позитивному рейтинговому действию, включают следующее: - Улучшение индикаторов качества управления и укрепление проводимой политики с целью повышения ее прогнозируемости и эффективности. - Устойчивое улучшение ситуации в банковском секторе. - Улучшение устойчивости экономики и государственных финансов к шокам по сырьевым товарам. Основные факторы, которые вместе или в отдельности могут привести к негативному рейтинговому действию, включают следующее: - Политика, которая привела бы к увеличению бюджетного дефицита или негативно сказалась бы на доверии к монетарной политике. - Материализация существенных дополнительных условных обязательств для баланса государственного сектора со стороны банковской системы.
КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ Fitch исходит из того, что цена на нефть Brent в среднем составит 65 долл./барр. в 2019 г., 62,5 долл./барр. в 2020 г. и 60 долл./барр. в 2021 г.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ Казахстан имеет скоринговый балл оценки релевантности ESG 4 по параметру "Гражданские права и свободы", поскольку сильная социальная стабильность и право голоса и подотчетность отражаются в индикаторах качества управления Всемирного банка, которые имеют наиболее высокий вес в суверенной рейтинговой модели. Они являются релевантными для рейтинга и представляют собой рейтинговый фактор. Казахстан имеет скоринговый балл оценки релевантности ESG 5 по параметру "Политическая стабильность и политические права", поскольку индикаторы Всемирного банка имеют наиболее высокий вес в суверенной рейтинговой модели Fitch и являются в высокой степени релевантными для рейтинга и ключевым рейтинговым фактором с высоким весом. Казахстан имеет скоринговый балл оценки релевантности ESG 5 по параметру "Верховенство закона, качество институтов и регулирования и контроль над коррупцией", поскольку индикаторы Всемирного банка имеют наиболее высокий вес в суверенной рейтинговой модели Fitch и, как следствие, являются в высокой степени релевантными для рейтинга и ключевым рейтинговым фактором с высоким весом. Казахстан имеет скоринговый балл оценки релевантности ESG 4 по параметру "Права кредиторов", поскольку готовность обслуживать и погашать долг является релевантной для рейтинга и рейтинговым фактором для Казахстана, как и для всех суверенных эмитентов.
Казахстан Долгосрочный рейтинг дефолта эмитента подтвержден на уровне "BBB", прогноз "Стабильный" Краткосрочный рейтинг дефолта эмитента подтвержден на уровне "F2" Долгосрочный рейтинг дефолта эмитента в национальной валюте подтвержден на уровне "BBB", прогноз "Стабильный" Краткосрочный рейтинг дефолта эмитента в национальной валюте подтвержден на уровне "F2" Страновой потолок подтвержден на уровне "BBB+" Долгосрочный приоритетный необеспеченный рейтинг подтвержден на уровне "BBB". |