Fitch Ratings-Москва-13 сентября 2019 г.
Fitch Ratings опубликовало долгосрочные рейтинги дефолта эмитента ("РДЭ") города Алматы, Казахстан, в иностранной и национальной валюте "BBB" со "Стабильным" прогнозом.
Алматы является крупнейшим городом в Казахстане с численностью населения 1,8 млн. жителей на 2018 г. (10% от населения страны) и бывшей столицей страны. На Алматы приходится около 20% ВВП Казахстана, что делает город важным экономическим и финансовым центром Казахстана. Бюджет Алматы ведется на основе кассового метода и составляется на трехлетний период. Город может выпускать облигации на внутреннем рынке капитала, но не имеет права привлекать банковские заимствования и предоставлять гарантии.
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ Рейтинги отражают следующие рейтинговые факторы и их относительный вес:
Высокий вес Устойчивость доходов: оценка "средний уровень" Алматы является крупнейшим экономическим центром страны, что обеспечивает диверсифицированную и стабильную налоговую базу и делает Алматы нетто-донором национальной бюджетной системы. Ввиду высокого налогового потенциала Алматы является одним из немногих субнациональных образований, на которые распространяется обязательное требование по изъятиям в государственный бюджет. В структуре доходов города преобладают налоги, ставки по которым устанавливаются централизованно: на их долю приходилось 82% от всех доходов в 2018 г., что представляет собой увеличение доли налогов по сравнению со средним уровнем в 66% в 2014-2017 гг. Налоговые доходы не подвержены влиянию экономических циклов, и в их структуре преобладают поступления от налога на доходы физических лиц и социального налога, которые обеспечили 67% доходов города в 2018 г. Основная часть трансфертов, которые город получает из национального бюджета (Казахстан; "BBB"/прогноз "Стабильный"), имеет целевой характер и направляется на реализацию конкретных проектов.
Адаптивность доходов: оценка "более слабый уровень" Местные органы власти в Казахстане не имеют права устанавливать ставки по налогам, поскольку все полномочия по установлению налоговых ставок и определению величины налоговых доходов, распределяемых между органами власти, сосредоточены у центрального правительства. В то же время город выплачивает трансферты в национальный бюджет в форме бюджетных изъятий, которые составляют около 20% от расходов города. В случае резкого уменьшения доходов у города размер бюджетных изъятий, вероятно, будет снижен, однако такое решение принимается центральным правительством. Отсутствие финансовой самостоятельности по определению налоговых ставок и неспособность увеличивать доходы в случае экономических спадов обусловливают оценку данного фактора "более слабый уровень".
Предсказуемость расходов: оценка "средний уровень" Город исторически осуществляет хороший контроль над расходами, о чем свидетельствует динамика расходов на уровне, близком к динамике доходов, в течение последних пяти лет. Расходные обязательства города закреплены в национальном бюджетном законодательстве и аналогичны соответствующим обязательствам центрального правительства, но в меньшем масштабе. Город осуществляет расходы преимущественно в секторах, для которых характерна умеренная цикличность. Крупнейшей статьей являются расходы на образование (21% от всех расходов в 2018 г.) и жилищно-коммунальное хозяйство (20%). Городу не требуется осуществлять контрциклические меры, которые бы приводили к увеличению расходов на соцобеспечение в периоды спада.
Адаптивность расходов: оценка "более слабый уровень" Fitch оценивает способность города сдерживать расходы в случае сокращения доходов как низкую, поскольку основная часть расходных обязательств носит обязательный характер. По мнению Fitch, высокая доля капрасходов не повышает гибкость города в плане расходов, поскольку в конечном итоге решения об инвестировании в определенные проекты/сектора принимаются центральным правительством. Способность по сокращению расходов также сдерживается низким уровнем расходов на душу населения в сравнении с международными сопоставимыми эмитентами.
Устойчивость долговых обязательств и ликвидности: оценка "средний уровень" Оценка данного фактора "средний уровень" отражает умеренное регулирование национальной системы управления долгом и ликвидностью и развивающийся характер рынков долгового капитала в Казахстане. Национальное бюджетное законодательство устанавливает лимиты по годовому обслуживанию долга (в отношении основной суммы долга и процентов), размер которого не должен превышать 10% от доходов города за конкретный финансовый год. Государственный регулирующий орган устанавливает лимит по объему долга за конкретный год. Для Алматы лимит по долгу был установлен в размере 55,6 млрд. тенге на 2018 г., что соответствует 13% от операционных доходов. Формами долга, доступными городу, являются субсидируемые бюджетные кредиты от центрального правительства, которые доминируют в структуре долгового портфеля города, и внутренние облигации. Местные органы власти в Казахстане не имеют права предоставлять гарантии, поэтому долг компаний госсектора является единственной формой условных обязательств для города. На начало 2019 г. лишь две муниципальные компании имели долг в ограниченных объемах, который обслуживался этими компаниями самостоятельно.
Гибкость долговых обязательств и ликвидности: оценка "более слабый уровень" Государственный регулирующий орган устанавливает лимиты на размер остатков денежных средств, которые могут быть размещены на счетах в Национальном банке Республики Казахстан ("НБРК"). Срок депозитов не может превышать одну неделю, а годовая процентная ставка установлена на уровне 0,25%. В 2018 г. город Алматы не размещал ликвидность на счетах в НБРК. Размер имеющейся ликвидности у города на конец года колебался между 43,5 млрд. тенге в 2014 г. (10% от суммарных расходов) и минимальным уровнем в 14,5 млрд. тенге в 2018 г., поскольку город израсходовал существенную часть денежных средств на финансирование дефицита бюджета. Поскольку местные и региональные органы власти в Казахстане не имеют права привлекать заимствования от банков, город не может полагаться на банковские кредитные линии в качестве потенциального источника ликвидности.
Оценка устойчивости к долговой нагрузке: "aaa" Fitch относит город Алматы к субнациональным образованиям типа B, поскольку город покрывает обслуживание долга за счет денежного потока на ежегодной основе. Согласно своему рейтинговому сценарию, Fitch ожидает, что обеспеченность долга операционным балансом (чистый скорректированный долг/операционный баланс) - первичный показатель устойчивости к долговой нагрузке - останется ниже пяти лет в течение рейтингового горизонта, что обуславливает оценку устойчивости города к долговой нагрузке "aaa". Вторичные показатели - фискальная долговая нагрузка (чистый скорректированный долг к операционным доходам) и фактический показатель покрытия обслуживания долга (операционный баланс/обслуживание долга, включая долг с короткими сроками до погашения) - также подкрепляют сильную оценку устойчивости к долговой нагрузке. Согласно рейтинговому сценарию Fitch, обеспеченность долга операционным балансом составит менее 3x до 2023 г. Согласно рейтинговому сценарию, ожидается, что фискальная долговая нагрузка, которая в настоящее время является низкой (2018 г.: 16%), предположительно вырастет до 60% в 2019-2023 гг., поскольку мы включили в скорректированный долг Fitch крупные платежи по планируемому договору ГЧП на проект строительства линии легкорельсового трамвая. Но даже с учетом этого допущения фискальная долговая нагрузка соответствовала бы оценке "aa". Фактический показатель покрытия обслуживания долга останется сильным, на уровне существенно выше 4x в течение четырех лет в рамках нашего рейтингового сценария, что соответствует оценке "aaa".
КРАТКОЕ ОБОСНОВАНИЕ Fitch оценивает кредитоспособность города Алматы на самостоятельной основе на уровне "bbb+", что отражает сочетание риск-профиля "более слабый уровень" (результат оценки трех ключевых риск-факторов "более слабый уровень" и трех - "средний уровень"), а также оценку устойчивости к долговой нагрузке "aaa". Оценка самостоятельной кредитоспособности города принимает во внимание сравнение с сопоставимыми международными эмитентами. Fitch применяет корректировку вниз на один уровень с учетом асимметричного риска ввиду слабых практик у города в плане отчетности и прозрачности, которые отстают от международных стандартов. В результате РДЭ города находятся на одном уровне с суверенными рейтингами Казахстана "BBB". Краткосрочный РДЭ города "F2" отражает оценку устойчивости долговых обязательств и ликвидности "средний уровень" и показатель покрытия ликвидностью свыше 1,3x.
КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ Ключевые допущения, использованные в базовом сценарии агентства для эмитента, включают следующее: - Рост налоговых доходов на уровне номинального роста ВВП - Сохранение неналоговых доходов на неизменном уровне в 2019-2023 гг. - Рост трансфертов полученных на уровне инфляции в стране за предыдущий год - Рост расходов (за исключением расходов на оплату труда) на уровне инфляции в стране за предыдущий год - Рост расходов на оплату труда на уровне инфляции в стране за предыдущий год плюс 6 п.п., чтобы отразить исторический рост выше инфляции.
Ключевые допущения Fitch, использованные в рейтинговом сценарии агентства для эмитента, включают следующее: - Стресс в отношении текущих трансфертов полученных: -8,6 п.п. в год в 2019-2023 гг., чтобы отразить историческую волатильность данного источника доходов - Стресс в отношении операционных расходов: 1 п.п. в год в 2019-2023 гг., чтобы отразить потенциально более высокое инфляционное давление - Капитализированные платежи города по проекту строительства линии легкорельсового трамвая в рамках ГЧП включены в скорректированный долг Fitch на 2019-2023 гг.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ Переоценка риск-профиля (что является маловероятным в среднесрочной перспективе) или улучшение практик в плане отчетности и прозрачности в сочетании с сильной обеспеченностью долга операционным балансом на уровне менее 5x согласно рейтинговому сценарию Fitch может привести к позитивному рейтинговому действию, при условии что суверенный рейтинг также будет повышен. Понижение суверенного рейтинга или ухудшение обеспеченности долга города операционным балансом до свыше 5x в соответствии с рейтинговым сценарием Fitch обусловило бы понижение рейтингов.
Город Алматы Долгосрочный рейтинг дефолта эмитента опубликован: "BBB", прогноз "Стабильный" Краткосрочный рейтинг дефолта эмитента опубликован: "F2" Долгосрочный рейтинг дефолта эмитента в национальной валюте опубликован: "BBB", прогноз "Стабильный" Долгосрочный рейтинг по национальной шкале опубликован: "AAA(kaz)", прогноз "Стабильный" Долгосрочный приоритетный необеспеченный рейтинг опубликован: "ВВB". |