"Профиль", 2 декабря
Создание Министерства внутренней безопасности - самая масштабная реформа правительственных структур США за последние полвека. И если в России все давно привыкли к тому, что министерства сливаются или разделяются, то преобразования такого рода в Америке крайне редки. Американцы неохотно изменяют структуру правительства, тем более в таких масштабах: по их мнению, это дело опасное, и неизвестно еще, как подобные преобразования отразятся на общественном мнении.
Прозвучавшие в российской прессе предположения о том, что в США создается некий аналог бывшего КГБ, абсолютно некорректны. Появление таких гипотез связано с тем, что Россия смотрит на Америку как будто в зеркало и часто видит там себя. И поэтому все увиденное подгоняется под собственный менталитет, под российский стандарт, российский политический опыт. Впрочем, такой подход свойствен человеческой натуре, в том числе и американцам. На самом деле, никакого сравнения с советским КГБ быть не может, ведь ни ЦРУ, ни ФБР в новую структуру не войдут. И такой вариант даже не обсуждался. ФБР, как и прежде, будет бороться с преступностью традиционными методами, а ЦРУ вообще не может действовать на территории США: в его функции входит деятельность за пределами страны и контрразведка. Они останутся самостоятельными структурами, и проблема заключается лишь в том, смогут ли они эффективно координировать работу с новым ведомством.
Во многом эффективность министерства будет зависеть от того, насколько американцы готовы этому ведомству доверять, насколько оно само сможет найти контакт с другими структурами, обеспечивающими безопасность страны, от того, сможет ли оно доказать свою нужность. Главная проблема заключается в том, что, если в ближайшее время ничего плохого не произойдет, это еще не значит, что министерство работает эффективно. А как оно будет доказывать свою эффективность - пока непонятно. Так же как непонятно и то, какими будут критерии эффективности, как станет контролироваться финансирование министерства и какие средства будут выделяться на его работу в будущем.
Впрочем, в Америке многие считают, что Министерство внутренней безопасности - это прежде всего объединение экспертов, ученых, аналитиков. Поэтому оно будет полезно в любом случае. И опыт Пентагона подкрепляет этот оптимизм. Ведь Интернет и многие другие технологические достижения Америки возникли как раз в результате пентагоновских разработок. Скептики же, не отрицая необходимости принятия адекватных мер в ответ на новые вызовы безопасности, полагают при этом, что администрация Буша пошла в данном случае по самому простому пути, предложив, по сути, сугубо административный способ решения проблемы.
Что же касается опасений по поводу возможных ограничений гражданских прав, надо сказать, что они неизбежны. Однако они возникают не столько из-за создания министерства, сколько в связи с осознанной после 11 сентября необходимостью что-то менять. Наибольшие опасения правозащитников вызывают попытки ограничить доступ к информации. Ведь в США любой человек может получить информацию в любом органе госвласти без объяснения причин, зачем ему это нужно. И чиновник не может отказать. Возникает вопрос, как поступать с информацией о состоянии мостов, железных дорог, водного транспорта, о системах очистки воды, об авиаперелетах, - можно ли ее закрывать или нет? Еще совсем недавно в Интернете легко можно было найти информацию о любом самолете, летающем над территорией США, - вплоть до номеров деталей, времени сборки и прочих технических характеристиках. Это было сделано для удобства работы журналистов - в случае аварии они получали возможность анализировать всю эту информацию. После 11 сентября многие такие базы данных были закрыты. Также много вопросов возникает по поводу контроля за Интернетом, финансовыми потоками, перемещениями граждан, наконец, их частной жизнью. По некоторым оценкам, в последнее время каждого американца снимают на видеокамеру: в супермаркетах, подземных переходах, на автобанах, на рабочем месте и т.д. - примерно от 8 до 10 раз в день. При этом человек об этом часто и не подозревает. Здесь явно возникают вопросы о нарушении права на частную жизнь, однако сегодня в США многие готовы идти на ущемление своих прав ради собственной безопасности и безопасности своих близких.
-----
Сенаторы усомнились в антитеррористических способностях ФБР Лента.Ру, 2 декабря
Директор ФБР Роберт Мюллер издал внутриведомственную директиву, в которой призвал подчиненных сделать борьбу с терроризмом главной прерогативой своей деятельности, сообщает сайт газеты The New York Times. Мюллер отметил, что переориентировка ФБР должна пройти как можно скорее, и никакая "бюрократическая непримиримость" не может стать препятствием для перемен.
Заявление Мюллера прозвучало на фоне давления, оказываемого на ФБР конгрессменами. Законодатели призвали ведомство Мюллера активизировать свою антитеррористическую деятельность. Два члена сенатского комитета по вопросам юстиции, Патрик Лихи и Чарльз Грасли направили в министерство юстиции письмо, в котором выразили озабоченность способностью ФБР успешно бороться с терроризмом. Кроме того, сенаторы задались вопросом о достоверности отчетов ведомства Мюллера об успехах в антитеррористических операциях.
В то же время сенаторы Ричард Шелби и Боб Грэхэм, входящие в состав комитета по разведке, усомнились в готовности ФБР выполнять не только правоохранительного функции, но и собирать разведывательные данные.
Информация о реструктуризации ФБР впервые появилась семь месяцев назад. Тогда Роберт Мюллер объявил о реформе в управленческой структуре своего ведомства и назначении на новые должности около 400 сотрудников, занимавшихся прежде расследованием служебных преступлений и правонарушений в области незаконного оборота наркотических средств. По последним данным, участие в антитеррористических операциях принимает приблизительно четверть из 11 тысяч сотрудников ФБР. |