NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 09:45 ast
07:45 msk

Станет ли ОДКБ Варшавским договором?
В создании ОДКБ страны, вошедшие в ее состав наряду с Россией, пытаются найти в Москве потенциальную защиту от возможных внешних зачисток, подобных иракской
30.05.2003 / оборона и безопасность

Г.Панфилов, ИА "МиК", 29 мая

Госдума ратифицировала устав Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ), созданной в конце апреля на саммите глав 6 государств – России, Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.

По мнению председателя комитета Госдумы по делам СНГ Андрея Кокошина, законодательное оформление альянса даст новый импульс для активизации сотрудничества в рамках безопасности, в сфере прав человека и экономического взаимодействия на постсоветском пространстве. Что лежит в основе новой инициативы бывших советских республик? Договор коллективной безопасности был подписан в мае 1992 года Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном. Через год к ним присоединяются Азербайджан, Молдавия и Украина. В ДКБ не входили, но участвовали в заседаниях в качестве наблюдателей.

В мае 1999 г. состав участников Договора поредел. Из него вышли Азербайджан, Грузия и Узбекистан, создав вместе с Молдавией и Украиной альянс ГУУАМ. Хотя эта организация в отличие от ДКБ не имеет пока четких военно-политических и юридических контуров, цели и задачи участников очевидны. Их объединяет общее стремление вступить в НАТО и укрепить сотрудничество с США. Военная интеграция этих стран происходит в значительной степени благодаря тому, что США и НАТО финансируют именно экономические и военные программы ГУУАМ. На американские деньги украинские, грузинские и азербайджанские миротворцы действуют в Косово. Члены организации участвуют в военных маневрах НАТО, расширяют военное сотрудничество с Западом, по приглашению США направляет своих солдат и спасателей в Ирак.

Стремление стран ГУУАМ к объединению под флагами США и НАТО не носит ярко выраженного антироссийского характера. Однако их явно проамериканская и пронатовская ориентация наносит существенный ущерб интересам Москвы на постсоветском пространстве. Политика флюгера, свойственная многим государствам СНГ (в том числе и членам ДКБ), вполне закономерно тревожит и раздражает Кремль.

Постсоветское пространство оправданно рассматривается Москвой как важная зона ее геополитических интересов, от стабильности в которой во многом зависит национальная безопасность России.

Поэтому вполне понятным является ее настороженное отношение к стремлению США укрепить свои стратегические позиции в соседних с ней государствах за счет ослабления там влияния Москвы. Опасным для будущего России и Содружества представляется расширение американского военного присутствия в центрально-азиатских государствах СНГ и в Закавказье.

Как показали иракские события, система международной безопасности, сформировавшаяся после Второй мировой войны, явно дает сбои. Стремление Вашингтона "узаконить" силовые варианты утверждения своего господства в мире заставляет многих политических лидеров задуматься над безопасностью своих государств, искать подлинных союзников для выработки совместных действий по обеспечению коллективной безопасности в том или ином регионе. К этому же подталкивает их и меняющийся характер угроз и вызовов последних лет, когда важнейшее значение приобретает борьба с международным терроризмом и распространением наркотиков.

В этих условиях Россия, учитывающая новые реалии, выступает против формирования однополярного мира и, наряду с другими шагами, вполне оправданно предпринимает усилия по укреплению разноформатного не только экономического, но и военно-политического сотрудничества со странами СНГ. Именно эту цель и преследует Москва, пытаясь преобразовать аморфный договор коллективной безопасности в реальную, сильную региональную организацию безопасности, в серьезный оборонительный союз.

В создании ОДКБ страны, вошедшие в ее состав наряду с Россией, пытаются найти в Москве потенциальную защиту от возможных внешних зачисток, подобных иракской. Политические режимы в некоторых союзных России государствах, по мнению Вашингтона, выглядят весьма проблематично с точки зрения демократии и прав человека. Хотя президент Казахстана Назарбаев и заявил по поводу критики Запада, что "если бы здесь (В Средней Азии) не было пяти авторитарных режимов, здесь было бы десять бен Ладенов", тем не менее, перспектива иракского варианта развития событий не может не беспокоить наших коллег по СНГ. Опасаются они и практикуемого Вашингтоном "пестования" оппозиции в странах с неугодными ему режимами.

Таким образом, страны – члены ОДКБ, в том числе и Россия, ищут друг у друга, по словам Н.Бордюжи, "определенную помощь в противодействии существующим угрозам". По мнению президента Белоруссии Лукашенко, создание ОДКБ призвано усилить военно-политическую составляющую ДКБ с учетом "процессов, в ходе которых определенные силы предпринимают попытки слома системы миропорядка и ее гаранта – ООН".

Высшим органом Организации стал Совет коллективной безопасности, в который входят президенты шести государств. Созданы Совет министров обороны, Комитет секретарей Советов безопасности и Постоянный совет, который объединит полномочных представителей государств, работающих при ОДКБ на постоянной основе. Высшим координирующим органом является Секретариат во главе с назначаемым на 3 года генсеком. Им стал Николай Бордюжа.

Принято важное решение о создании Объединенного штаба, который будет заниматься оперативным руководством силами быстрого реагирования, а также о формировании региональных командований СБР: на западном направлении – в Белоруссии, на кавказском – в Армении, на центрально-азиатском – в Казахстане.

Объединенным штабом будет руководить начальник Генштаба вооруженных сил той страны, которая в данный момент председательствует в Организации (сейчас - Таджикистан), а его первый зам, на которого возлагается вся оперативная деятельность, будет назначаться Москвой.

Согласно уставу, новая организация становится субъектом международного права и сможет самостоятельно в рамках своей компетенции заключать международные соглашения, иметь договорные отношения с международными организациями. Это, безусловно, повышает ее статус.

Принципиально важным является положение устава о том, что при возникновении угрозы одной из стран - участниц ОДКБ ей немедленно будет оказана военная помощь. Раньше в таких случаях проводились лишь межгосударственные консультации. Новая региональная организация безопасности, даже в случае расширения ее рамок, не будет повторением Варшавского договора. Единство в нем цементировалось военно-политической и экономической мощью Советского Союза, высокой степенью его способности влиять на мировые процессы, противостоять блоку, возглавляемому другой сверхдержавой - США.

Распад социалистического лагеря, развал СССР в корне изменили соотношение сил в мире. В нем сейчас доминируют США. Это жестокая реальность. Если Штаты еще более укрепили свои геополитические позиции, то Россия – преемник бывшей сверхдержавы - их явно утратила. Ее попытки сохранить единство хотя бы среди бывших составных частей Союза остаются безуспешными: слаженного хора стран СНГ создать не удалось. При выработке своего политического и экономического курса наши соседи руководствуются не общими интересами Содружества, а сугубо корыстными интересами правящих национальных элит, в большинстве случаев в ущерб России. Иракский кризис еще раз наглядно показал разновекторность внешнеполитической ориентации стран СНГ. Демонстрируя свою "самостоятельность" и "независимость", они в то же время ведут себя подобно теленку, сосущему двух маток. Этими матками для них являются, с одной стороны, ослабленная, но потенциально способная к возрождению Россия, с которой их связывают география, история, традиции, экономика и культура, с другой – сильный в военном и экономическом отношении Запад, прежде всего США. Некоторые из наших соседей, прежде всего Грузия и Азербайджан, явно берут курс на интеграцию в западные военные и экономические структуры.

Предприняв безусловно оправданный шаг в направлении укрепления своей национальной безопасности и позиций на постсоветском пространстве путем создания ОДКБ, Россия не может не учитывать этих реалий и рассчитывать на гармонию во вновь созданном объединении (нелишне в этой связи напомнить о трудностях на пути экономической интеграции стран СНГ). Нужны будут немалые усилия, чтобы ОДКБ, как, кстати, и ЕврАзЭс, стали по-настоящему эффективными организациями. Нельзя не согласиться с Н.Бордюжей, заявившим в интервью "Независимой газете", что "за безопасность надо платить". Эффективность ОДКБ будет зависеть от того, сколько средств в нее вложит Москва. Потому-то Россия вынуждена взять на себя в финансовом плане 50% проплат, связанных с функционированием Организации.

В рамках ДКБ с 2001 года уже действуют льготные цены на покупку военной продукции. Фактически это означает для стран–участниц скрытую финансовую поддержку со стороны Москвы, ибо более 90% всех действующих в СНГ предприятий "оборонки" находятся в России. И поэтому можно говорить, что Россия предоставляет своим оборонным партнерам скидки на военную продукцию, идя на весьма существенные потери в доходной части бюджета.

Кроме этого, для стран-участниц введены льготы по оборудованию совместного военного штаба и инфраструктуры военного управления, на проведение учений, подготовку кадров. Все это, говоря словами Назарбаева, "создает братство по оружию".

Важным аспектом сотрудничества является для России упрочение своего влияния в Центральной Азии, где в последнее время активизируются вооруженные силы США и НАТО. В регионе присутствуют их военные базы, и участники Договора будут вынуждены согласовывать свои действия с этим фактором.

По словам Н.Бордюжи, в этом никакой трагедии нет, поскольку "у России существуют хорошие партнерские отношения с НАТО и США", и мы активно сотрудничаем с ними в Центральной Азии в рамках борьбы с терроризмом и наркоугрозой.

Однако, когда основная военная база ОДКБ будет располагаться в Средней Азии на киргизском аэродроме "Кант" по соседству с американцами, такое соседство вряд ли будет долго устраивать Москву. Так же, как и готовность президента Рахмонова предоставить Вашингтону и НАТО 5 военных баз на таджикской территории. Да и вряд ли расширение их военного присутствия в Центральной Азии ограничивается только интересами борьбы с терроризмом и наркобизнесом. Нет ли здесь геополитики? Только ли терроризм, наркотики и оргпреступность являются главными угрозами для членов оборонной структуры? Может быть, в какой-то степени прав Лукашенко, считающий, что "главной силой, которую призвано сдерживать ОДКБ, как и во времена Варшавского договора, является НАТО"?

Первостепенной задачей Организации ее участники провозгласили создание механизма согласования политических позиций стран по тем или иным явлениям в международной жизни, что, безусловно, отвечает интересам Москвы. Заниматься политическими вопросами, рассматривать международную ситуацию призван Совет министров иностранных дел ОДКБ.

Острые дебаты глав государств на саммите в Душанбе по проблеме выработки единых внешнеполитических позиций не позволяют рассчитывать на полное единодушие в рамках альянса и в будущем. ОДКБ Варшавским договором не станет. От Москвы и впредь потребуются серьезные дипломатические усилия, чтобы обеспечить единство в рядах нового военно-политического образования. Небесполезным при этом будет, видимо, и такое орудие воздействия, которое глава комитета Госдумы по делам СНГ А.Кокошин называет "силовым экономическим давлением".

Таким образом, противоречия и проблемы в отношениях стран - участниц ОДКБ остаются. На то, что они будут решены одномоментно или в короткие сроки, рассчитывать нельзя. На пути к созданию нового военно-политического альянса сделан лишь первый шаг. Насколько дееспособным окажется ОДКБ, покажет будущее. Пока же выразим в связи с этим весьма сдержанный оптимизм.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Старый МиГ борозды не портит 30.05.2003
Станет ли ОДКБ Варшавским договором? 30.05.2003
Скажи траффику – нет 29.05.2003
В Вооруженных Силах Казахстана началась замена военных билетов старого образца на новые 29.05.2003
Делегация Казахстана приняла участие в парижской международной конференции по борьбе с наркотранзитом из Центральной Азии в Европу 27.05.2003
Кто и как охраняет Путина? 26.05.2003
Проба коллективных сил 25.05.2003
На вооружение казахстанской армии поступил американский вертолет. 1965 года выпуска 21.05.2003
Индустрия террора 19.05.2003
Указ Президента Республики Казахстан от 7 мая 2003 года N 1085 14.05.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz