NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 19:33 ast
17:33 msk

Перехват состоится в любую погоду
Военный аэродром в Талдыкоргане. 9 часов 2 минуты. Командир авиабазы 21751 полковник Нурлан Орманбетов отдает приказ на совершение тренировочных полетов, сверяет с подчиненными часы. Счет идет на секунды
01.06.2003 / оборона и безопасность

Владимир СЕВЕРНЫЙ, "Экспресс-К", 31 мая

Военный аэродром в Талдыкоргане. 9 часов 2 минуты. Командир авиабазы 21751 полковник Нурлан Орманбетов отдает приказ на совершение тренировочных полетов, сверяет с подчиненными часы. Счет идет на секунды: "…три, два, один, ноль". Летчики-истребители уточняют по карте полетные задания, облачаются в специальные высотные компенсирующие костюмы (предназначенные для защиты летчика от больших перегрузок), идут принимать у техников "сушек" (Су-27) и "мигарей" (МиГ-27) доклады о готовности машин к вылету. Ровно через 28 минут истребитель-перехватчик должен подняться в небо на доразведку погодных условий. Пилоту предстоит определить нижний и верхний край облаков, их толщину, силу ветра, давление, влажность воздуха…

В самый разгар предполетных уточнений из главного штаба Сил воздушной обороны на КДП (командно-диспетчерский пункт) приходит строгое указание командующего СВО генерал-майора Копена Ахмадиева исключить из полетных заданий выполнение фигур высшего пилотажа. Виновница ограничений - шестибалльная облачность в районе аэродрома. Понимаю, что именно она не позволит сегодня летчикам продемонстрировать все, на что они способны в воздушном бою. Строжайшее соблюдение мер безопасности на авиабазе, которой командует полковник Орманбетов, возведено в особый ранг. За двое суток общения с воздушными асами мне не составило труда лично убедиться, с какой серьезностью каждый из них подходит к предстоящим полетам, как бережно относится к боевой технике и людям, отвечающим за нее головой…

845-Й, ВЗЛЕТ РАЗРЕШАЮ…

Поднимаюсь по лестнице в кабину "сушки", устраиваюсь поудобнее в кресле-катапульте, впиваюсь взглядом в приборы, которым несть числа. Вспоминаю анекдот про Чапаева, который во время полета на "ероплане" мучил Петьку своими мудреными вопросами: "Петька, прибор". - "Сорок". - "Что сорок?!" - "А что прибор?". Ни с того ни с сего становится весело. Начинаю давиться от смеха. Техник Су-27, глядя на мою беспечную улыбку, укоризненно качает головой.

Если бы не командир, стоявший неподалеку от самолета, то, наверное, офицер в тот ответственный момент прибил бы меня на месте.

- Это что за прибор? - начинаю пытать инструктора. - А вот это для чего?.. Как действуют педали? Каким образом переключаются скорости?.. И, наконец, где на самолете расположена пресловутая "красная кнопка"?!

- А нигде, - отвечает инструктор, поражаясь моей потрясающей самолетной неосведомленности. - Вместо красной, как вы говорите, кнопки в кабине самолета для того чтобы летчику катапультироваться, имеется другое приспособление…

И действительно, чтобы покинуть терпящий бедствие самолет, оказывается, надо не на кнопку жать, а очень сильно дернуть одновременно за две скобы, находящиеся под креслом где-то между ног. Если говорить еще точнее, то расположенных в районе… (В общем, вам по пояс будет). При этом летчик испытает перегрузки такой страшной силы, что словами вряд ли их можно описать. По рассказам бывалых пилотов, в момент "отстрела" катапульты от самолета вес человека может возрастать в 20 раз. Значит, к примеру, в меру упитанный мужчина потянул бы тонны на полторы, а то и больше. Однако…

- При выполнении маневра в воздухе, - продолжает летчик-инструктор, - создаются такие перегрузки, что порой мышцам не хватает сил руку поднять. И кровь становится "тяжелой", как ртуть. Сердцу очень тяжело прокачать ее, поднять до головного мозга…

А мозг без кислорода выдерживает буквально секунды - в глазах тут же темнеет, запросто может произойти потеря сознания. Чтобы летчику сохранить работоспособность, во время полета ему в маску подается кислород. Кроме того, тело пилота - ноги, руки, брюшной пресс - все сдавливается избыточным давлением, подаваемым от компрессора в ВКК (высотный компенсирующий костюм) с таким расчетом, чтобы выдавливать кровь к голове, к мозгу…

Учитывая такую мощную нагрузку на организм, во времена СССР летчикам полагался "реактивный паек": шоколад, сметана, витамины… Было организовано обязательное бесплатное трехразовое питание в летных столовых и выезд на профилактическое лечение в военные санатории страны.

- Сейчас по разным объективным и субъективным причинам мы лишены всего этого внимания, которое раньше оказывалось со стороны государства, на защите которого мы, собственно, и стоим, - говорит командир эскадрильи Кайрат Баймаханов. - Впрочем, мы все понимаем и не жалуемся на судьбу. Вся наша жизнь - НЕБО! Без него ни один настоящий летчик не представляет своего существования. Главное на сегодня - было бы топливо в достаточном количестве для того, чтобы учить молодых летчиков, давать им возможность совершать самостоятельные вылеты. И самим, конечно, не терять форму. Если что, с нас ведь спросится за надежную охрану воздушных рубежей...

К вечеру (аккурат к окончанию тренировочных полетов) я уже имел точное представление о том, что такое "траверс", "штопор", "петля", "бочка"… И знал, что является верхом "крутости" среди летчиков-асов. Например, рассказывают, что в былые времена, когда киросина было "завались" и налет исчислялся сотнями часов, "мигари" при посадке, управляемые "старлеем" или капитаном, на спор могли попадать колесом шасси в брошенную на "взлетку" офицерскую фуражку. Стремительная "сушка" могла проноситься над ВПП (взлетно-посадочной полосой) ровно в метре от нее, не опускаясь и не поднимаясь ни на миллиметр. Тогда каждый летчик нутром чувствовал не только небо, но и землю свою родную. Притяжение существовало, как говорится, на клеточном уровне…

Прощаясь с авиабазой в Талдыкоргане и ее потрясающим личным составом, во главе которого летчик первого класса полковник Нурлан Орманбетов, подумал: истребители-перехватчики и бомбардировщики - это те люди, кто первыми принимают на себя всю опасность, весь риск. Они живут в особом мире, где недействительны обычные земные мерки. В деле, которому они служат, степень риска приближается к 100-процентной отметке, и тем не менее, поставив самолеты в ангары, они продолжают жить обычной жизнью: играть в КВН, выигрывать в футболе, растить детей и до самозабвения любоваться бирюзовым небом...


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Казахстан отправит своих миротворцев в Ирак в августе 30.06.2003
Бомбы против наркотиков 28.06.2003
В Казахстане подготовлен контингент для миротворческой операции в Ираке 24.06.2003
Проведено учение 24.06.2003
Билет с открытой датой 20.06.2003
Главная британская контрразведчица: атомные удары по Западу неизбежны 19.06.2003
В Алматы открылась первая ежегодная конференция по вопросам безопасности и регионального сотрудничества в центрально-азиатском регионе 18.06.2003
Внутренние войска обмениваются опытом 18.06.2003
Экстремистов не убавляется… 14.06.2003
Новая инициатива Тусупбекова 13.06.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz