Сергей ПЕЧУРОВ, "Красная звезда", 14 августа
Как всегда после окончания крупной военной кампании в военно-научных кругах развертывается дискуссия с целью подтверждения или опровержения тех или иных фактов, явлений или тенденций, медленно пробивающих себе дорогу на чрезвычайно консервативном пути в области военного искусства. Не оказалась в стороне от этих обсуждений и война в Ираке. В частности, в США поднята для всестороннего осмысления проблема роли бомбардировочной авиации в войне. Причем, пытаясь нащупать именно тенденцию, исследователи обращаются к истории.
Американские небезызвестные братья У. и О. Райт еще до своего первого полета 17 декабря 1903 года выступали твердыми сторонниками будоражившей в те времена умы "продвинутой" офицерской молодежи идеи о прежде всего военном предназначении авиации. А в январе 1911 года в Калифорнии состоялось первое в истории США бомбометание с воздуха в ходе учебно-испытательного эксперимента. Первой же боевой бомбардировкой в военной исторической науке считается сброс лейтенантом Джулио Джавотти четырехфутовой бомбы 1 ноября 1911 года при вторжении Италии в Ливию в ходе итальянско-турецкой войны.
В течение первой мировой войны воздушные бомбардировщики уже рассматривались как серьезное средство для нанесения удара по противнику. Германские войска, в частности, применяли бомбардировочную авиацию весьма широко, не жалея средств и ресурсов техники. Всего за войну авиацией Германии были сброшены более 27 тыс. т бомб (для сравнения – авиацией других стран, вместе взятых, – около 23 тыс. т). Однако уже после войны немецкие теоретики пришли к выводу, что в силу недостаточной точности бомбометания и с точки зрения критерия "стоимость-эффективность" применять бомбардировочную авиацию в стратегических целях "непрактично".
В период между двумя мировыми войнами авиация во всем мире развивалась гигантскими шагами. Нацистская Германия в своих экспансионистских планах также сделала ставку на ВВС. Вместе с тем германская бомбардировочная авиация предназначалась в основном для нанесения бомбовых ударов на тактическую или оперативную глубину, главным образом на сухопутных ТВД. Поэтому задача разгрома Великобритании одними только массированными налетами явно не приспособленных к этому германских бомбардировщиков оказалась Берлину не по зубам.
* * *
Aмериканский стратегический бомбардировщик B-52. Силовая установка – восемь ТРДД ТР33-Р-3 мощностью 7.710 кгс каждый. Экипаж – 5 человек. Вооружение может включать 20 крылатых ракет AGM-86B (ALCM-B) мощностью 200 кт и дальностью полета 2.500 км, или 16 ракет AGM-129A (ACM) мощностью 200 кт и дальностью полета 4.200 км. Противорадиолокационные ракеты AGM-136 в количестве до 30 единиц. Авиационные бомбы различных типов: ядерные, неядерные, кассетные, морские мины. Электронная начинка включает в себя оптико-электронную систему AN/ASQ-131, тепловизионную камеру AN/AVQ-22, FLIR (Forvard Looking Infrared Radar) AN/AAQ-6, систему спутниковой навигации НАВСТАР. Емкость внутренних топливных баков – 17.300 л, возможна установка двух внешних топливных баков по 2.640 л каждый. Дальность полета без дозаправки – 16.000 (12.200) км.
* * *
Великобритании после разгрома Франции и до вступления в войну в июне 1941 года Советского Союза, в одиночку сражавшейся против Германии, пришлось срочно изыскивать наиболее приемлемые в этих условиях варианты нанесения ответных болезненных ударов по противнику. В качестве одного из них было решение о создании бомбардировочного воздушного флота, который и начал массированные, причем в основном ночные, бомбардировки наиболее важных военных объектов и промышленных центров Германии.
США вступили в войну, имея весьма мощные ВВС, которые формально считались родом сухопутных войск. Как всегда чрезмерно самоуверенные американцы первоначально полагали, что благодаря своей неимоверных размеров воздушной армаде даже в дневное время и без прикрытия со стороны истребителей удастся выйти победителями при любом уровне и интенсивности боестолкновений с противником. Но американцы явно заблуждались относительно мощи истребительной авиации Германии, которая в первые годы войны превосходила ВВС всех их противников. Надо отдать должное оперативности американского ВПК, которому удалось уже к 1943 году ликвидировать этот недостаток за счет начала массового производства дальнего истребителя сопровождения Р-51. Вскоре благодаря этим истребителям, а также Р-47 "Репаблик" и Р-38 "Локхид" (с учетом того, что истребительная авиация Германии понесла невосполнимые потери на Восточном фронте) американцам удалось завоевать господство в воздухе, Это позволило начать эффективные бомбардировки германских объектов на передовой и в тылу.
После войны, с поступлением на вооружение ядерных авиационных бомб и оснащением ими стратегических бомбардировщиков В-29, воздушная составляющая вооруженных сил США стала решающей силой. Американцы уже не в первый раз самонадеянно посчитали себя "хозяевами положения". Во всяком случае, теперь это признают и многие западные военные историки, суммарной военной мощи США (включая ядерные бомбы) и их союзников было явно недостаточно, чтобы, ввязавшись в войну, разгромить Советский Союз. Появление же ядерного оружия у СССР и вовсе поставило эту задачу под большое сомнение. Сомнение еще более укрепилось после войны в Корее (1950-1953 гг.), где американские стратегические бомбардировщики В-29 не смогли проявить себя так, как на это надеялись в Вашингтоне. И хотя им удалось полностью разрушить промышленную базу Северной Кореи (всего было сброшено около 1 млн. т бомб), они не смогли нарушить мощный поток вооружений и другого имущества, непрерывно поступавших в китайско-корейские войска из КНР и СССР.
Американский военный историк У. Бойн считает, что неправильные выводы, сделанные из применения бомбардировочной авиации в Корее, привели к тому, что и во Вьетнаме в 60-е гг. она использовалась "явно неэффективно". Так, по его мнению, мощные стратегические бомбардировщики В-52 выполняли несвойственные им тактические задачи по противодействию поставкам различного имущества из Северного Вьетнама партизанам Южного Вьетнама, и, что вообще недопустимо, допускались случаи участия этих самолетов в непосредственной поддержке наземных войск. В это же время тактические истребители-бомбардировщики F-4 и F-105 участвовали в рейдах стратегического значения на Ханой, Хайфон и другие важные цели Северного Вьетнама. То есть имела место парадоксальная ситуация, когда большую часть бомб американцы сбрасывали на территорию "дружественного" Южного Вьетнама. Всего за период войны в Индокитае (1962-1972 гг.) американцы сбросили свыше 6 млн. 200 тыс. бомб.
После Вьетнама в США началась "эра истребителей", чему в немалой степени способствовало занятие в эти годы большинства руководящих постов в ВВС представителями "истребительного генералитета". Именно в тот период было принято решение о производстве с последующим принятием на вооружение таких, идущих на смену "Фантомам" и "Скайхокам", самолетов, как F-15 и F-16, а развитие "чистой" бомбардировочной авиации, как утверждают, попало в полосу "стагнации и забвения". Правда, несколько позже вновь создаваемому истребителю корпорации "Локхид" F-117А "были приданы бомбардировочные возможности", в результате чего он якобы способен был "удовлетворить и бомбардировочные лобби" американского военного и военно-промышленного истеблишмента.
Вообще же в 80-е гг. у многих западных военных аналитиков стало складываться мнение, что эра "чистых" бомбардировщиков уходит в прошлое и что самолетами В-1В и В-2В завершится история бомбардировочной авиации в целом. Однако к войне в Персидском заливе в результате качественного скачка в развитии технологий ситуация в корне изменилась: и истребители, и бомбардировщики приобрели совершенно новые характеристики за счет появившихся материалов и покрытий фюзеляжей ("стелс"), значительно улучшенных даже по сравнению с десятилетней давностью бортового оборудования и высокоточного вооружения.
Военные же действия в Афганистане и Ираке, полагают американские специалисты, подтвердили ранее теоретически доказанный вывод о том, что принципиально новые средства управления, связи, разведки, других видов обеспечения, помноженные на межвидовой (объединенный) характер ведения боевых действий, как бы прокладывают и новые пути в противоборстве на всех его уровнях. В этой связи на передний план вновь выдвигается концепция первоочередного завоевания абсолютного господства в воздухе с последующим ударом по вскрытым разведкой целям с применением высокоточного оружия. Новое оружие, позволяющее минимизировать побочный ущерб, придает и новую значимость бомбардировочной авиации, считают американские аналитики. Даже такому "испытанному временем" самолету, как В-52, которому в прошлом году исполнилось пятьдесят лет.
В американских военно-научных кругах вновь заговорили о способности ВВС в одиночку решить исход войны. Вместе с тем, сетуют они, все будущие приобретения для ВВС и авиации ВМС США продолжают фокусироваться преимущественно на истребителях F/А-22 и F-35 ("Локхид-Мартин"), F/А-18 ("Боинг"). На сегодняшний день, по данным американских открытых источников, "разработка нового бомбардировщика отложена аж до 2030 г.". Следовательно, американский "чисто" бомбардировочный флот в составе 68 В-1, 16 В-2А и 49 В-52 будет еще в течение почти 30 лет нести основную нагрузку в чрезвычайно быстро меняющихся условиях ведения войн и конфликтов. Примечательно, что в 2030 г. самолету В-52 самой последней модификации исполнится почти семьдесят.
И все же американское "бомбардировочное лобби" полагает, что после подведения окончательных итогов войны в Ираке военно-политическое руководство США пересмотрит свои решения в пользу, естественно, обновления бомбардировочной авиации. |