NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 21:20 ast
19:20 msk

В-52 и в пятьдесят на службе
Американский "чисто" бомбардировочный флот в составе 68 В-1, 16 В-2А и 49 В-52 будет еще в течение почти 30 лет нести основную нагрузку в чрезвычайно быстро меняющихся условиях ведения войн и конфликтов
14.08.2003 / оборона и безопасность

Сергей ПЕЧУРОВ, "Красная звезда", 14 августа

Как всегда после окончания крупной военной кампании в военно-научных кругах развертывается дискуссия с целью подтверждения или опровержения тех или иных фактов, явлений или тенденций, медленно пробивающих себе дорогу на чрезвычайно консервативном пути в области военного искусства. Не оказалась в стороне от этих обсуждений и война в Ираке. В частности, в США поднята для всестороннего осмысления проблема роли бомбардировочной авиации в войне. Причем, пытаясь нащупать именно тенденцию, исследователи обращаются к истории.

Американские небезызвестные братья У. и О. Райт еще до своего первого полета 17 декабря 1903 года выступали твердыми сторонниками будоражившей в те времена умы "продвинутой" офицерской молодежи идеи о прежде всего военном предназначении авиации. А в январе 1911 года в Калифорнии состоялось первое в истории США бомбометание с воздуха в ходе учебно-испытательного эксперимента. Первой же боевой бомбардировкой в военной исторической науке считается сброс лейтенантом Джулио Джавотти четырехфутовой бомбы 1 ноября 1911 года при вторжении Италии в Ливию в ходе итальянско-турецкой войны.

В течение первой мировой войны воздушные бомбардировщики уже рассматривались как серьезное средство для нанесения удара по противнику. Германские войска, в частности, применяли бомбардировочную авиацию весьма широко, не жалея средств и ресурсов техники. Всего за войну авиацией Германии были сброшены более 27 тыс. т бомб (для сравнения – авиацией других стран, вместе взятых, – около 23 тыс. т). Однако уже после войны немецкие теоретики пришли к выводу, что в силу недостаточной точности бомбометания и с точки зрения критерия "стоимость-эффективность" применять бомбардировочную авиацию в стратегических целях "непрактично".

В период между двумя мировыми войнами авиация во всем мире развивалась гигантскими шагами. Нацистская Германия в своих экспансионистских планах также сделала ставку на ВВС. Вместе с тем германская бомбардировочная авиация предназначалась в основном для нанесения бомбовых ударов на тактическую или оперативную глубину, главным образом на сухопутных ТВД. Поэтому задача разгрома Великобритании одними только массированными налетами явно не приспособленных к этому германских бомбардировщиков оказалась Берлину не по зубам.

* * *

Aмериканский стратегический бомбардировщик B-52. Силовая установка – восемь ТРДД ТР33-Р-3 мощностью 7.710 кгс каждый. Экипаж – 5 человек. Вооружение может включать 20 крылатых ракет AGM-86B (ALCM-B) мощностью 200 кт и дальностью полета 2.500 км, или 16 ракет AGM-129A (ACM) мощностью 200 кт и дальностью полета 4.200 км. Противорадиолокационные ракеты AGM-136 в количестве до 30 единиц. Авиационные бомбы различных типов: ядерные, неядерные, кассетные, морские мины. Электронная начинка включает в себя оптико-электронную систему AN/ASQ-131, тепловизионную камеру AN/AVQ-22, FLIR (Forvard Looking Infrared Radar) AN/AAQ-6, систему спутниковой навигации НАВСТАР. Емкость внутренних топливных баков – 17.300 л, возможна установка двух внешних топливных баков по 2.640 л каждый. Дальность полета без дозаправки – 16.000 (12.200) км.

* * *

Великобритании после разгрома Франции и до вступления в войну в июне 1941 года Советского Союза, в одиночку сражавшейся против Германии, пришлось срочно изыскивать наиболее приемлемые в этих условиях варианты нанесения ответных болезненных ударов по противнику. В качестве одного из них было решение о создании бомбардировочного воздушного флота, который и начал массированные, причем в основном ночные, бомбардировки наиболее важных военных объектов и промышленных центров Германии.

США вступили в войну, имея весьма мощные ВВС, которые формально считались родом сухопутных войск. Как всегда чрезмерно самоуверенные американцы первоначально полагали, что благодаря своей неимоверных размеров воздушной армаде даже в дневное время и без прикрытия со стороны истребителей удастся выйти победителями при любом уровне и интенсивности боестолкновений с противником. Но американцы явно заблуждались относительно мощи истребительной авиации Германии, которая в первые годы войны превосходила ВВС всех их противников. Надо отдать должное оперативности американского ВПК, которому удалось уже к 1943 году ликвидировать этот недостаток за счет начала массового производства дальнего истребителя сопровождения Р-51. Вскоре благодаря этим истребителям, а также Р-47 "Репаблик" и Р-38 "Локхид" (с учетом того, что истребительная авиация Германии понесла невосполнимые потери на Восточном фронте) американцам удалось завоевать господство в воздухе, Это позволило начать эффективные бомбардировки германских объектов на передовой и в тылу.

После войны, с поступлением на вооружение ядерных авиационных бомб и оснащением ими стратегических бомбардировщиков В-29, воздушная составляющая вооруженных сил США стала решающей силой. Американцы уже не в первый раз самонадеянно посчитали себя "хозяевами положения". Во всяком случае, теперь это признают и многие западные военные историки, суммарной военной мощи США (включая ядерные бомбы) и их союзников было явно недостаточно, чтобы, ввязавшись в войну, разгромить Советский Союз. Появление же ядерного оружия у СССР и вовсе поставило эту задачу под большое сомнение. Сомнение еще более укрепилось после войны в Корее (1950-1953 гг.), где американские стратегические бомбардировщики В-29 не смогли проявить себя так, как на это надеялись в Вашингтоне. И хотя им удалось полностью разрушить промышленную базу Северной Кореи (всего было сброшено около 1 млн. т бомб), они не смогли нарушить мощный поток вооружений и другого имущества, непрерывно поступавших в китайско-корейские войска из КНР и СССР.

Американский военный историк У. Бойн считает, что неправильные выводы, сделанные из применения бомбардировочной авиации в Корее, привели к тому, что и во Вьетнаме в 60-е гг. она использовалась "явно неэффективно". Так, по его мнению, мощные стратегические бомбардировщики В-52 выполняли несвойственные им тактические задачи по противодействию поставкам различного имущества из Северного Вьетнама партизанам Южного Вьетнама, и, что вообще недопустимо, допускались случаи участия этих самолетов в непосредственной поддержке наземных войск. В это же время тактические истребители-бомбардировщики F-4 и F-105 участвовали в рейдах стратегического значения на Ханой, Хайфон и другие важные цели Северного Вьетнама. То есть имела место парадоксальная ситуация, когда большую часть бомб американцы сбрасывали на территорию "дружественного" Южного Вьетнама. Всего за период войны в Индокитае (1962-1972 гг.) американцы сбросили свыше 6 млн. 200 тыс. бомб.

После Вьетнама в США началась "эра истребителей", чему в немалой степени способствовало занятие в эти годы большинства руководящих постов в ВВС представителями "истребительного генералитета". Именно в тот период было принято решение о производстве с последующим принятием на вооружение таких, идущих на смену "Фантомам" и "Скайхокам", самолетов, как F-15 и F-16, а развитие "чистой" бомбардировочной авиации, как утверждают, попало в полосу "стагнации и забвения". Правда, несколько позже вновь создаваемому истребителю корпорации "Локхид" F-117А "были приданы бомбардировочные возможности", в результате чего он якобы способен был "удовлетворить и бомбардировочные лобби" американского военного и военно-промышленного истеблишмента.

Вообще же в 80-е гг. у многих западных военных аналитиков стало складываться мнение, что эра "чистых" бомбардировщиков уходит в прошлое и что самолетами В-1В и В-2В завершится история бомбардировочной авиации в целом. Однако к войне в Персидском заливе в результате качественного скачка в развитии технологий ситуация в корне изменилась: и истребители, и бомбардировщики приобрели совершенно новые характеристики за счет появившихся материалов и покрытий фюзеляжей ("стелс"), значительно улучшенных даже по сравнению с десятилетней давностью бортового оборудования и высокоточного вооружения.

Военные же действия в Афганистане и Ираке, полагают американские специалисты, подтвердили ранее теоретически доказанный вывод о том, что принципиально новые средства управления, связи, разведки, других видов обеспечения, помноженные на межвидовой (объединенный) характер ведения боевых действий, как бы прокладывают и новые пути в противоборстве на всех его уровнях. В этой связи на передний план вновь выдвигается концепция первоочередного завоевания абсолютного господства в воздухе с последующим ударом по вскрытым разведкой целям с применением высокоточного оружия. Новое оружие, позволяющее минимизировать побочный ущерб, придает и новую значимость бомбардировочной авиации, считают американские аналитики. Даже такому "испытанному временем" самолету, как В-52, которому в прошлом году исполнилось пятьдесят лет.

В американских военно-научных кругах вновь заговорили о способности ВВС в одиночку решить исход войны. Вместе с тем, сетуют они, все будущие приобретения для ВВС и авиации ВМС США продолжают фокусироваться преимущественно на истребителях F/А-22 и F-35 ("Локхид-Мартин"), F/А-18 ("Боинг"). На сегодняшний день, по данным американских открытых источников, "разработка нового бомбардировщика отложена аж до 2030 г.". Следовательно, американский "чисто" бомбардировочный флот в составе 68 В-1, 16 В-2А и 49 В-52 будет еще в течение почти 30 лет нести основную нагрузку в чрезвычайно быстро меняющихся условиях ведения войн и конфликтов. Примечательно, что в 2030 г. самолету В-52 самой последней модификации исполнится почти семьдесят.

И все же американское "бомбардировочное лобби" полагает, что после подведения окончательных итогов войны в Ираке военно-политическое руководство США пересмотрит свои решения в пользу, естественно, обновления бомбардировочной авиации.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В Шымкенте сотрудники КНБ обнаружили подпольную типографию религиозно-политической экстремистской организации "Хизб-ут-Тахрир" 29.08.2003
Тыл Вооруженных сил РК выведен в самостоятельную структуру в составе ВС РК 29.08.2003
Американцы в Ираке вооружаются "калашниковым" 29.08.2003
Казахстанские миротворцы проходят период акклиматизации в Эль-Кувейте, после чего отбудут в Ирак для выполнения своей миссии 28.08.2003
Антинаркокурьер 28.08.2003
В казахстанской армии начался очередной этап реформ 23.08.2003
Виртуальные Анискины 22.08.2003
В Ирак отправилась вторая группа казахстанского миротворческого контингента 21.08.2003
Непосильное бремя 21.08.2003
Война вернулась 21.08.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz