NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 00:19 ast
22:19 msk

Фундамент безопасности
Презентация "Доктрины Иванова"
06.10.2003 / оборона и безопасность

Никита Петров, Страна.Ру, 3 октября

"Актуальные вопросы развития Вооруженных Сил Российской Федерации", представленные министром обороны Сергеем Ивановым, отражают комплексное видение основных направлений развития армии и флота. Таким образом, Сергей Иванов выполнил поручение, данное министерству обороны на Совете Безопасности - представить программу развития Вооруженных Сил РФ. Документ должен был быть готов еще к 1 июля 2003 года, однако, задержка пошла на пользу - он получил политическое, военно-политическое и даже стратегическое звучание.

Подтексты

Во-первых, явно прослеживается внутриполитический аспект и удачный аппаратный ход министра обороны. Задержка с его публичным представлением связана, очевидно, с серьезными усилиями по согласованию. А добиться их в ситуации, где каждое силовое ведомство имеет свой отдельный бюджет, воинские формирования и немалые амбиции, не так просто. Выдержки из доклада министр обороны зачитывал лично, чем подчеркнул собственную причастность к его подготовке. Это выглядело особенно эффектно еще и потому, что в президиуме, кроме него, был только президент.

На презентацию сугубо ведомственного документа, каким с формальной точки зрения является брошюра Сергея Иванова (возможно, преждевременно называть ее "программой", до тех пор пока она не утверждена Совбезом), прибыло, помимо президента - Верховного Главнокомандующего РФ,- руководство администрации президента, практически все правительство, в том числе, разумеется, руководители силовых ведомств, представители верхней и нижней палаты парламента.

Присутствие парламентариев в то время, когда Госдума занята подготовкой бюджета на следующий год, говорит о том, что одной из задач Сергей Иванов ставил получение поддержки президента в финансировании оборонных статей, а точнее, в предотвращении возможных "урезаний". Ведь даже обычно лояльный военному ведомству думский комитет по обороне заявил, что легкой жизни военным на следующий год не обещается.

Во-вторых, доклад Сергея Иванова и выступление на его презентации Владимира Путина можно расценивать как некий военно-политический "домкрат" для России необходимый в конкретный исторический момент. Этот момент во внешнем проявлении связан с недавним визитом российского президента в США, от которого многого ждали, но который далеко не все расценили как удачный. Скорее всего, выступление Владимира Путина в Минобороны было запланировано еще до поездки в США. Очевидно, расчет был на то, что в случае достижения планировавшихся договоренностей с американским президентом, Владимир Путин мог бы сделать на прошедшем в Минобороны мероприятии целый ряд заявлений, скажем, по Ираку и двустороннему сотрудничеству с Америкой в военно-политической сфере. Однако, акцент был сделан на другом: президент напомнил, что Россия остается великой ядерной державой с лучшими в мире баллистическими ракетами, а значит с ней необходимо считаться. Реакция Запада на такие заявления вполне предсказуема: комментарии в духе "имперские амбиции России или российская военная угроза" - неизбежны. Тем не менее, такой "мессэдж" послан.

Если и можно говорить о сенсациях, то они скорее связаны с выступлением президента, чем с докладом министра обороны. Так, Владимир Путин заявил о том, что "коренная военная реформа завершилась", и что "от необходимых на определенном этапе радикальных реформ мы перешли к последовательному и рассчитанному на перспективу развитию Вооруженных Сил". По его словам, Россия перешла к "глубокому преобразованию" ВС, результатом которого "должно стать повышение самих возможностей нашей армии". Знаковым стало и напоминание президента о том, что теперь за военное строительство в стране будет отвечать Генеральный штаб - соответствующий указ был подписан две недели назад. Это означает, что произошло разделение функций между Минобороны и Генштабом, о котором говорили с момента назначения гражданского министра. Так что, похоже, строительством армии и реальным ее управлением теперь будет заниматься непосредственно гава Генштаба Анатолий Квашнин, а политикой и снабжением военного ведомства - Сергей Иванов.

Специалисты с интересом отнеслись и к заявлению президента о баллистических ракетах с разделяющимися головными частями, которые много лет пролежали на складах - их можно будет использовать после того, как ресурс ныне стоящих на боевом дежурстве ракет будет окончательно выработан. Наблюдатели соотнесли эту информацию с Посланием Федеральному Собранию, где Владимир Путин сообщил о разработке в России "нового стратегического оружия".

Трудности роста

Что же касается собственно документа, представленного Сергеем Ивановым, то он в значительной мере представляет собой цитирование ключевых идей военного строительства самого министра обороны, озвученных им за последние 6-9 месяцев в обобщенном виде

Например, тезисы о политическом руководстве и контроле над Вооруженными Силами, и их структура, и сокращении их численности, и способах комплектования, и превентивных действиях по парированию угроз, классификация этих угроз. Предсказуем был тот факт, что одно из центральных мест в этом списке заняла борьба с терроризмом (внутренним, сросшимся с международным). При этом сами военные прекрасно понимают, что ставить задачу непосредственно военной организации бороться с терроризмом - неверный подход. Борьба с терроризмом это - дело специальных служб, которые лишь могут пользоваться помощью военных. Провозглашена и новая угроза - дискриминация соотечественников за рубежом, очевидно, это заявление в первую очередь рассчитано на страны Балтии и Туркменистан.

Особое внимание в документе уделяется международной военно-политической обстановке, в которой строятся российские Вооруженные Силы. В этой связи уместно напомнить, что Сергей Иванов, с приходом на пост главы военного ведомства с должности секретаря Совета Безопасности, сразу начал делать громкие политические заявления международного характера, ранее более привычно ассоциировавшиеся с Министерством иностранных дел. Теперь вся международная деятельность министра обороны фактически нашла отражение в этом докладе. Особое значение придается отношениям в военно-политической и военно-стратегической области с США. При этом доклад призывает учитывать возможность возвращения ядерному оружию свойств реального военного инструмента, превращения его из инструмента сдерживания в оружие поля боя. Сергей Иванов признает, что даже незначительное понижение порога применения ядерного оружия потребует от России перестройки системы управления войсками и принципов их боевого применения. Говорится о сотрудничестве с НАТО, в частности, акцент ставится на российско-натовской "двадцатки", созданной при непосредственном участии Сергея Иванова, с Европейским союзом. Соответствующее место уделено и отношениям России в военно-политической сфере в рамках региональных организаций - СНГ, ДКБ и ШОС.

В озвученном документе Министерству обороны придается главное значение во всей военной организации России. По докладу Сергея Иванова выходит, что именно к Минобороны должны перейти программы перевооружения, военное ведомство должно возглавить и единый тыл всех силовых структур, подготовка кадров также должна вестись под эгидой Минобороны, поскольку у силовиков есть "дублирующие вузы". Амбиции министра понятны, так как говорят о намерении сделать ведомство более мощным и эффективным. Но пока все это только на словах - на деле здравые и полезные для государства идеи тонут в аппаратных интригах и бюрократических проволочках.

В докладе озвучены и многие идеи главы военного ведомства относительно социально-экономического обеспечения российских военнослужащих. Например, - "повышение денежного довольствия" и пресловутый жилищный вопрос. Министр обороны заявляет, что он вряд ли будет решен до 2012-2015 года. Но ВС уже в самое ближайшее время должны постепенно переходить на накопительную систему: прослужил 20 лет в армии - получи квартиру. Но вряд ли это условие станет привлекательным даже для потенциальных офицеров - слишком часто государство не выполняло перед армией своих обещаний.

Очень хотелось бы согласиться и с таким заявлениме министра: "С удовлетворением отмечаю, что период кризисного развития российской военной организации завершился. Те сложности, с которыми мы сталкиваемся в последнее время - это трудности роста, а не свидетельство деградации. Теперь главное - устойчиво развивать военную организацию в рамках обозначенных приоритетов развития". Однако, отозваться энтузиазмом на это утверждение мешают регулярно падающие вертолеты, тонущие подводные лодки, взрывающиеся стратегические бомбардировщики. Даже с учетом того, что министр объясняет эти факты "халатностью", "несоблюдением приказов и инструкций" и "русским авось".

Доктрина Иванова

Интереснее прозвучал доклад в части, касающейся перспективы развития Вооруженных сил. Министр говорил о действительно назревшей, жизненно необходимой перестройке. Например, в сфере теоретического и практического обучения профессионалов военного дела: как соотносится военная наука с тем, что военные сталкиваются в войсках и в вооруженных конфликтах. Очевидно, что Боевой устав ВС РФ, многие положения которого основаны еще на опыте ведения боевых действий в Великой Отечественной войне (и, как любят подчеркивать в военном ведомстве, "написаны кровью"), требует серьезной модернизации. Взять хотя бы один из самых сложных видов боя - бой в городских условиях. Ведь и Грозный штурмовали, в том числе, по этим канонам. При этом техника и средства поражения уже совсем другие, не времен Великой Отечественной войны, и трагический результат всем известен.

Министр обороны вообще очень серьезно прошелся по военному искусству. "Современное военное планирование должно учитывать и опыт, полученный в ходе вооруженных конфликтов конца прошлого - начала нынешнего века. Правильное осознание этого опыта потребует от отказа от привычных стереотипов. Кто не сделает этого и будет оперировать старыми категориями, - обречен на поражение. Прямо скажу, мы должны в корне изменить наши представления о том, что такое современный вооруженный конфликт и как в нем достигается победа" - сказал Сергей Иванов. По его мнению, прежняя концепция обычных войн, как ограниченных, так и широкомасштабных, претерпевает значительные изменения. Это означает необходимость готовиться и к обычным боевым действиям, и к противопартизанским, и к борьбе с различными формами терроризма.

"Совершенно ясно, что основной ударной силой в современных конфликтах выступает воздушный компонент. И тот, кто до сих пор считает, что в современной войне, как и во Второй мировой, решающими будут удары танковых клиньев, живет устарелыми представлениями. Враг не приедет к нам на танке. Враг прилетит к нам на самолете или доставит оружие по воздуху", - заявил Сергей Иванов. Поэтому стране необходима система ПВО, которая теснейшим образом переплетается с системой ПРО, с военным космосом и информационными потоками. Современная война, по мнению главы военного ведомства, требует также и повышения устойчивости средств связи и управления войсками. "И здесь в наших Вооруженных Силах еще далеко не все в порядке, необходимо уже сейчас начинать работу по резкому улучшению состояния дел в этой сфере, иначе мы безнадежно отстанем" - признал министр.

Неусвоенный урок

Обратило на себя внимание отсутствие в докладе "чеченского" аспекта. Кроме фразы "опыт Чечни нас многому научил", по этому поводу не сказано больше ничего. Конечно, Минобороны уже официально не отвечает за происходящие в Чечне события. Но совершенно очевидно, что выведенная туда для постоянной дислокации 42 дивизия решает именно боевые, а не какие-то узкоспециальные, задачи, и не сказать о них - это значит не придавать значения работе военных в республике.

Понятно, что обойти вниманием чеченскую кампанию - сознательное решение, и это политическое решение, связанное с выборами главы республики, чтобы не заострять внимание на военной терминологии прямо накануне дня выборов. Но показать и от имени главы военного ведомства, что государство заинтересовано в решении проблем сепаратизма и извлечении уроков, с тем, чтоб не допустить подобного в другом регионе страны, наверное, имело смысл. Ведь если Минобороны этому вопросу не уделяет должного внимания в документе, претендующем на роль программного, то выходит, и уроки не усвоены. А это значит есть опасность проходить их заново.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
На заседании глав спецслужб стран СНГ обсуждается борьба с наркобизнесом 31.10.2003
КНБ РК не располагает информацией о "казахском диверсанте", задержанном в Ингушетии по подозрению в теракте 31.10.2003
Казахстан оказался втянутым в глобальную систему распространения наркотиков 29.10.2003
"Грачи" прилетели 24.10.2003
Игры патриотов 23.10.2003
Реальная угроза обществу 20.10.2003
Территориальная оборона – важный фактор безопасности страны 20.10.2003
Европа готовится к войне 20.10.2003
В южную столицу введены войска 17.10.2003
Председатель КНБ РК в Вашингтоне провел переговоры с руководителями спецслужб США 14.10.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz