NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (ноябрь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (октябрь 2019)








Поиск  
Среда 11.12.2019 06:21 ast
03:21 msk

В ООН подавая достойный пример
На вопросы "Красной звезды" отвечает руководитель Антитеррористического центра СНГ генерал-полковник Борис Мыльников
18.06.2004 / оборона и безопасность

Александр ТИХОНОВ, "Красная звезда", 18 июня

Визитная карточка

Борис Александрович МЫЛЬНИКОВ родился 2 августа 1952 г. в Ленинграде в семье военнослужащего. Окончил Ленинградский институт точной механики и оптики. С сентября 1975 г. на службе в органах КГБ СССР. Окончил Высшие курсы КГБ в Минске. В Ленинградском управлении прошел путь от оперуполномоченного до начальника отдела. С 1993 г. - заместитель начальника Управления ФСК по Свердловской области. После трагических событий в Буденновске был назначен начальником УФСБ по Ставропольскому краю. В июне 1999 г. переведен на работу в Москву – начальником управления в Центральный аппарат ФСБ России. С 2000 г. - первый заместитель руководителя департамента по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ. В настоящее время – первый заместитель директора ФСБ России. С момента создания Антитеррористического центра (АТЦ) СНГ является его руководителем.

- Недавно в Сочи состоялось очередное, 16-е заседание Совета руководителей органов безопасности и специальных служб (СОРБ) государств – участников СНГ, на котором вопросам противодействия международному терроризму было уделено пристальное внимание. Наверняка какие-то пожелания высказывались и в адрес возглавляемого вами Антитеррористического центра…

- Со стороны СОРБ в адрес нашего АТЦ было дано два поручения.

Первое связано с признанием Верховным судом РФ в прошлом году террористическими 15 организаций и запретом их деятельности на территории России. Опыт этот признан положительным. И СОРБ поручил нам создать соответствующую рабочую группу, которая в перспективе позволит всем специальным службам – видимо, надо вести речь об 11 государствах СНГ – выйти на единый перечень подобного рода организаций на пространстве Содружества. В других регионах мира такая согласованная с большим количеством участников работа не проводилась. Однако ее необходимость очевидна для всех наших партнеров. Конечно, для каждого региона СНГ (Закавказье, Центральная Азия, западная часть Содружества) есть свои приоритеты. Но пока в подходах к оценке внешних и внутренних угроз мы едины, связанные с этими приоритетами некоторые различия не должны помешать нам прийти к общей точке зрения.

В АТЦ СНГ существует и достаточно активно пополняется специализированный банк данных о террористических структурах, а также о лицах и неправительственных организациях, которые оказывают ту или иную поддержку террористам. На базе нашего банка данных нам поручено сформировать дополнительный подраздел, в котором предстоит обобщить весь имеющийся в настоящее время на пространстве СНГ материал об упомянутых попытках проникновения к информационным массивам и выдать нашим партнерам соответствующие рекомендации.

Практически в каждом выступлении на СОРБ звучало мнение о необходимости обмена оперативной информацией и улучшения качества этого обмена. В рамках АТЦ СНГ подобного рода обмен уже осуществляется. Сегодня это одно из основных направлений работы, которое в 2000 году, когда создавался АТЦ, по сути не выстраивалось. Конечно, в некоторых направлениях можно желать большего эффекта, но каких-то неразрешимых проблем по обмену информацией у нас нет. Исключение здесь пока составляет лишь Туркмения, хотя и ее представители присутствовали на сочинском заседании СОРБ, чего все последние годы не было. Впрочем, позиция туркменских представителей никак ими не формулировалась, все обсуждавшиеся вопросы они лишь принимали к сведению. Всего лишь в качестве наблюдателя и в работе СОРБ, и в деятельности АТЦ СНГ участвует Узбекистан. Несмотря на наши настойчивые попытки увидеть у себя в кадрах представителей Службы национальной безопасности Узбекистана, по-прежнему это не удается. То есть у нас есть для них место в Москве и в нашем филиале в Бишкеке, но для направления в Москву и Бишкек представителей СНБ Узбекистана необходимо политическое решение узбекского руководства, которое пока не принято.

- Борис Александрович, что собой представляла презентация Антитеррористического центра СНГ, проведенная 27 мая в Нью-Йорке в Контртеррористическом комитете (КТК) Совета Безопасности ООН?

- С КТК Совета Безопасности ООН у нас уже достаточно долго осуществляются нормальные рабочие контакты. В АТЦ СНГ создан корпункт, который поддерживает связь с КТК, а также с Управлением ООН по наркотикам и преступности.

Презентации подобного рода в КТК проводились и ранее, но до нас это делали такие организации, как Совет Европы, ОБСЕ. Региональные антитеррористические структуры, за исключением АТЦ СНГ, у них до последнего времени не гостили. Непосредственно на презентации присутствовали 26 человек, больше половины из которых - члены Контртеррористического комитета. Регламент мероприятия в КТК отработан: 15-минутный доклад и 10 минут на вопросы к докладчику. Нами был предложен пятиминутный видеофильм о структуре центра, о наших международных контактах, о проведенных под эгидой АТЦ СНГ учениях в Киргизии, Таджикистане, Казахстане и Украине. Представленная информация была воспринята с вниманием, члены КТК даже позволили себе несколько нарушить регламент. Вопросы, которые потом ставились передо мной, находились в пределах компетенции Антитеррористического центра, прозвучали и предложения.

- И какова практическая польза от презентации?

- На КТК была поддержана наша инициатива о том, чтобы региональные организации выполняли как бы двоякую функцию: с одной стороны, координирующего органа для национальных организаций и спецслужб, осуществляющих борьбу с терроризмом, с другой – промежуточного звена между национальными и международными антитеррористическими организациями. Так что презентация способствовала позиционированию нашего АТЦ на мировой арене. Кроме этого, в ООН есть антиталибский и, скажем так, антиалькаидовский комитеты. Никаких контактов с этими комитетами прежде у нас не возникало. Конечно, есть определенные сомнения, насколько такие контакты смогут быть для нас полезны в дальнейшем. Хотя информационный массив, который этими комитетами собран, достаточно приличный и многие желали бы иметь к нему доступ. Для предоставления доступа нашему центру, видимо, потребуется отдельное решение.

Кстати, в день презентации заседание КТК проводилось под председательством российской стороны, вел его первый заместитель постоянного представителя Российской Федерации в ООН Александр Васильевич Конузин. Как раз в этот день Россия начала председательствовать в КТК Совбеза ООН.

- Чем, на ваш взгляд, обусловлено внимание КТК Совета Безопасности ООН к возглавляемой вами структуре, а также к используемым АТЦ СНГ и представленным вами на презентации методикам противодействия террористическим угрозам?

- Как известно, КТК был создан для наблюдения за выполнением государствами требований резолюции Совета Безопасности ООН № 1373 от 28 сентября 2001 года по противодействию террористическим угрозам. Эта резолюция не носит рекомендательного характера – она обязательна для исполнения. КТК, обладая предоставленным мировым сообществом правом, получает и обобщает соответствующую информацию по тем позициям, которые упомянуты в этой резолюции, чтобы иметь общую картину, в какой степени государства осуществляют борьбу с терроризмом. Однако в нынешнем своем виде КТК, видимо, уже не отвечает предъявляемым к нему требованиям. Поэтому в течение ближайшего месяца должен быть подготовлен организационный план КТК Совета Безопасности ООН, и структура комитета будет реформирована. В рамках КТК появятся два управления: экспертное и административно-правовое. Каков будет количественный состав, как будет строиться деятельность комитета – все эти вопросы еще предстоит рассмотреть. Работа эта предусматривается под контролем Совета Безопасности ООН, так что у КТК вряд ли будет время на продолжительные подготовительные мероприятия.

Созданная нормативная база АТЦ СНГ адекватна складывающейся на сегодня обстановке. Ведется работа по ее дальнейшему усовершенствованию. Контртеррористическому комитету ООН я оставил сборник всех основных документов, которые регламентируют нашу деятельность, начиная с Положения об АТЦ. КТК планирует создание своего банка данных, и здесь мы тоже поделились имеющимися у нас наработками, предоставив для ознакомления регламент нашего банка данных в несколько уменьшенном объеме.

Техническая помощь, которую мы оказываем спецслужбам Содружества, на мой взгляд, максимально приближена к конкретным требованиям жизни. Примером могут служить те же совместные учения спецподразделений. Мы идем к тому, чтобы использовать какие-то однообразные - во всяком случае, надежно обеспечивающие взаимодействие при выполнении специальных задач – средства связи и спецвооружение. Только за 2003 год с нашей помощью на базе Центра специального назначения ФСБ России подготовлены около 60 инструкторов спецподразделений Кыргызстана, Казахстана и Белоруссии по разным направлениям. Поэтому, мне кажется, интерес к нам прежде всего объясняется тем, что мы являемся сейчас наиболее практичной структурой.

- Как представляется, Контртеррористический комитет Совбеза ООН призван объединять усилия стран, направленные на ликвидацию терроризма как явления. В то же время, находясь в Нью-Йорке, вы говорили о существовании разных определений понятия "терроризм" и в связи с этим – двойных стандартов в подходах различных стран к вопросам борьбы с этим явлением. Что вы имели в виду, говоря о двойных стандартах?

- Я говорил безотносительно каких-то конкретных государств или структур. Но это действительно большая проблема, и ООН на протяжении последних нескольких лет не может ее решить. Организация Объединенных Наций работает над всеобъемлющей конвенцией по борьбе с международным терроризмом, пытаясь найти единую формулировку понятия "терроризм". Однако пока единой формулировки нет, следовательно, появляется разница в оценках. Кто-то те или иные явления считает проявлениями терроризма, а кому-то выгодно считать их национально-освободительным движением.

- Что представляет собой банк данных АТЦ СНГ и насколько востребована имеющаяся в нем информация государствами Содружества? Планируется ли создание так называемого банка голосов?

- Предложение по созданию "банка голосов" нашло понимание и одобрение практически у всех партнеров. Следующий этап - формирование рабочей группы, которая оценит, насколько располагают государства СНГ необходимыми условиями и техникой. Мне кажется, что для любой спецслужбы абсолютно не принципиально, в каком конкретно месте этот банк будет создан, потому что в настоящее время варианты оперативной связи разработаны достаточно хорошо. Учитывая российский материально-технический потенциал, вероятнее всего, он будет создан в России. Потому что, увы, не все государства СНГ сегодня могут себе позволить даже прислать представителей на те же учения, проводимые под эгидой АТЦ СНГ, хотя это требует очень небольших затрат. Как будут "банк голосов" формировать – исключительно по голосам, либо по территории проявления, либо по характеру угрозы - это предстоит определить специалистам в данной области.

Говоря об уже существующем в АТЦ СНГ банке данных, хочу отметить, что информация набрана по всей территории Содружества. Поэтому востребуется она регулярно. Например, по нашей инициативе, которую с одобрением воспринял Казахстан, мы на основании нашего банка данных занялись предметным изучением религиозно-политической организации "Хизб-ут-Тахрир". Хотя для нашей страны деятельность "Хизб-ут-Тахрир" не особо актуальна (всего на территории Российской Федерации были задержаны не больше двадцати ее членов), но информация по данной организации поступает в АТЦ СНГ от узбекских, таджикских, казахских, киргизских коллег. Получается, что, собирая информацию, анализируя ее, делая соответствующие выводы и предложения, мы можем стоять во главе организации работы нескольких государств по интересующей их проблеме.

Мы также аккумулируем списки лиц, которые разыскиваются по линии органов внутренних дел или специальных служб. Только по нашей информации государствами СНГ, в основном представляющими Центрально-Азиатский регион, в прошлом году были разысканы три человека, которые подозреваются в совершении терактов или других преступлений экстремистского характера.

- Почему Азербайджан, Туркмения и Узбекистан не хотят сотрудничать в АТЦ СНГ?

- У Туркмении вообще, скажем так, отдельный подход ко всему. Объявив о нейтралитете, Туркмения ни в какие блоки и союзы не вступает и живет своей жизнью.

Сейчас мы работаем над выполнением Программы по борьбе с терроризмом на пространстве СНГ на 2003-2004 годы, которую Узбекистан не подписал. Отсюда и степень его участия в мероприятиях под эгидой АТЦ СНГ. Что касается финансирования, Узбекистан на существование Антитеррористического центра денег не перечисляет. В соответствующих документах, подписанных узбекской стороной, есть оговорка, что как только в АТЦ СНГ появляется узбекский сотрудник, она его полностью берет на обеспечение (жилье, транспорт и т.д.). А если их сотрудника в структуре нет, значит, нет и узбекских перечислений. Азербайджан же с учетом карабахской проблемы считает невозможным направлять своего представителя в организацию, в которой работает представитель Армении.

- Эффективно противостоять терроризму может лишь целая система мер (например, подобная той, которая существовала в Советском Союзе). Какова вероятность ее создания?

- Система мер подразумевает самый широкий спектр мероприятий: гражданских, полицейских, специальных. Эта система требует значительных денежных средств. Например, когда в 2000 году Федеральной службой безопасности была предложена программа по борьбе с терроризмом, эта программа приказала долго жить, как только попала в Министерство финансов. В тот период у Минфина денег не было. На сегодня картина меняется. Насколько известно, с 2005 года подобного рода программа в России будет финансироваться. Так что очень многое упирается в потенциал каждого конкретного государства, в материальную сторону. Специалисты же, способные успешно – при наличии соответствующего обеспечения – выполнить такие программы, есть и в России, и в других странах СНГ. Формируется и юридическая база. За последние годы в десяти государствах СНГ появились специальные законы о борьбе с терроризмом. То есть определенные шаги на пути к созданию действенной системы мер предпринимаются.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Специальность сотрудника КНБ в рекламе не нуждается 29.06.2004
Индийские "супербизоны" 29.06.2004
Мир коммунам, смерть притонам 28.06.2004
"Когти" Андропова 21.06.2004
В ООН подавая достойный пример 18.06.2004
Заместитель начальника департамента по защите конституционной строя и борьбы с терроризмом ФСБ выступил в ОБСЕ и рассказал об опасностях Интернета 17.06.2004
Казахстанская армия на марше реформирования 08.06.2004
Шелковая терапия 07.06.2004
В Казахстане превыше всего ставятся вопросы соблюдения прав и свобод личности 31.05.2004
В структуре МВД Казахстана для раскрытия тяжких преступлений создан следственный центр 31.05.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
11.12.19 Среда
79. ГАЛИМОВ Фарит
65. СЫЗДЫКОВ Елкаир
64. САРПЕКОВ Рамазан
62. ТАШМАКОВ Серикбай
61. БАЙЗАТОВ Талгат
61. КАРМАЗИНА Лидия
59. СОТНИКОВА Галина
58. РАХМЕТОВ Бауржан
58. ЧЕКАЕВА Елена
56. ДАНБАЙ Шухрат
56. СУЛТАНОВ Нуркен
55. ОСПАНОВ Куат
55. ПЕРМИНОВ Виктор
54. ЗАКЕНОВ Сембигали
54. МУКАНОВ Кдржан
...>>>
12.12.19 Четверг
85. МАРДЕНОВ Жукен
82. БАЗЫЛОВ Казыкен
82. БАЙЗАКОВ Сайлау
77. САППАЕВ Мендыгали
73. МОСКАЛЕНКО Борис
66. ИОВОВ Эдуард
65. ШАМКЕНОВА Роза
62. БЕКМАГАМБЕТОВА Куролай
62. ИСКАКОВ Саулебек
61. АБУОВ Мирбулат
59. КУЛ-МУХАММЕД Мухтар
53. НУРБАЕВ Орман
48. ИСКАКОВ Марлен
46. КИСИКОВ Бекнур
44. АХМЕТЖАНОВ Ануар
...>>>
13.12.19 Пятница
91. ТЕРЕНТЬЕВ Леопольд
80. АЙТМУХАМБЕТОВ Тамас
80. ИХСАНОВ Утеген
76. ИСКАКОВ Кайрат
72. ЖАНГАЗИЕВ Жаксылык
72. СВОИК Петр
68. МАСЕЛЕЕВА Майдан
64. ЧАРАПИЕВ Туратбек
63. ЕРМЕКОВА Несипбала
62. АСКАРОВ Тулеген
62. БОЙКО Ольга
61. НУРБАЕВА Маржан
55. КАППАРОВ Нуржан
53. ТАПБЕРГЕНОВ Тимур
53. ТОЙБАЕВ Амангельды
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz