Владислав Шпаков, "Инфо-Цес", 19 ноября
Серость, глупость и нищета – три столпа, на которых держится религиозный экстремизм. Все это заслуживает скорее жалости, а не ненависти, однако жалеть убийц трудно, даже если они и встают на путь преступления по одной из этих трех причин. В старом рассказе братьев Стругацких описываются тревоги и переживания ничтожного человека, ограниченного, увязшего в средневековых суевериях, творящего зло потому, что он не знает и не умеет ничего другого. "Бедные злые люди" – говорят в том рассказе о нем и подобных ему. Что еще скажешь? Бедные злые люди…
Они рядом На прошлой неделе КНБ Казахстана официально объявил о ликвидации на территории республики глубоко законспирированной террористической группировки. На ее счету – несколько взрывов, десятки человеческих жизней. Ее руководители прошли обучение на специальных базах боевиков, участвовали в баткенских событиях. До конца года экстремисты собирались провести еще одну серию терактов в Узбекистане. Первый заместитель председателя КНБ генерал-майор Владимир Божко, огласивший информацию перед прессой, уверен, что, несмотря на то что агрессия группировки не была направлена на Казахстан, угроза террора для нашей страны реальна: - Хотя задержанные экстремисты и утверждают, что они атаковали только те страны, где, по их мнению, "притесняют ислам" (а Казахстан они к таким не относят), мы отдаем себе отчет в том, что подобные люди проникают и будут проникать на территорию нашей республики. Около двух месяцев назад сотрудниками Департамента КНБ по Акмолинской области было задержано больше десяти человек, состоявших в ячейке религиозно-экстремистской партии "Хизб-ут-Тахрир", действовавшей на территории области. Изъяты книги, брошюры и журналы экстремистского содержания на русском, казахском и арабском языках. Идеологи ячейки, уроженцы Кокшетау, студент и безработный, призывали к созданию на территории Казахстана исламского халифата. Ничего не взрывали, никого не убивали… На сегодня очевидными террористическими организациями Казахстан признал следующие: "Аль-Каеду", Исламскую партию Восточного Туркестана, Курдский народный конгресс и Исламское движение Узбекистана. Их деятельность на территории республики запрещена. Но кроме того, на закрытом заседании Верховного суда, где было вынесено это постановление, прозвучало менее ясное, но более обобщающее осуждение: "в республике отмечена деятельность организаций, которые маскируются под лозунгами борьбы с национальным, религиозным или идеологическим притеснением, между тем установлено, что их цели и деятельность противоречат Конституции и законам РК". Конкретных примеров названо не было, из чего может следовать, что подобная оценка дана даже и авансом. Или как предупреждение потенциальным террористам. В этой связи показательно, что партия "Хизб-ут-Тахрир", уже неоднократно засветившаяся в нашей стране, в черном списке не значится. Тем не менее на ней, являющейся примером классической экстремистской организации, живущей за счет серости, глупости и нищеты, мы остановимся подробнее.
Они знают, чего хотят "Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами" (в переводе с арабского - "Исламская партия освобождения") основал в 1953 году в Сирии шейх Таккиутдин Набахони, судья шариатского апелляционного суда. "Хизб-ут-Тахрир", было дело, сразу нашла поддержку в таких странах, как Иран, Ирак, Алжир, Судан, Йемен, Пакистан и Афганистан, однако это продолжалось недолго. Дело в том, что "Хизб-ут-Тахрир" провозглашает своей целью создание единого исламского халифата. Естественно, что ни у одного, даже самого радикально настроенного правительства, романтическая перспектива потерять власть во имя этой светлой идеи энтузиазма не вызвала. И теперь "Хизб-ут-Тахрир" является нелегальной, законспирированной организацией. Основная деятельность "Хизб-ут-Тахрир" - активная пропаганда среди населения той или иной страны. Согласно планам руководства партии, как только идеологическая работа даст плоды, правительству государства следует выдвинуть ультиматум о добровольной передаче власти халифату. В случае отказа - джихад. В соседнем Узбекистане "Хизб-ут-Тахрир" активно и практически открыто действует с февраля 1999 года. За это время правоохранительными органами республики возбуждено 2694 уголовных дела, по которым привлечены к уголовной ответственности 4019 членов "Хизб-ут-Тахрир". В Казахстане один из первых филиалов "Хизб-ут-Тахрир" появился в городе Туркестане в 2000 году. И место, и время не случайны. В тот год вся страна отмечала 1500-летие этого города. Незадолго до начала торжеств представителями Комитета национальной безопасности и МВД были задержаны четверо граждан Казахстана, которые печатали в кустарной типографии листовки и книги "Хизб-ут-Тахрир". Затем активисты партии проявили себя в нескольких городах Южно-Казахстанской области – это произошло сразу после прихода американцев в Афганистан. Потом несколько сочувствующих "Хизб-ут-Тахрир" молодых людей были задержаны ни много ни мало – на территории КазГУ. Как впоследствии оказалось, они были не единственными в Алматы и области, кто радел за создание исламского халифата. Наконец, осень нынешнего года, Кокшетау. Те же листовки, те же призывы. Наивно полагать, будто эта организация террору предпочитает фронт идеологической борьбы. Пропаганда – лишь этап, часть стратегии. Первое, что делают тахрировцы на новой территории, - формируют ячейки, всего несколько, но из надежных людей. Второе – это активная деятельность созданных ячеек с целью пропаганды идей "Хизб-ут-Тахрир". Третье – при поддержке сагитированного населения осуществляется давление на законные власти государства, итог которого - построение исламского халифата. И, наконец, четвертое - расширение границ созданного халифата любыми средствами. По оценке специалистов, сейчас "Хизб-ут-Тахрир" осуществляет в Казахстане второй этап своей стратегии.
Они не отступят Нельзя строить иллюзий: нас не оставят в покое. При любой реакции руководства какой бы то ни было из центральноазиатских стран экстремистские организации все равно будут развивать здесь свою деятельность. Идет война, в которую мирные граждане (в том числе и казахстанские) втянуты только потому, что они ЖИВУТ В ЭТОМ РЕГИОНЕ. Ни вероисповедание, ни национальность принципиального значения в этой войне не имеют. Экстремистам нужна власть, им нужна территория для построения своего государства – в их извращенном понимании этого термина. И если на Ближнем Востоке террор в силу исторических причин персонифицирован и адресован, то есть теракты устраиваются конкретными людьми против конкретных групп населения, то в Центральной Азии он будет носить характер неясной, но тотальной войны. Экстремистам, действующим в Центральной Азии, по большому счету, все равно, кого взрывать. Так почему же Средняя Азия? Почему сейчас? Центрально-Азиатский регион в течение многих веков является одной из так называемых "буферных зон", "стыком" цивилизаций. Здесь различия культур и конфессий легко перерастают в конфликты. Комитет национальной безопасности в одном из своих пресс-релизов признал: "Евразия продолжает оставаться основной ареной пресловутого "противоборства цивилизаций": христианского и мусульманского миров, западного и восточного образов жизни, богатых и бедных в экономическом плане стран. В этих условиях терроризм как средство достижения цели посредством прежде всего психологического давления на население - наиболее "приемлемый" вариант для радикальных организаций… Религиозная идеология является хорошим прикрытием для большинства действующих в Центрально-Азиатском регионе экстремистских организаций. Отдельные из них сумели найти соответствующую питательную почву, а это, с учетом обширности и разноплановости связей центральноазиатских стран и их народов, задевает интересы уже всех находящихся в регионе государств. В некоторых из них религиозный экстремизм представляет собой внушительную политическую силу, претендующую на создание оппозиции конституционным органам власти". Естественно, что болезни подвержен в первую очередь ослабленный организм. Как показывает практика, первыми жертвами экстремистов становятся те государства, где имеются социально-экономические проблемы, где обществом утрачены идеологические и духовные ориентиры, где невысок уровень правовой, политической и нравственной культуры, где вместе с тем резко растет религиозность граждан. То, что все это не голословные утверждения спецслужб, подтверждается анализом контингента, вербуемого экстремистами, так называемых "фокусных групп". Шахидки-смертницы – это не устроенные в личном плане женщины, часто – многодетные, без средств к существованию. Фанатики-боевики – это, как правило, либо не определившиеся с жизненным выбором юнцы, либо разочаровавшиеся во всем неудачники. Серость, глупость, нищета… К сожалению, перечисленные симптомы характерны для большинства стран Средней Азии. Именно поэтому регион осаждают экстремистские организации. Руководители их с комфортом прячутся или у своих ближневосточных покровителей, или в гуманной Европе. Высокооплачиваемые наместники и инструкторы работают вахтовым методом. А исполнители, пушечное мясо, – они здесь, они уже сейчас готовы убивать и умирать за гроши или за грошовую идею, были бы предложения. Нынешняя Средняя Азия - это сочетание многогранности, многоликости народов, путаницы кровных связей и обид и – безысходности. Нет почвы, более благоприятной для взращивания зла, чем такая. Вот почему нас не оставят в покое.
Они здесь не нужны В далеком краю вечнозеленых пальм и бирюзовых волн, под ласковым тропическим солнцем, озаряющим плантации табака и авокадо, овеваемые несильным бризом, томятся на американской военной базе Гуантанамо четыре казахстанца. Как они туда попали – черт их знает. Но уж, наверное, не по профсоюзной путевке. Правоохранительные органы сразу нескольких государств сходятся в любопытной догадке, что попали господа казахстанцы на эту крепко охраняемую американскую базу из Афганистана, где они стреляли из автоматов Калашникова, будучи боевиками Исламского движения Узбекистана. Вот такая сложная география. Печальная и некрасивая история четверых наших сограждан показывает еще одну сторону зла, творимого экстремистами. Мало того что они хотят изменить нашу жизнь, наполнить ее страхом, изуродовав в соответствии со своими средневеково-фашистскими представлениями о порядке и гармонии, мало того что они сами являются убежденными убийцами – они и наших близких, наших друзей и соседей пытаются сделать убийцами. Нет данных о том, сколько именно казахстанцев вовлечено в деятельность экстремистских организаций. Известно только, что идеологической обработке подвергаются многие студенты, обучающиеся за границей, главным образом - в мусульманских странах. Но, как видно, теперь идеологическое противостояние началось уже на нашей территории, в Казахстане. Очевидно, что проблему экстремизма даже в отдельно взятом государстве невозможно решить силовыми методами. На место бандита, "замоченного в сортире", встанут двое или трое. Как сделать так, чтобы вакансия "бойца за веру" оставалась незанятой? Необходимо создание социально-политических, экономических и культурных условий, при которых гражданин всегда сможет ясно оценивать ситуацию и делать выбор в пользу нормальной человеческой жизни. Несмотря на то что Казахстан – самое стабильное и прогрессивное государство региона, опасность угрожает и ему. Сегодня казахстанские спецслужбы делают ставку не на пресечение, а на предупреждение террористической деятельности. Активизирована разведывательная работа в странах с большим террористическим потенциалом, так как защищать страну на дальних подступах - наиболее эффективный метод в сложившейся ситуации. Безусловно, ведется работа и внутри страны - по выявлению и локализации деятельности "лиц с террористическими намерениями". Как простой человек может бороться с террором? По первой заповеди врачей: "Не навреди". Не осуждай, не обвиняй иноверцев, будь терпим к другим культурам, к другим традициям. Примитивность мышления у всех злых людей одинакова – будь то исламские экстремисты или нацисты "Третьего рейха". Они не приемлют чужого, непонятного им. Они существуют в тесном мирке своих убогих стереотипов и уничтожают все, что выходит за рамки этого узкого мировоззрения. Мы не такие. Мы лучше и умнее их. Нам нужен мир яркий и разный. Нам нужен мир. |