Никита Петров, Страна.Ру, 22 сентября
Авария Су-27 над территорией Литвы серьезно осложнила и без того натянутые отношения двух государств. А ситуация вокруг самолета и его пилота Валерия Троянова все больше начинает походить на политический фарс. Об этом Стране.Ru заявили в штабе ВВС России. При этом, по мнению российских военных, поведение официального Вильнюса объясняется тем, что авария доказала бессилие размещенных в республике натовских ВВС. Другим фактором, способствующим скандалу, может оказаться конфликт, связанный со строительством в обход прибалтийских государств газопровода, призванного связать Россию и Германию.
Извинений Москвы и ее согласия выплатить материальную компенсацию за нанесенный урон оказалось недостаточно для того, чтобы исчерпать неприятный инцидент. Причину такой несговорчивости Вильнюса военные видят только в одном. Хотела того Москва или нет, но факт падения российского истребителя на территорию натовского государства выявил полную беспомощность создающейся в Прибалтике системы противовоздушной обороны. Ведь российский самолет находился в воздушном пространстве Литвы несколько минут, однако несущие с недавних пор боевое дежурство натовские самолеты (сейчас их представляют ВВС Германии) были подняты только после того, как Су-27 упал. И то не сразу, а через 18 минут после падения.
Подобная нерасторопность доказала иллюзорность безопасности республики в связи с ее вступлением в НАТО. И если бы Москва действительно собиралась нанести Литве какой-либо ущерб, то никто и ничто не смогло бы ей в этом помешать.
Именно этим объясняется и молчание Брюсселя. Штаб-квартира НАТО предпочитает, в отличие от своих литовских союзников, рассматривать инцидент не как провокацию или умышленное нарушение воздушного пространства, а исключительно как несчастный случай. Такая позиция позволяет альянсу "сохранить лицо". По крайней мере, не будет задано слишком много вопросов, почему самолет-нарушитель не был "перехвачен" и сопровожден до ближайшего аэродрома для принудительной посадки. В российском военном ведомстве, кстати, говорят, что подобные действия были бы самыми правильными и адекватными в подобной ситуации - именно так бы и действовали российские ВВС в аналогичной ситуации. Между тем, с Су-27 до самого момента его падения ни одна из наземных литовских служб даже не попыталась вступить в контакт.
Сегодня подобную растерянность демонстрируют уже не только литовские военные, но и власти прибалтийской республики. Без подсказок Брюсселя они откровенно не знают, что делать с Су-27. Отказ предоставить "черные ящики" самолета для изучения хранящейся в них информации, создание проблем с доступом представителей российской стороны к пилоту истребителя и к месту падения самолета, - все это свидетельствует о "политическом параличе", разбившем официальный Вильнюс.
С другой стороны, нельзя не учитывать и еще один фактор, способствующий конфликту. Совсем недавно, находясь в Берлине на встрече министров обороны НАТО, Сергей Иванов достаточно резко отозвался о протестах прибалтийских государств, Украины и Польши по поводу строительства в обход их территорий Североевропейского газопровода, призванного связать Россию и Германию. Иванов подчеркнул, что протест вызван боязнью этих стран потерять возможность "паразитировать на российской газовой трубе". И с учетом этих обстоятельств поведение Литвы похоже на еще одну попытку "паразитирующего" государства надавить на своего более сильного соседа и заставить его пойти на уступки. |