NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 19:41 ast
17:41 msk

Уполномочен заявить
В последнее время в обществе муссируются разговоры о возможных кардинальных изменениях в правоохранительных органах, в частности говорят об отделении Погранслужбы от КНБ, о реорганизации финансовой полиции…
27.06.2008 / оборона и безопасность

Аскар Джалдинов, "Литер", 26 июня

В последнее время в обществе муссируются разговоры о возможных кардинальных изменениях в правоохранительных органах, в частности говорят об отделении Погранслужбы от КНБ, о реорганизации финансовой полиции. Официально пока об этом никто из чиновников не говорит, ссылаясь на то, что это всего лишь слухи. Но, как обычно бывает у нас в стране, слухи всегда имеют под собой реальные корни. О том насколько объективно необходима перестройка в рядах силовиков, "Литер" решил поинтересоваться мнением компетентного человека, знающего спецслужбы изнутри. Наш собеседник Турсун Айжулов - генерал-майор в отставке, почетный сотрудник КНБ РК, заместитель председателя президиума республиканского общественного объединения "Совет генералов".

ЛИТЕР-Неделя: Турсун Габиденович, впоследнее время в средствах массовой информации стало больше появляться критических статей об органах и пограничных войсках КНБ, их сотрудниках и военнослужащих. Как вы относитесь к таким публикациям?

Т.А.: К конструктивной критике отношусь нормально. Понимаю, что поводы для повышенного внимания общественности и СМИ к деятельности органов КНБ имеются. Прежде всего это cвязано с так называемым "Рахатгейтом". К тому же в стране проводится административная реформа, касающаяся всех государственных органов.

В то же время отрицательно отношусь к попыткам очернить, огульно и бездоказательно обвинить КНБ, связать его деятельность с временами сталинского произвола и беззакония и соответственно вытекающим из таких оценок крайним предложениям: переименовать, расчленить, упразднить и т.п. Исхожу из того, что любое государство должно иметь специальный орган, стоящий на защите его безопасности. Это аксиома.

Комитет национальной безопасности реагирует на такую критику. Но, как мне представляется, далеко не на все выступления и не всегда оперативно. Думаю, что реагировать нужно на любое критическое выступление в СМИ, помня о том, что молчание - знак согласия.

ЛИТЕР-Неделя: Кстати, есть такие предложения, чтобы КНБ была "чистой" спецслужбой и занималась разведкой и контрразведкой, не более…

Т.А.: Думаю, что в перспективе КНБ таковым и будет. Но пока это время не наступило. В настоящее время КНБ является не только спецслужбой, но и правоохранительным органом. Имеет свои следственные подразделения, следственные изоляторы. Ведет уголовные дела. Большей частью по линиям борьбы с коррупцией, наркобизнесом и контрабандой, терроризмом. И добивается на этих направлениях весомых результатов.

Председатель КНБ РК Амангельды Шабдарбаев в недавнем интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" привел такие данные. Борьбой с наркобизнесом в КНБ занимается около 150 сотрудников, а на долю комитета приходится 70 процентов всего объема изъятых в стране тяжелых наркотиков. Это говорит о качестве работы, которая неплохо проявляется и в сфере обеспечения экономической безопасности, и по линии борьбы с терроризмом. Мало афишируется, но сотрудникам КНБ удалось предотвратить несколько терактов. Вскрывались каналы нелегальной связи с террористическими организациями за рубежом. Проводятся и многие другие оперативные действия на снижение угроз нацбезопасности. При этом надо признать, что на долю КНБ приходятся наиболее весомые результаты, связанные с привлечением к уголовной ответственности мздоимцев из верхних эшелонов власти и правоохранительной системы. Так что уходить с этих направлений работы и избавляться от правоохранительных функций комитету рановато.

ЛИТЕР-Неделя: Все-таки жизнь идет вперед и КНБ, вероятно, тоже нуждается в перестройке, в реформировании?

Т.А.: Безусловно. Но по поводу реформирования силовых структур и правоохранительных органов хочу высказать пару замечаний. Во-первых, подготовка реформ обычно ведется келейно, узким кругом ответственных работников, которых мы в кулуарах называем "тайными советниками". К обсуждению не привлекаются не только представители общественности, но и даже специалисты-профессионалы. Например, Совет генералов объединяет сегодня 85 генералов - ветеранов запаса и в отставке МВД, КНБ, МО и прокуратуры, прошедших большую профессиональную и жизненную школу, многие из которых еще не исчерпали свой интеллектуальный и творческий потенциал. Разумеется, они могли бы принять участие в работе по реформированию тех или иных структур в качестве экспертов или консультантов.

Во-вторых, у нас часто реформирование понимают как механическое соединение или разъединение различных структур как внутри ведомства, так и между ведомствами. Некоторые амбициозные руководители хотят укрепить свои ведомства за счет поглощения других. Но, как известно, от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Это не реформа, это видимость реформы. Реформирование долж-но предусматривать не только структурные изменения, но и носить более глубокий характер. Приводить в соответствие с новыми реалиями нормативную правовую базу, корректировать цели и задачи деятельности того или иного органа, пути и методы их достижения в изменившихся условиях.

ЛИТЕР-Неделя: В подтверждение ваших слов замечу, что в последнее время идут разговоры о реформировании пограничных войск и, как первый шаг на этом пути, об их отделении от КНБ и даже объединении в одно ведомство с таможенниками и санитарным контролем. Насколько оправданы эти слухи и насколько целесообразно отделение пограничников?

Т.А.: Давайте вспомним свою ближайшую историю. Погранвойска за неполных 17 лет уже побывали в системе КГБ-КНБ, были самостоятельным органом - Государственным комитетом по охране государственной границы, вливались в состав Министерства обороны в качестве Сил охраны государственной границы, наконец, вернулись в состав КНБ в качестве Пограничной службы. А теперь вновь возник разговор о возможном их отделении.

У Казахстана есть своя специфика, имеющая непосредственное отношение к охране государственной границы - это огромная территория и малая плотность населения. Вспоминаю такой случай. Как-то на очередном заседании советов командующих пограничными войсками СНГ и государств-участников Таможенного союза один мой закавказский коллега-пограничник спросил: "А вы будете закрывать границу с Россией?" Отвечаю: "Обязательно будем. Протяженность границы с Россией составляет 14 тысяч километров, а населения у нас - около 14 миллионов человек. Выставляем по одному "штыку" (включая женщин, стариков и детей) на каждые тысячу километров - и граница на замке". Я, конечно, иронизировал. Но прав-да в том, что мы не можем обеспечить войсковой охраной всю государственную границу. С Россией у нас вопрос решается путем создания единого экономического и тамо-женного пространства. На других участках первоочередное внимание уделяется наиболее уязвимым местам и трассам, где могут пролегать наркотрафики, проходить конт-рабандисты, террористы, нелегальные мигранты. Думаю, что командованию пограничных войск в процессе реформирования системы следует больше уделять внимания вопросам оперативного обеспечения охраны государственной границы. А эта задача стоит также и перед территориальными органами КНБ. Поэтому их разъединение создаст дополнительные проблемы - проблемы организации взаимодействия между разными ведомствами.

Но пограничная служба в системе КНБ должна быть достаточно самостоятельной. Директор Погранслужбы по своему положению одновременно является и заместителем председателя КНБ. Надо чтобы так было не только в штатном расписании, но и на деле. Был у нас и неудачный опыт реформирования МВД, связанный с созданием и упразднением ГСК - Государственного следственного комитета. Как бы взамен ГСК вскоре появилась финансовая полиция, целесообразность создания которой до сих пор вызывает серьезные сомнения у профессионалов. Такие псевдореформы дорого обходятся государству, вернее нам с вами - налогоплательщикам. Но больший и главный ущерб от них в том, что они всегда сопровождаются немалыми и, к сожалению, безвозвратными потерями профессиональных кадров.

ЛИТЕР-Неделя: В разных странах в разные исторические периоды спецслужбы занимали разное место, играли разную роль в государстве и обществе. Есть пример сталинско-бериевского НКВД, советского КГБ, российского ФСБ, американского ЦРУ и ФБР и т.д. Понятно, НКВД был карательным органом, осуществлял массовые репрессии. КГБ шло в одной упряжке с КПСС, у которой была сосредоточена вся власть. ФСБ сегодня, образно говоря, на высоте и правит бал. А каким должен быть КНБ ?

Т.А.: Сразу замечу, что спецслужбы, как и полицейские структуры, в любом государстве не являются органами власти, они являются органами управления. И именно власть диктует, какими быть этим службам. Не может быть "плохого Берии" и "хорошего Сталина". Диктовал Сталин, на то он и был диктатором. Сильные спецслужбы с широкими полномочиями - это атрибуты тоталитарных и авторитарных режимов. В нормальных демократических государствах повседневная деятельность этих служб вообще незаметна. Главное условие - действовать в рамках конституции и законов. При нарушении этого условия - жди скандала. СМИ не упустят такого момента и не промолчат. Потому что любое нарушение закона - это нонсенс.

КНБ нет необходимости копировать какую-либо из спецслужб. Как ни банально это прозвучит - у нас своя специфика. Но одно непременное условие должно быть - соблюдать законность, действовать в пределах полномочий, определенных Конституцией и законодательством РК. Казахстан, как и все страны СНГ, является переходным государством и находится в стадии становления и развития. Считаю, что в этот период нужны сильные спецслужбы. Но по мере построения демократического правового государства, развития институтов гражданского общества и свободных СМИ, преодоления масштабной коррупции и воспитания законопослушных граждан, функции КНБ следует постепенно ограничивать и сужать.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Уполномочен заявить 27.06.2008
"Казахстан поддерживает усилия мирового сообщества в борьбе с терроризмом" 09.06.2008
Ежегодно ликвидируется от 30 до 50 наркогруппировок 23.05.2008
Сотрудничество вооруженных сил Казахстана и России вышло на качественно новый уровень 15.05.2008
Казахстан намерен в ближайшее время закупить у России несколько дивизионов ЗРС С-300 "Фаворит" и С-400 "Триумф" 14.05.2008
Управленческие структуры Минобороны сокращены с 38 до 29 единиц 06.05.2008
Спецподразделения Казахстана 04.05.2008
"Казахстан ощутил на себе влияние угрозы терроризма" 29.04.2008
Диктат шестой графы 29.04.2008
Прямая и явная угроза 16.04.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz