NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 17:22 ast
15:22 msk

Армиягеддон
Командование Вооруженных сил виновато в участившихся авиакатастрофах
08.09.2008 / оборона и безопасность

Игорь НЕВОЛИН, "Литер", 5 сентября

Вчера были подведены итоги российско-казахстанских военных учений. Само собой, вероятный противник казахстанского и российского оружия был разбит наголову, а министр обороны РФ Анатолий Сердюков наградил отличившихся военнослужащих России и Казахстана. В теории казахстанские Вооруженные силы до сих пор не знали поражения, и слава богу. Особенно утешает, что нам приходится иметь дело с условным противником. А что касается реального положения дел, то даже в мирное время наши Вооруженные силы несут существенные потери. Бывший начальник генерального штаба и экс-министр обороны РК генерал-полковник Алибек Касымов не отрицает, что у многих казахстанских чиновников, благодаря сводкам с полей учебных сражений об очередном хеппи-энде, может возникнуть некое ощущение успокоенности по поводу боеспособности нашей армии. Но, по его словам, на самом деле военную безопасность обеспечивают не Вооруженные силы, а исключительно верховный главнокомандующий, закрывший на среднесрочную перспективу многие вопросы приграничных территорий, международных договоров и добрососедских отношений. А что касается военной составляющей безопасности страны - тут куча вопросов к руководству министерства обороны, у которого всегда есть два варианта ответа - правдивый и официальный.

На днях в Алматы состоялось заседание общественно-политического дискуссионного клуба "АйтPARK", посвященное проблемам военной безопасности Казахстана. На вопросы журналистов отвечал бывший министр обороны, бывший начальник генерального штаба генерал-полковник Алибек Касымов. По его словам, если сравнивать степень обороноспособности всех республик Центральной Азии, то ВС РК выгодно отличаются от Вооруженных сил Кыргызстана и Таджикистана. Однако это обстоятельство не является поводом для самоуспокоенности.

А в нынешней ситуации генерал вообще воздерживается от традиционных для военных рекомендаций гражданскому населению "спать спокойно". Так как спокойного сна наша армия нам не может гарантировать.

На примере сил воздушной обороны (СВО) этот тезис развил генерал-полковник Касымов. В частности, в дискуссионном клубе он назвал наиболее вероятные причины участившихся катастроф в военной авиации, которые серьезно отличаются от официальных версий происшедшего. Напомним, в войсках за последние полтора года потерпели катастрофы уже три воздушных судна - самолеты МиГ-31 и МиГ-29, а также вертолет Ми-17.

Первое ЧП произошло в Караганде 16 февраля 2007 года. Здесь во время учебно-тренировочного полета разбился МиГ-31. Два летчика, Андрей Леонтьев и Денис Федотов, погибли в расцвете лет. Государство посмертно наградило их орденами "Айбын". Причины аварии выявляла комиссия, возглавляемая командующим СВО. По официальной версии, распространенной агентством "Интерфакс-Казахстан" 8 мая 2007 года, самолет разбился из-за неисправности пилотажно-навигационного оборудования.

По версии генерал-полковника Касымова, причины аварии другие. В аварии он винит командование части, потому что МиГ-31 управлялся пилотами, которые ни в коем случае не могли быть допущены к полету в сложных метеоусловиях.

- Самолет разбился при заходе на посадку в сумерках… Руководитель полетов, зная о том, что у них (у летчиков. - Ред.) всего один час налета и нет допуска к полетам в сложных метеоусловиях, выпустил их в сумерки. Машина сложная, экипаж теряет ориентировку в пространстве. Если бы это были опытные пилоты, они бы заранее включили программу стабилизации пилотажного оборудования самолета. И эта программа устранила бы крен и, самое главное, включила бы им авиагоризонт. Но они этого не сделали. Им казалось, что они идут хорошо на посадку. А в результате самолет (находившийся уже на недопустимо низкой высоте. - Ред.) упал плашмя, - заявил Касымов.

Другая авария произошла 12 февраля 2008 года на аэродроме Жетыген близ Алматы. Здесь при заходе на посадку разбился многоцелевой истребитель МиГ-29. Один из летчиков - начальник штаба эскадрильи майор Александр Ковязин - погиб, другой - подполковник Виталий Дильмухамедов - получил серьезные увечья в результате неудачного катапультирования. Кстати, он был инструктором. Расследованием причин аварии опять занималась специальная комиссия во главе с командующим СВО. По официальной версии, распространенной агентством "Интерфакс-Казахстан" 29 февраля, причиной катастрофы воздушного судна стали неполадки в системе электроснабжения самолета.

Здесь можно напомнить, что руководство Министерства обороны во время расследования пыталось найти "стрелочников", на которых можно было бы свалить вину за небоевые потери. В частности, 14 февраля первый заместитель министра обороны, глава Комитета начальников штабов генерал армии Мухтар Алтынбаев заявил, что единственной возможной причиной крушения МиГ-29 мог стать выход из строя обоих двигателей и других систем самолета. Кроме того, Алтынбаев сообщил информагентству, что двигатели и агрегаты данного самолета незадолго до аварии были отремонтированы на авиаремонтном предприятии в Украине, и пообещал "поставить вопрос о компенсации стоимости самолета и моральном ущербе".

Однако Алибек Касымов называет другую причину нештатной ситуации - паника экипажа при возникновении нештатной ситуации из-за недостатка практического опыта. По его словам, в Жетыгене у летчика-инструктора не было необходимой в таких случаях классной квалификации. К "вывозу" допускаются только специалисты первого класса, но в этом случае инструктор сам имел лишь третий класс, поскольку налетал на этом типе самолетов всего 430 часов вместо положенных 900. А раз так, значит, он если и ориентировался в пространстве и приборах управления летательным аппаратом, то без автоматического навыка.

- Как только пришло уведомление о том, что основной генератор - поставщик тока - отказал на самолете, экипаж должен был действовать в соответствии с инструкцией, но пилот даже не замечал этого, пока речевой информатор не начал говорить, что идет вибрация левого двигателя, поэтому нужно сбросить обороты и т.д. Но опять-таки инструкция предписывает: раз речевой информатор тебе об этом говорит, ты должен набрать минимально безопасную высоту, а это не менее 500 метров (они шли на уровне 350), разобраться с этой ситуацией и уже через группу управления полетами определяться, что и как делать, если у тебя не хватает навыков. А они отключают левый двигатель, тем самым усугубляют ситуацию, у них не хватает ни запаса мощности, ни высоты, появляется крен, возникает паника - самолет разбивается, - считает Касымов.

Последняя авиакатастрофа, слава богу, без человеческих жертв, произошла на прошлой неделе в Алматинской области. Здесь, выполняя плановый учебно-тренировочный полет, разбился вертолет Ми-17 2007 года выпуска стоимостью около 8 млн долларов. Комиссию по расследованию причин аварии по традиции возглавил командующий СВО. На этот момент пока есть только предварительная версия происшедшего: "Ми-17, пилотируемый командиром звена майором Алишером Ибрагимовым под руководством инструктора командира воинской части № 53975 полковника Мурата Мусабекова, при заходе на посадку попал в резко изменившееся положение ветра".

Касымов считает, что и здесь виноваты в аварии отцы-командиры.

- Я думаю, что это произошло по вине летного состава и наземных служб обеспечения полетов. Потому что отрабатывались действия посадки вертолета в условиях высокогорья. Значит, наземные службы должны были четко обозначить площадку приземления, оборудовать ее необходимыми средствами, указывающими направление ветра, и т.д. Пилот должен был, если этого не обеспечили наземные службы или группы управления полетами, сбросить дымовую шашку перед посадкой, чтобы понять, какой ветер и куда он дует. При тех метеоусловиях, которые были, экипаж вообще не должен был производить посадку, потому что это категорически запрещено в условиях высокогорья при скорости ветра более 5 м/с. Но шашка не выброшена, площадка не оборудована, вокруг горы плюс резкое изменение ветра до 15 м/с. В результате вертолет теряет управление и переходит в хаотичное, неуправляемое боковое вращение, посадка не прекращается, мощность двигателя уже потеряна. Экипаж, конечно, тянет ручку на себя. На критических углах лопасти рубят хвостовую балку, происходит вращение вертолета по оси, и при приземлении вертолет заваливается на бок. Неисправностей быть не могло, машина новая, налет - всего пять часов, - делает выводы бывший министр обороны.

Алибек Касымов с сожалением сообщил "Литеру", что, несмотря на серию чрезвычайных происшествий, у нас не может быть уверенности, что положение в военной авиации в ближнесрочной перспективе кардинально изменится в лучшую сторону. Поскольку командующий СВО как сидел на своем месте, так и сидит. Командиры авиабаз как занимали свои должности, так и занимают.

Кроме того, как считает генерал-полковник, катастрофы происходят не только и не столько из-за низкой летной подготовки экипажей и низкой квалификации наземного технического персонала. Главная причина высокой аварийности находится в законодательный плоскости. 10 лет назад Минобороны отменило "положение по обеспечению полетов и эксплуатации воздушных судов". Тогда же должен был быть разработан другой нормативный акт. Но до сих пор он не принят. Между тем это касается всей техники, а авиации в особенности. Это достаточно чувствительный, тонкий момент - все должно быть регламентировано. А так как нет этого регламента, то все как хотят, так и летают. И виноватых нет, хотя гибнут люди, а обороноспособность страдает.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В Атырау состоялась расширенная коллегия КНБ РК 26.09.2008
В Казахстане в ближайшее время будет сформирован второй миротворческий батальон 25.09.2008
Министр обороны Казахстана оценил состояние боевой готовности казахстанской армии 24.09.2008
Сотрудники военной полиции Казахстана и США обменяются опытом работы 24.09.2008
Миротворческие учения с участием подразделений Великобритании и США начались в Казахстане 16.09.2008
Во многих гарнизонах Казахстана осталась инфраструктура 60-х годов 16.09.2008
Армиягеддон 08.09.2008
Казахстан и Россия отработали совместное принуждение к миру 05.09.2008
"Нужны законодательство, деньги, мозги" 04.09.2008
В Чебаркульский район стягивается казахстанская военная техника 26.08.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz