NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 14:05 ast
12:05 msk

О безопасности и тревогах
К.Джанбурчин: Не хотел бы сегодня делать акцент на персоналиях, но "Казспецэкспорт" практически является убыточным. Судьба этого РГП нас беспокоит, что правда, то правда. Когда-то оно давало рабочие места, приносило доход в бюджет Минобороны в 200-300 млн тенге, было стабильно работающим предприятием…
07.04.2009 / оборона и безопасность

Владимир СЕВЕРНЫЙ, "Мегаполис", 6 апреля

Заместитель секретаря Совета безопасности Козы-Корпеш Джанбурчин согласился дать эксклюзивное интервью "Мегаполису", но прежде по телефону оговорил условия - разговор должен быть коротким, а поставленные вопросы - острыми. Философствовать некогда. Экономический кризис подмял под себя не только весь мир, он практически у каждого казахстанца уже под боком. Посему время действительно надо экономить и воду в ступе не толочь.

Козы-Корпеш Джанбурчин до назначения в Совбез несколько лет трудился в должности заместителя министра обороны по экономике и финансам. Он и сейчас это ведомство курирует от СБ, потому разговор начинаем именно с армейской темы.

- Армия, на мой взгляд, должна заниматься исключительно двумя вещами: в военное время воевать, в мирное - заниматься боевой подготовкой, то есть готовиться к возможным боевым действиям. Как любое суверенное государство, мы оставляем за собой право на индивидуальную и коллективную оборону в случае агрессии против нас и наших союзников, - говорит заместитель секретаря СБ. - Основная задача командиров и солдат - боевая подготовка и боевое дежурство. Все. И никакой хозяйственной деятельности. Очень все просто на самом деле. У армии не должно быть никаких предприятий. В странах, где армии считаются наиболее сильными, личный состав не занимается коммерческой и хозяйственной деятельностью. Во всех командирских планах - исключительно боевая подготовка. Я под этими словами подпишусь в любое время дня и ночи. Это же правильно - плотник должен строгать, врач - лечить, офицер - готовиться к войне. А вот когда он начинает заниматься коммерцией, тогда и появляется масса соблазнов. В Минобороны, кстати, и так соблазнов немало всегда было, а если дать командирам волю и хозяйствовать позволить? Что из этого получится, догадаться не сложно. В 2003 году при МО РК было 9 РГП. Будучи заместителем министра обороны по экономике и финансам, я свой рабочий день начинал с разгребания проблем этих РГП и заканчивал день ими же. Ведь что такое государственное предприятие в условиях рыночной экономики? Это, как правило, предприятия, отданные на откуп директорам этих самых предприятий. Пусть на меня никто не обижается, но армия не должна заниматься хозяйственной деятельностью, а кому из офицеров не терпится окунуться с головой в коммерцию, пусть увольняются и идут на гражданку. Это мое личное убеждение.

- Козы-Корпеш Есимович, одно время РГП "Казспецэкспорт" не сходило с лент новостей. То один скандал, то другой. То участие в международной выставке, то контракты на миллионы тенге. Сейчас это предприятие не слышно и не видно. В тень ушел наш легендарный Казспецэкспорт? Или дело в чем-то другом?

- Не хотел бы сегодня делать акцент на персоналиях, но Казспецэкспорт практически является убыточным. Судьба этого РГП нас беспокоит, что правда, то правда. Когда-то оно давало рабочие места, приносило доход в бюджет Минобороны в 200-300 млн тенге, было стабильно работающим предприятием. За его деятельностью был определенный контроль. Военно-техническая комиссия работала, принимались какие-то решения… С некоторых пор это предприятие перестало нормально работать. В прошлом году РГП "Казспецэкспорт", по крайней мере, по итогам 10 месяцев было убыточным предприятием. Я сторонник оценивать любую работу по результатам. Если люди работают, чтобы устать, то есть к концу рабочего дня вырубиться от усталости, - это одно. Но ведь можно не бегать, не кричать, не суетиться и не изображать бурную деятельность, а делать работу качественно, с чувством, с толком, с расстановкой. Видеть результат этой работы. В случае с Казспецэкспортом, к сожалению, отрицательный результат очевиден.

- И что в такой ситуации делать?

- Разбираться надо. Разбираться детально с людьми, которые несут ответственность за деятельность предприятий Министерства обороны. Повторюсь, я не сторонник какой-то мелочной опеки, но от людей надо требовать положительных результатов. Не время сегодня лежать на боку и ждать у моря погоды. Мы не можем себе этого позволить.

- Слышал, готовится новый указ президента о возрождении Главкомата Сухопутных войск? Или этот указ уже подписан Верховным главнокомандующим?! Помнится, главный штаб Сухопутных войск у нас уже был несколько лет тому назад и командующий был назначен президентом лично.

- Для тех, кто военной деятельностью занимается профессионально, должно быть понятно, что решение о ликвидации Главкомата сухопутных войск было не совсем правильным. Главкомат нежелательно было ликвидировать. Его ликвидация привела к тому, что организацией повседневной деятельности и боевой работы войск начал заниматься генеральный штаб, или как сейчас его называют - Комитет начальников штабов. В сутках 24 часа, и когда ты все это время занимаешься текущими вопросами, то просто физически не имеешь возможности заниматься вопросами стратегической важности. Естественно, это происходило в ущерб общей деятельности Генерального штаба. Сейчас Главкомат создан. Президент принял решение, поддержав его создание. Идет активная работа по формированию структуры управления, назначен главнокомандующий сухопутными войсками.

- Значит, последуют новые расходы, немалые, кстати. В условиях секвестирования бюджета и так сокращаются военные проекты и программы. Не скажется ли это на боевой подготовке, а в целом на военной безопасности страны? Я имею в виду значительное сокращение расходов военного бюджета.

- Министерство обороны - это полноценное ведомство, которое возглавляет министр, назначенный президентом. Вопросы формирования бюджета и распределение финансовых средств полностью в компетенции руководства Министерства обороны. Совет безопасности не занимается мелочной опекой и не пытается влезть в повседневную деятельность Министерства обороны. Хотя все предложения по дальнейшей трансформации казахстанской армии очень внимательно, я бы сказал, тщательно и всесторонне анализируются и продумываются секретариатом Совбеза с привлечением известных военных экспертов и специалистов. При этом мы стараемся максимально учитывать опыт ведущих стран в области развития своих Вооруженных сил, современные тенденции и наработки военной теории и практики. Нынешняя ситуация в стране требует разумной экономии. Глава государства абсолютно прав, говоря, что мы привыкли жить в условиях, когда денег было много. Вот и поднакопили кое-какой жирок. Данные проверок Счетного комитета, других органов финансового контроля повсеместно выявляют очень много ненужных неэффективных расходов. Задача в первую очередь и состоит в том, чтобы избавиться от этих ненужных или слишком жирных расходов. Мускулы надо подтянуть. Но, когда речь идет об уменьшении расходов на оборону, это вовсе не говорит о том, что важные программы МО РК будут свернуты. Есть расходы, уменьшать которые ни в коем случае нельзя. В противном случае существование армии может вообще ставиться под сомнение. Если не будет полнокровной боевой подготовки, не будет эффективного управления войсками, не будет нормальных систем связи, вооружения, техники, обучения, тогда вообще ничего не будет… И здесь мне кажется уместным сказать следующее: нельзя увлекаться реформированием ради реформирования. Вообще армия, военная сфера в целом - это консервативный социальный механизм, который не терпит скоропалительных, поспешных решений, и последствия непродуманных реформ бывают очень даже печальными. Вооруженные силы любого государства - это не та структура, которая должна непрерывно реформироваться.

- Реформа реформой, но нормальных средств связи в войсках нет до сих пор. Одно старье осталось. Офицеры своими подразделениями управляют с помощью личного мобильного телефона, а не как положено - с помощью войсковых радиостанций, настроенных на специальную волну. Самое интересное: все командиры отчетливо понимают, что в условиях военного времени докричаться до кого надо по гражданской "мобиле" будет просто невозможно, но все равно используют. Тренируются, а значит, привыкают.

- Мы в прошлом году на заседании межведомственной комиссии Совбеза по военной безопасности и на заседании инспекции СБ рассматривали состояние систем связи управления Вооруженными силами. И вердикт, должен вам признаться, был неутешительный. Полноценных систем связи, отвечающих современным требованиям, в наших Вооруженных силах действительно пока нет. Мы говорили о том, что без нормальных средств связи рассуждать о каком-то эффективном управлении вооруженными силами нельзя. Любой вооруженный конфликт показывает, что там, где есть эффективные средства связи и управления, там победа обеспечена на 50%. Можно иметь хорошее вооружение, отличную технику, великолепно подготовленный личный состав, но если не будет надежной связи, то все это бесполезный дорогой набор. Если между родами и видами войск не будет четко налаженного взаимодействия, то это просто вооруженная толпа, а не боевое слаженное подразделение. Мы считаем - экономить на этом нельзя. Лучше чего-нибудь недокупить другого, скажем, не так необходимого, но связь - это святое. Должен сказать, за последние несколько лет финансирование ВС было достаточным. В Силах воздушной обороны модернизировали летательные аппараты, даже приобрели несколько абсолютно новых вертолетов. Я сегодня не даю оценку каким-то конкретным проектам. То, на что нацеливает Верховный главнокомандующий, в вооруженных силах, безусловно, стараются выполнять. Но возьмите любой акт проверки Счетного комитета - много фактов неэффективного расходования денег, есть и нецелевое использование. Вот от чего надо отказываться и впредь не допускать. Иногда ведь решения в ведомстве действительно принимались не совсем правильные, я бы сказал, поспешные, необдуманные или не до конца обдуманные. Я сторонник того, что любую мысль надо додумывать до самого конца, думать, пока в стену не упрешься. Последствия любого решения надо просчитывать и уметь моделировать ситуацию. Причем моделирование должно быть не простым и поверхностным, не дилетантским, а достаточно серьезным. Вот, к примеру, несколько лет назад было принято решение о формировании на одном из стратегических направлений полнокровной мотострелковой бригады. Создали штат, затратили деньги на подготовку и обеспечение. Затем бригаду вдруг расформировали и на ее месте создали батальон. Через какое то время поняли, что батальона, оказывается, маловато будет, и стали вновь бригаду создавать, военный городок строить со всей инфраструктурой. Разве это деловой подход? Одно ошибочное решение повлекло за собой целую цепь неэффективных действий. Ненужные расходы, ненужная трата сил и потеря драгоценного времени.

- Козы-Корпеш Есимович, что волнует Совет безопасности сегодня более всего? Какие, возможно, существуют опасности. От чего надо уметь защищаться и каких проблемных задач на свою голову ждать?

- Опасности, конечно, существуют. Например, если тенденция мирового кризиса сохранится, если США или государства еврозоны и дальше будут переживать трудности, если в России тенденция ухудшения рынка будет сохраняться, если мировой спрос будет сокращаться, если потребность в наших углеводородах и других экспортных продуктах и товарах будет уменьшаться, тогда, разумеется, ничего хорошего можно не ждать. Деньги ниоткуда не возьмутся. А население уже привыкло к каким-то докризисным стандартам. И когда эти стандарты стремительно ухудшаются, это отражается на социальной озабоченности. Мы все озабочены и хотим, чтобы действия всех мировых игроков были как-то синхронизированы. Экономики многих стран, в том числе и ключевых, переживают непростое время. Если они "упадут", то от этого никому хорошо не будет. Хотелось, чтобы никакая экономика не обрушилась. Но у меня есть сдержанно оптимистический взгляд. Думаю, что худшее мы уже прошли. Хотя ситуация с банками, с дольщиками, с владельцами предприятий в сфере услуг остается сложной.

- Вы высказываете чиновникам, среди которых, кстати, должно быть немало ваших друзей, всю правду-матку в глаза. Наверняка они обижаются на вас за это.

- По характеру я человек спокойный, или, как говорят молодые, я ровный, всегда стараюсь быть объективным. Я к людям изначально отношусь хорошо, и со многими у меня нормальные ровные отношения. Я говорю, всегда то, в чем убежден, но при этом всегда аргументирую свою позицию. Поэтому, если я и говорю неприятные вещи, если это правда, зачем на нее обижаться?

- Наш миротворческий контингент одним из первых ушел из Ирака. Инженерно-саперный отряд благополучно вернулся на Родину из горячей точки. Мы сдаем завоеванные на международном уровне позиции? Или это временно, и войска в скором времени засобираются еще куда-нибудь интернациональный долг выполнять?

- Участие Казахстана в миротворческих операциях на уровне политического руководства поддерживается. Это, с одной стороны, дает серьезные политические дивиденды, с другой - позволяет в условиях реального времени повысить уровень подготовленности наших подразделений. В Ираке нашими саперами накоплен колоссальный опыт по обезвреживанию неразорвавшихся боеприпасов. Люди были не одни и те же. Происходила ротация. Удалось таким образом подготовить достаточно большое количество специалистов. Очень важным было признание иракцами нашего там пребывания. Казахстанские военные их учили, лечили, передавали опыт, готовили смену. И эту работу никто не намерен сворачивать. Решение о выводе принималось с учетом наших международных обязательств. Повторяю, вывод не должен являться сигналом для читателей "Мегаполиса", что мы сворачиваем эту миротворческую работу. Но, разумеется, у нас есть внутреннее законодательство, международные обязательства. Все решения будут приниматься политическим руководством. Мест, где наша миротворческая деятельность будет востребована, еще много.

- Зачем нам все это?

- Активная миротворческая деятельность - это признание Казахстана полноценным государством, которое способно не просто в собственном соку вариться, но и участвовать в глобальных мировых процессах. Миротворческая деятельность наших стран должна активизироваться. Но при этом имеется в виду, что коллективный миротворческий контингент будет направляться в зону применения вне территорий государств - членов ОДКБ только при наличии соответствующего мандата Совета Безопасности ООН. Разумеется, Казахстан сохраняет за собой суверенное право участвовать в любых миротворческих операциях под эгидой ООН по собственному усмотрению с учетом наших национальных интересов, то есть не обязательно в составе коллективных сил ОДКБ.

- В разговоре об армии отклонились от главной темы. Забыли поговорить о безопасности вообще.

- Понятие национальной безопасности состоит из нескольких составляющих: экономическая безопасность, военная безопасность, информационная, экологическая, внешняя, общественная. Всего шесть направлений. Межведомственные комиссии в Совбезе созданы тоже по этим направлениям. Возглавляются все эти МВК соответствующими министрами. Комиссию по экономической безопасности, например, возглавляет вице-премьер. По военным делам, естественно, министр обороны. Я занимаюсь в первую очередь вопросами экономической безопасности, затем военной и экологической. Сейчас мы более предметно и серьезно занимаемся вопросами военной безопасности. Намечается заседание Совбеза по вопросам экологической безопасности, значит, вплотную займемся экологией. Если говорить в целом, то экономической безопасностью сейчас приходится заниматься в меньшей, степени, потому что это прерогатива правительства. Но мы очень внимательно мониторим ситуацию. И если видим какие-то точечные вопросы, которые, если не решить сейчас, могут в будущем обернуться серьезной проблемой, то мы все эти вопросы поднимаем и докладываем главе государства. К примеру, по анализу платежного баланса то, что ситуация с внешним заимствованием становится угрожающей, мы говорили еще за год до кризиса. О том, что в сфере недвижимости происходят не очень хорошие глубинные процессы, которые могут привести к негативным последствиям, мы тоже предупреждали за год. Докладывали соответствующими записками главе государства, и он давал соответствующие поручения правительству и государственным органам, которых эти вопросы касались. Думаю, в том, что какие-то меры в Казахстане были приняты и кризис не так больно ударил, есть и наша заслуга. Не зря ведь говорят: "Кто предупрежден, тот вооружен".

- Можете дать еще какие-то рекомендации?

- В условиях кризиса нам какие-то рекомендации готовить не совсем правильно. Есть правительство, есть Национальный банк. Главное, чтобы они на все достаточно адекватно и вовремя реагировали бы. Мы мониторим ситуацию. Да, кризис поразил всех. Делать какие-то прогнозы - дело неблагодарное. В такой ситуации мир еще не находился. Мы все отслеживаем. Но мы не можем говорить: граждане дорогие, потерпите еще годик и все будет нормально. Кризис закончится. К примеру, один центр экономических исследований в Германии, проанализировав общую обстановку, заключил, что Германия достигнет дна к середине лета сего года потом начнется подъем. Мы информируем главу государства о подобных прогнозах. Другой пример: специальные исследования Всемирного банка международных институтов утверждают, что Казахстан находится на таком-то месте и у него такая-то динамика… Эту ситуацию мы тоже отслеживаем и сообщаем президенту. Но эта информация носит больше информативный характер, нежели чем прогнозный. Полагаю, что главным "рецептом" эффективного реагирования на складывающуюся на мировых рынках непростую ситуацию должна стать слаженная, скоординированная работа правительства, Национального банка, акимов всех уровней и, конечно же, отечественного бизнес-сообщества, в первую очередь банков. Надо быть готовым эффективно действовать при любом, самом негативном сценарии развития экономической ситуации как в мире, так и в нашей стране. И не отчаиваться, когда что-то идет не совсем так, как было задумано. Главное - вовремя внести коррективы и увернуться от нового удара…

- Мало кто знает, чем любит заниматься заместитель секретаря Совбеза в свободное от работы время, не говоря уже о личной жизни. У вас есть дети?

- Да, у меня трое детей - Чингис, Сержан и Сауле, в которых я души не чаю и безумно их люблю. В свободное время обожаю читать книги и путешествовать. Еще я очень люблю Султанку - есть такой очень красивый и светлый объект в системе Республиканской гвардии.

- Что не любите в людях?

- Я, как любой нормальный человек, не люблю все отрицательные качества, которыми, к сожалению, наградил людей Господь Бог, а может, дьявол - жадность, трусость, подлость и т. д. Но особенно болезненно я переживаю, когда сталкиваюсь с предательством, когда люди, которым ты доверял, наносят удар в спину. Не зря предательство всегда считалось одним из самых низких и тяжких человеческих проступков.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Главная задача на сегодня - повышение боевой готовности Вооруженных Сил 24.04.2009
Продолжается визит в Казахстан помощника Министра обороны США 23.04.2009
Статус военнослужащих изменится 22.04.2009
"Норак-антитеррор-2009" 21.04.2009
Разведка впервые вербует через Интернет 20.04.2009
Учиться во имя мира 16.04.2009
Руководство Минобороны РФ и РК обсудили предстоящее учение "Взаимодействие-2009" 15.04.2009
В Вооруженных Силах Казахстана завершается переход на новую полевую форму одежды 10.04.2009
О безопасности и тревогах 07.04.2009
На зависть НАТО и другим 07.04.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz