Дулат МОЛДАБАЕВ, "Казахстанская правда", 6 апреля
Созданные 2 апреля 1993 года Военно-морские силы нашей страны выполняют многообразные задачи. Это, прежде всего, охрана и оборона стратегически важных объектов в казахстанском секторе Каспийского моря – портов Актау, Баутино, Курык, искусственных островов, трубопроводов и месторождений углеводородов. Возрастает значение обеспечения навигационной безопасности. Теперь это самостоятельный вид Вооруженных сил РК. В феврале 2010 года Президент страны – Верховный Главнокомандующий Нурсултан Назарбаев вручил главнокомандующему ВМС ВС РК Боевое знамя. О сегодняшнем дне военных моряков рассказывает заместитель главнокомандующего Ермек КОЖАМБЕРЛИЕВ. – Ермек Санович, эта неделя для нас прошла под знаком Дня военно-морских сил. Что собой представляет сегодня этот вид Вооруженных сил РК? – Как раз в эти минуты три судна находятся в море, где отрабатывают элементы курсовой задачи – одиночное плавание корабля в море. Как правило, в ходе боевой подготовки такое курсирование может длиться от двух до пяти суток. А во время учений походы растягиваются и до десяти суток, поскольку у нас есть возможность дозаправлять корабли в море. – А какими еще возможностями должны обладать ВМС, чтобы выполнять поставленные задачи? – Хотя охрана и оборона стратегически важных объектов со стороны моря остается одной из главных задач Военно-морских сил, немаловажно также навигационно-гидрографическое обеспечение безопасности мореплавания. Ведь десять-пятнадцать лет назад в казахстанском морском секторе находилось максимум четыре десятка судов различного класса. На сегодня у наших берегов постоянно курсирует порядка 240–250 плавсредств. Предполагается, что к 2015–2020 годам эта цифра увеличится до шести сотен. Поэтому для дальнейшего развития гидрографической службы, которая обеспечивает безопасность мореплавания в акватории, мы провели модернизацию наших пяти маяков, на которых установлено самое современное оборудование. В рамках программы развития навигационной инфраструктуры казахстанского сектора мы в прошлом году установили три буя в наиболее опасных в навигационном отношении местах. В нынешнем году планируется установка пяти буев и трех вех, которые обозначат опасные участки и позволят уменьшить риск навигационных происшествий. Техническая база Военно-морских сил ВС РК пополнится учебно-тренировочной станцией по борьбе за живучесть корабля, предназначенной для обучения экипажей кораблей способам борьбы с пожарами и с водой. В следующем году запланирована поставка передвижной рекомпрессионной водолазной станции, которая позволит осуществлять инженерно-технические подводные работы в пунктах стоянки кораблей. Продолжаем работу по развитию береговой инфраструктуры ВМС. Для строительства нового причала выделен участок берега протяженностью 200–300 метров в районе расширения порта Актау в северном направлении. Думаю, в следующем году начнутся строительные работы. Совместно с НК "Казахстан инжиниринг" мы ведем работу по созданию системы наблюдения и связи в казахстанском секторе моря. – Если я правильно понял, перечисленные работы осуществляются преимущественно отечественными производителями. В какой мере предприятия отечественного ОПК участвуют в оснащении ВМС МО РК? – Все крупные заказы мы размещаем на отечественных предприятиях. Так, на Уральском заводе "Зенит" мы строим три ракетно-артиллерийских корабля. Первый из них будет спущен на воду 25 апреля. После этого начнутся ходовые и швартовные испытания. Как известно, в северной части Каспия глубины небольшие, местами 2–3 метра, а в южной части казахстанского сектора очень большая глубина. Исходя из гидрографии, концепция развития ВМС предполагает создание корабельных группировок, которые могли бы выполнять задачи, как в северной, так и в южной части нашего морского сектора. Кроме того, помимо боевых, нам нужны корабли универсальные, способные выполнять специфические задачи. В следующем году мы планируем закупить минно-тральный корабль. У нас имеется гидрографические судно "Жайык", нужен еще гидрографический катер для мелководной части моря. Сейчас мы совместно с заводом "Зенит" прорабатываем вопрос создания многофункционального судна, которое совмещало бы несколько функций – ледокола, буксира, а также противопожарную. Выстраиваемую вдоль наших берегов систему наблюдения и связи мы предполагаем завершить к 2016 году. Она позволит вести нам полный мониторинг казахстанского сектора моря и ляжет в основу АСУ ВМС. Таким образом, находясь в Астане, мы будем видеть реальную обстановку на Каспии. Добавлю, благодаря заботе Главы государства – Верховного Главнокомандующего – и поддержке министра обороны финансовое обеспечение ВМС с 2010 по 2012 год на техническое оснащение возросло на 58%. – В своем "Дневнике командира" Бауыржан Момышулы писал: "Техника, как бы она ни была усовершенствована и развита, все же остается средством борьбы. Ее создал и управляет ею человек"... – За период существования казахстанских Военно-морских сил военные моряки не раз проходили проверку морской стихией, участвуя в перегонах боевых кораблей из других стран, переданных нам в соответствии с международными договорами. Так, в 1996 году четыре малых сторожевых корабля водоизмещением 70 тонн были доставлены из Германии через Астрахань в Актау. Спустя три года малый сторожевой корабль водоизмещением 170 тонн прибыл в Актау из турецкого порта Гельчук, что в Мраморном море, а в 2001 году такой же корабль сюда пригнали из порта Пендик. В 2006 году три южнокорейских МСК пришли своим ходом из порта Пендик в Актау. Морские походы проходили в сложных навигационных районах плавания, протяженность маршрутов переходов кораблей из Мраморного моря в Каспийское море составила более трех тысяч миль. Наши моряки пересекли Мраморное, Азовское и Каспийское моря, проливы Босфор, Керченский, заходили в порты Эрели, Синоп, Азов, Темрюк. В этих походах экипажи кораблей показали хорошую морскую выучку, высокую дисциплину и организованность, тем самым подняв престиж казахстанской армии. Серьезным экзаменом для военных моряков стали прошедшие в сентябре прошлого года совместные с Каспийской флотилией России учения "Центр 2011". – Где вы готовите кадры, у нас ведь нет устоявшихся традиций, как, скажем, в России? – Будущие офицеры Военно-морских сил МО РК обучаются в военно-морских учебных заведениях России, Азербайджана, Турции, Пакистана, Германии, Южной Кореи и США. В текущем году планируется выпуск 34 молодых офицеров морских специальностей, которые обучаются в военно-учебных заведениях России, Азербайджана, Турции, Южной Кореи, США. Кроме того, мы создали программу послевузовской подготовки. Высшее военное образование наши офицеры получают в академиях России, Южной Кореи, Турции, США. В управлении главкома ВМС начальники отделов и служб имеют академическое образование. Ежегодно проводим курсовую подготовку для личного состава. Наши офицеры в Бахрейне, где дислоцируется Пятый флот ВМС США, проходят стажировку на кораблях, где изучают особенности международного права, а также охраны и обороны стратегически важных объектов, таких как нефтяные вышки. 90% военнослужащих по контракту составляют выпускники актауского Военно-морского института МО РК. – Ермек Санович, в семнадцать лет вы отправились в дальний путь и поступили в военное училище, выбрав морскую стихию. Что вы скажете молодежи, мечтающей о море? – Посоветую прочитать приключенческий роман Вениамина Каверина "Два капитана". Конечно, о море написано много замечательных книг. Но от девиза героя романа – "Бороться и искать, найти и не сдаваться" – веет романтикой. Эта строчка из стихотворения лорда Теннисона "Улисс" высечена на памятнике, установленном на полуострове Хат-Пойнт полярному исследователю Роберту Скотту и его товарищам, погибшим в 1912 году на обратном пути с Южного полюса. Их жизнь тоже может послужить примером тем, кто мечтает о море. Конечно, собирающимся поступать в морские учебные заведения, нужно изучать в первую очередь точные науки – физику, математику. Профессия моряка тесно связана с инженерными системами. |