Дулат МОЛДАБАЕВ, "Казахстанская правда", 6 декабря
Главнокомандующий Силами воздушной обороны ВС РК генерал-майор авиации Нурлан Орманбетов – выпускник Харьковского высшего военного училища летчиков, окончил Военно-воздушную академию им. Ю. Гагарина, летчик-снайпер, в армии 34 года. В разговоре с нашим корреспондентом он рассказывает о том, что сделано в уходящем году, о перспективах и новых задачах. – Прежде всего должен сказать, что в высокоманевренный, высокотехнологичный вид Вооруженных сил, каковыми являются СВО, структурно входят два рода войск – военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны, а также части связи, тылового и технического обеспечения. Основная наша задача – защита воздушных рубежей страны, противовоздушное прикрытие государственных, административных и военных объектов. Кроме этого, на нас возложено выполнение боевых задач по авиационной поддержке других видов и родов войск, участие в специальных и антитеррористических операциях. Будни наиболее мобильного и технически оснащенного вида ВС наполнены напряженной боевой учебой, полетами и учебными стрельбами войск ПВО, боевыми дежурствами по охране воздушных рубежей. На вооружении СВО состоят самолеты нового поколения – истребители-перехватчики МиГ-31, фронтовые истребители МиГ-29, истребители-бомбардировщики МиГ-27, многоцелевые истребители Су-27, способные уничтожать воздушные цели и в стратосфере, и на малых высотах, а также ударные боевые вертолеты МИ-24, военно-транспортные вертолеты МИ-8, МИ-17В-5 и МИ-26. Войска ПВО оснащены зенитно-ракетными комплексами С-300, С-200, С-125МК, С-75 различных модификаций, способными сбивать современные самолеты и "крылатые ракеты" во всем используемом диапазоне высот и скоростей. Радиотехнические войска, наши "глаза и уши", вполне способны выполнять свои задачи. Части связи обеспечивают управление войсками всеми видами связи – проводной, радиорелейной, спутниковой, тропосферной, закрытыми каналами. – Квинтэссенцией выучки и боевой подготовки войск министр обороны назвал учения. В наши дни в них всегда участвует авиация, расскажите о наиболее интересных. – В нынешнем году мы участвовали практически во всех учениях, в том числе в рамках СНГ, ОДКБ и под эгидой НАТО. Но главной вехой я назову Боевой парад, в котором принимало участие более 60 самолетов и вертолетов, демонстрировались боевые возможности зенитно-ракетных войск. Хочется отметить, что казахстанцы и Верховный Главнокомандующий – Президент страны Нурсултан Назарбаев могли воочию увидеть боевые возможности наших ВС, в частности, авиации и войск ПВО. В сентябре на полигоне "Сарышаган" в рамках объединенной системы ПВО стран – участниц СНГ мы провели тактическое учение с боевой стрельбой "Боевое содружество-2013", где были показаны высокая боеготовность и боеспособность. Все цели были поражены, стрельбы проведены на отлично. На учениях производились пуски управляемых ракет по воздушным мишеням как боевой авиацией, так и средствами ПВО. Развертывались пункты управления, где основное внимание было уделено органам управления, средствам связи, специалистам связи и тылового обеспечения. Присутствовавший на учениях министр обороны Адильбек Джаксыбеков дал высокую оценку расчетам и экипажам. – Казахстанцы, в том числе молодежь, которой еще предстоит определиться с выбором профессии, не раз наблюдали филигранную работу ваших асов из пилотажных групп. Легко ли подготовить военного летчика? – За этот учебный год было подготовлено немалое количество авиационных специалистов – летного и инженерно-технического состава, связистов. Что касается подготовки летного состава, это очень сложный процесс, занимающий массу времени. Многое зависит от способностей летчика, его возможностей, личного опыта. В общем, нужен индивидуальный подход к каждому. Проверка вчерашнего выпускника идет во время учебно-тренировочных полетов. Инструкторы определяют степень подготовки и его возможности при выполнении упражнений по технике пилотирования и навигации. А уже когда молодой летчик осваивает их, допускают к программе боевого применения, то есть бомбометанию и стрельбе ракетами. Конечно, за каждым молодым летчиком закрепляется наставник из числа опытных офицеров. В институте курсанты, которых готовили для фронтовой авиации, осваивали учебно-боевой самолет Л-39, для армейской – вертолеты МИ-8, на Ан-26 летали те, кто идет в военно-транспортную авиацию, а также будущие штурманы. Во фронтовой авиации сегодня наиболее сложная техника – МиГ-27, Су-27, МиГ-29, МиГ-31, Су-25. Поэтому на месте службы снова идет обучение и переучивание. Сначала теоретическая подготовка, потом работа на тренажерах. В общей сложности это длится 60 суток. И только после этого – непосредственная подготовка к полетам. – Не так давно вы посетили Талдыкорганскую авиабазу, где идет реконструкция аэродрома… – Работы идут полным ходом. Меняется инфраструктура аэродрома, растут возможности взлетно-посадочной полосы – она удлиняется с двух с половиной километров до трех и расширяется с 44 до 50 метров. Обновляются все магистральные рулежные дорожки, устанавливаются новые светотехническое оборудование и средства радиотехнического обеспечения полетов, ограждение по периметру. Таким образом, возможности аэродрома увеличиваются, и он сможет принимать все классы авиационной техники, в том числе большегрузные – для этого будет обустроена стоянка для транспортных самолетов. До конца года реконструкцию должны закончить и ввести авиабазу в строй. В будущем также планируется привести в порядок инфраструктуру аэродромов в Жетыгене и Балхаше. Президент страны – Верховный Главнокомандующий Нурсултан Назарбаев уделяет большое внимание армии, благодаря этому много сил и средств выделяется для СВО. Хотя все это очень дорогостояще и требует немалых вложений. – Вы сказали о большегрузных самолетах. Имеются в виду в том числе и военно-транспортные самолеты из Испании? – Да, мы в нынешнем году получили два новых военно-транспортных самолета С-295 компании Airbus Military. Наши пилоты уже совершают на них ночные полеты. Поступили также вертолеты "Еврокоптер" ЕС-145 – это уже отечественная сборка. Параллельно идет ремонт авиационной техники, уже получили четыре самолета СУ-27 после капремонта в белорусском городе Барановичи. В текущем году должны получить два МиГ-31 из России после капремонта, и еще три истребителя этой модификации отправляем на ремонт на тот же завод. Кроме того, в армейской авиации идет модернизация вертолетов МИ-17 – на заводе в Алматы его оборудуют более совершенным вооружением, и из транспортного он превращается в транспортно-боевой. Модернизация средств ПВО проводится тоже на отечественном предприятии – "Гранит" в Алматы – там идет доводка радиолокационных станций. В плане перевооружения и увеличения боевого потенциала войск ПВО планируем в будущем закупку нового вооружения, в том числе С-400"Триумф" и ЗРК "Панцирь". – В связи с этим не могу не спросить о причине аварии на истребителе-перехватчике МиГ-31 под Карагандой. Ведь тот самолет тоже прошел ремонт в России. Между тем эта катастрофа и случай с разбившимся в Актюбинске учебно-боевым Л-39 наверняка повлияли на процесс боевой учебы. – Мы уже получили акт, которым подтверждается отказ авиационной техники по вине ремонтников Ржевского авиационного ремонтного завода. Как вы помните, произошла резкая потеря управления, и самолет вошел в крутое пике. При этом действия командира экипажа Марата Едигеева и штурмана Руслана Галимзянова были направлены на то, чтобы отвести машину от населенного пункта. Именно потому, что у них осталось мало времени на катапультирование, погиб полковник Едигеев. После катастроф, о которых вы говорите, сложился определенный перерыв в полетах на этих типах самолетов, и количество часов налета наших авиаторов в текущем году несколько сократилось. Тем не менее в нынешнем году впервые за время существования казахстанских ВВС в ходе учений на полигоне "Сарышаган" уже старшие лейтенанты пускали ракеты по воздушным мишеням. Нам удалось подготовить три старших лейтенанта до такого уровня, и сегодня они уже несут боевое дежурство. – В составе СВО есть Центр парашютной подготовки, расскажите о нем. – Там мы готовим специалистов по парашютно-десантной подготовке, а также авианаводчиков. Центр парашютной подготовки пользуется заслуженным авторитетом и признанием на международной арене, зачастую представляя на крупнейших соревнованиях весь Центрально-Азиатский регион. За 17 лет существования спортсменами команды завоевано на международных соревнованиях 350 медалей, из них 83 золотые. Команда неоднократно становилась чемпионом Азии и Океании в различных дисциплинах парашютного спорта. Начальником Центра парашютной подготовки майором Леонидом Дудкиным и тренерским коллективом подготовлены 18 мастеров спорта международного класса. Одним из ярких выступлений нашей парашютной команды стало недавнее участие в XV чемпионате Азии и Океании и в XXXVII открытом интернациональном чемпионате по военному парашютному спорту в городах Вухань и Куанглай. Тогда наши спортсмены завоевали 7 кубков и 21 медаль, из них 10 золотых и 3 серебряные. |