Мария Жумагулова, "Зеркало", № 4, 2002 г.
"Просвещайте своих детей сексуально, чтобы потом их не изгнали из рая" (Станислав Ежи Лец)
Знаменитая фраза, которая обошла весь мир на заре перестройки "А у нас секса нет", несколько поистерлась сегодня. Нас, "гордых великороссов", то бишь казахов, не обошла цивилизация с ее многочисленными достижениями и изъянами. Более того, на поверку выяснилось, что привычное слово "секс" якобы западного происхождения - древнетюркское "сiгiс" и дословно обозначает "половой акт". Правда, тюркам это слово режет слух и звучит непристойно, подобно русскому мату.
Оказавшись на стыке Евразии, Казахстан и в этом вопросе проявил самодостаточность, синтезируя по-своему достижения Запада и Востока. Вехи развития сексуальной культуры проследить трудно, учитывая, что "рукописей, которые не горят", в природе не было изначально. Тем не менее объективные свидетельства с древнейших времен запечатлены в виде памятников наскальной живописи, на которых эта важная сторона человеческой жизни не оставалась без внимания. Художники эпохи бронзы с наивностью и обескураживающей сегодня откровенностью отражали подробности полового акта. В те далекие времена общество не выделяло сексуальные потребности из череды жизненных потребностей. Позже, на другом историческом этапе, произошла детальная "ревизия" человеческих добродетелей и пороков, сложилась система нравственных ценностей, мораль и этика... Причем, ценность сексуальной невинности и целомудрия повышалась с ростом общей культуры общества. Известна истина, что в гаремах существовал разврат, а мужчине порой так хочется целомудрия. Это и было нередко побудительным мотивом для пополнения гарема.
Отношение казахов к сексуальной культуре менялось, видимо, тоже в зависимости от общей культуры общества, условий исторического развития, мировоззрения, в котором очевиден сплав язычества с исламом, суфийской космогонии с наследием шаманской культуры. К счастью, эпос, несмотря на то что передавался из уст в уста, сохранил-таки заметные фрагменты, позволяющие судить о значимости секса в любовной лирике. Даже в "Манасе" есть прекрасные моменты, подтверждающие эту мысль. В классической поэзии в качестве примера можно привести строки великого Абая, который в искреннем экстазе чувств говорит о том непередаваемом наслаждении, когда "...постель прогибалась под тяжестью моего тела..." В рассказе Мухтара Ауэзова "Вдова" главная героиня - знатная женщина благородного происхождения (казахи таких называют "аксуек"), овдовев в расцвете лет, дала обет, что будет верна памяти мужа. Шли годы. Она с одержимостью следовала данному слову. Но наступило время, когда ей это стало обременительно. Природа давала о себе знать. И однажды на рассвете благородная красавица, обуреваемая страстью, которой она уже была не в силах управлять, отдалась старому беззубому пастуху. То есть если заняться специальным исследованием этого вопроса в отечественной литературе, можно найти немало подтверждений существованию "секса" вопреки разговорам об его отсутствии.
Казахстан отличался от колоритного Востока: здесь не было гаремов, хотя и не отрицалось многоженство. Существовал обычай "аменгерства", при котором жена умершего брата с детьми "переходила в жены" к другому брату. Это объяснялось экономическими и гуманными соображениями. Порой думаешь: какой же силой должен был обладать мужчина, не формально осуществляющий долг мужа... Секреты мужского потенциала еще предстоит выяснить ученым. Но бесспорно, что во все времена в сексе ценились физическая сила мужчины и эмоциональная - женщины. Встреча благородной силы и предупредительной эмоциональности и сейчас отражает флеру загадочности секса, объясняет вспышки страсти и чувственности.
Женщина-казашка в отличие от своих восточных соплеменниц на Ближнем и Среднем Востоке воспитывалась вольно, не знала паранджи. Тем не менее в вопросах женского воспитания имелись свои тонкости, кое-какие из них сохранились и сегодня, несмотря на тенденции к феминизации общества, с европейской легкостью воспринятыми в Казахстане. Воспитанием девушки занимались женщины, но мать не была уполномочена говорить со своей дочерью об интимных подробностях. Эти функции возлагались на женге (жену брата), которая посвящала девушку в женские тайны. Женге, конечно, делилась с подростком опытом и мнением, но нередко упускала главное и излишне много внимания уделяла деталям интимного характера, которые очень индивидуальны... Половое воспитание в казахском обществе имело свою специфику и существенные региональные отличия, связанные часто с процессами ассимиляции населения. Но у казахов с древних времен традиции такого воспитания не сложились в стройную систему, как, скажем, в Индии или Китае.
Не случайно говорят: "Восток - дело тонкое". А в вопросах секса, пожалуй, особенно тонкое...Здесь всегда и во всем уделяли внимание утонченным изыскам, неожиданным ракурсам видения всех сторон человеческого бытия, в том числе интимного. В этом ряду Казахстан имеет свою изюминку, причудливо переплетая простодушие номадов с загадочностью оседлых народов. Сейчас только предстоит приподнять эту интригующую завесу сокровенных тайн, мир чувственного накала страстей человеческих, тем самым значительно обогатив современную эротику. |