Йенс Шнайдер, "Sueddeutsche Zeitung", 12 декабря
Врачи из дрезденской университетской клиники им. Карла Густава Каруса, специализирующиеся на болезнях сосудов, оформили маленькую синюю брошюру под названием "Полетный тромбоз" в удобном формате самолетного билета. В прошлом году они передали эту книжечку почти во все туристические агентства саксонской столицы, чтобы предостеречь пассажиров от полетов на большие расстояния. Одновременно врачи обратились за помощью к местной прессе. К участию в проводимом ими исследовании они хотели привлечь как можно больше людей, чтобы те до и после не менее чем восьмичасового полета проходили обследование в университетской клинике Дрездена.
За несколько месяцев до этого эксперимента пассажиров во всем мире взбудоражили сообщения о случаях тромбоза в результате перелетов на большие расстояния. Существовало опасение, что тромбы в венозных сосудах нижних конечностей возникают, прежде всего, из-за длительного неподвижного сидения. В качестве другой причины называлось низкое атмосферное давление во время полета, из-за чего в крови увеличивается концентрация определенных веществ, способствующих улучшению ее свертываемости. Если отрыв тромба происходит в нижних конечностях, то он по кровеносному руслу попадает в легкие и закупоривает там сосуды, что очень опасно. Под впечатлением от данной информации в университетскую клинику обратилось более тысячи пилотов, совершающих дальние рейсы. И теперь медики представили самое крупное в мире исследование по полетным тромбозам.
Группа врачей под руководством Томаса Шварца и Себастьяна Шеллонга впервые подтвердила существование угрозы тромбоза для пассажиров, совершающих длительные перелеты. "Однако вероятность отрыва тромба в глубоких венах нижних конечностей и, соответственно, опасность легочной эмболии относительно незначительна", - объясняет Шварц. Риск отчетливо меньше, чем это часто считается. Лишь у семи из 1000 пассажиров ученые диагностировали тромбоз, но он не обязательно должен вызвать тромбоэмболию. Один пассажир, который принимал участие в исследовании, перенес во время полета в Австралию легочную эмболию, которая, однако, не имела никаких клинических последствий. Опасность полетного тромбоза существует, по данным дрезденских исследователей, только для пассажиров, которые принадлежат к группе риска.
К данной группе исследователями относят только лиц старше 45 лет, а также тех, кто имеет избыточный вес или отягощенную наследственность. "Людям, которые не относятся к группе риска, практически бояться нечего ", - говорит Шеллонг. Риск не нужно переоценивать. Он гораздо выше, например, у тех, кто по той или иной причине длительное время лежит в больнице.
Для своего исследования дрезденские врачи использовали разработанный ими метод диагностики тромбозов при помощи ультразвука, который точнее, чем методы, использовавшиеся прежде. С помощью данного метода опытные медики могут быстро распознать тромбозы в голенях, не проводя рентгеновское исследование и не вводя в сосуды контрастное вещество. Таким образом врачи обследовали множество летчиков и одновременно более тысячи человек других профессий. По их оценке, исследователи, которые раньше занимались этой проблемой, потому так часто приходили к выводу о высоком риске тромбоза при длительных перелетах, что они проводили исследования на малом количестве испытуемых.
При исследовании, проведенном в Дрездене, у 27 из 964 пилотов (2,8%), обследованных в течение 48 часов после полета, был обнаружен тромбоз. Среди 1213 человек, не входивших в группу пилотов, таковых было 12 (0,98%). В большинстве случаев это были мелкие тромбы в мускулатуре голеней. Соответственно, риск тромбоза в мышечных венах вследствие полета удваивается. Однако сколько из этих тромбов, обнаруженных в результате ультразвукового исследования, действительно могут представлять опасность, неизвестно.
Дрезденские врачи предполагают, что большинство из них позже рассасывается. Лишь у семи пассажиров с тромбозами тромбы были обнаружены в глубоких венах. Такие тромбы считаются особо опасными, так как они более крупные, чем в мышечных венах и поэтому легче закупоривают сосуды легких (легочная эмболия).
Поскольку опасность угрожает исключительно людям с известными факторами риска, врачи рекомендуют отказаться от длительных перелетов лицам старше 45 лет, страдающим избыточным весом, тем, у кого уже выявлен тромбоз или имеющим отягощенную наследственность. В качестве профилактики могут служить регулярные круговые движения ногами во время полета, попеременное сокращение и расслабление мышц ног, а также редкая ходьба по проходу самолета. При этом следует много пить, однако не злоупотреблять кофе или спиртными напитками, которые способствуют выведению жидкости из организма. "Это может увеличить риск тромбоза", - говорит Томас Шварц.
Тому, кто обнаружил у себя одновременно несколько факторов риска, следует проконсультироваться со своим врачом о возможном использовании дополнительных профилактических мер, например, чулок против тромбоза. Теперь, чтобы уберечь людей, входящих в группу риска, дрезденские ученые считают необходимым изучить, какие методы профилактики являются наиболее действенными. |