NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 06:51 ast
04:51 msk

Здоровый популизм доведет народ...
"Реформа обязательного медицинского страхования - исключительно популистская"
06.03.2003 / экология и здоровье

Елена Костюк, "Время МН", 6 марта

Она будет громко звучать сейчас, к выборам президента, а в 2004 году тихо угаснет. Это и не реформа вовсе, а лишь небольшая корректировка финансовых потоков, которая обречена. Зурабов действительно что-то сделает в 10-15 экспериментальных регионах, вокруг будет соответствующий пиар, и на этом все закончится", - об этом нашей газете рассказал высокопоставленный источник в Белом доме, пожелавший остаться неназванным.

Причина такой "скромности" понятна. За последние три недели президент неоднократно указывал правительству на важность только что вынырнувшей из недр Министерства экономического развития и торговли - и мгновенно одобренной кабинетом министров - концепции реформирования медицинского страхования. И в этот вторник Владимир Владимирович опять заявил кабинету: "Реализация решений правительства по обязательному медицинскому страхованию должна стать одним из приоритетов на текущий год и ближайшую перспективу". Ну какой правительственный чиновник рискнет сказать после этого: а реформа-то - блеф!

Главный разработчик реформы, первый заместитель министра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев дает разъяснения: главная беда отечественного здравоохранения, ради которой и затеяны перемены, будет устранена:

- Все последние 10 лет система ОМС, за редкими исключениями, работала с хроническим дефицитом средств. Он составлял примерно треть от совокупных средств ОМС, в отдельные годы достигал 50-60 млрд рублей. Мы, наконец, нашли способ избавиться от дефицита. В 2007 году, когда реформа ОМС заработает в полную силу, мы сможем полностью закрыть дефицит в ценах этого года. Я подчеркиваю: в ценах этого года.

В ценах этого года - то есть без учета инфляции. А она, если верить "Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы)", предполагает быть ощутимой. В 2003 году - 10-12%, в 2004-м - еще 8-10%, в 2005-м - плюс 6-8%...

Но вернемся к способам. Их два. Первый заключается в том, что найден выход из ситуации, когда субъекты Федерации финансируют ОМС своего неработающего населения по остаточному принципу. Выход позаимствован у классиков: "Утром деньги - вечером стулья". С 2004 года (если, конечно, законопроект о реформе ОМС будет принят Думой в предложенном МЭРТ виде) федеральный бюджет начнет помогать субъектам софинансировать ОМС на неработающих. Но только после того, как субъект полностью перечислит свою долю платежа за неработающих. Дмитриев уверен, что софинансирование вызовет большую заинтересованность субъектов.

В этом сомневается руководитель направления социального страхования Института социальной политики Академии труда и социальных отношений Леонид Ермак:

- В законопроекте о реформе ОМС не записано, что "правительство профинансирует разницу" между выделенными субъектом средствами и необходимой суммой для полного покрытия бюджета ОМС в регионе. А это значит, правительство выделит региону такой кусочек, который сочтет нужным. Будет ли этот кусочек лакомым, способным подвинуть местную власть на 100-процентное финансирование своих обязательств? В последнее время федеральный центр не отличался особой щедростью по отношению к субъектам.

Еще более интересный вопрос: откуда федеральный бюджет возьмет средства на софинансирование? Я задала его Михаилу Дмитриеву. Ответ был таким:

- Мы посчитали и пришли к заключению, что средства на софинансирование появятся за счет экономического роста страны, за счет увеличения ВВП.

Наш собеседник в правительстве рассказал, что раньше Дмитриев предлагал куда более реалистичные источники реформы ОМС - акцизы на табак или алкоголь, но члены кабинета категорически отвергли эти предложения.

Будет или не будет в России рост ВВП до 2007 года - вопрос риторический. Но вот в "Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы)" МЭРТ написал: "Итоги последних четырех лет свидетельствуют о том, что сформировавшаяся тенденция к росту российской экономики ослабевает. Если в ближайшие годы экономический рост в России может воспроизводиться при условии благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, то с 2006 года - в силу исчерпания внутренних источников развития - неизбежно его существенное замедление и даже спад".

Но вдруг рост все-таки случится?! Леонид Ермак вполне логично рассуждает:

- Даже если это и произойдет, надежда, что ОМС сполна получит федеральное софинансирование, достаточно призрачная. Столько отраслей стоят на очереди с протянутой рукой.

Всю прошлую неделю стояли бюджетники, чуть раньше - ЖКХ... Перечислять можно долго. И, что примечательно, кого ни возьми - правительство уверяет, что это и есть главный приоритет.

Так что конкретного налогового источника финансирования реформы ОМС в федеральном бюджете нет.

Исполнительный директор Экспертного института РСПП Андрей Нещадин считает, что вместо всех этих споров: "должен - не должен Пенсионный фонд подключаться к рулению финансами" - надо переключиться на другое:

- Пусть человек сам решает, где ему лечиться. Надо дать каждому в руки его деньги за ОМС. В отношении системы ОМС надо сделать то же, что и с накопительными пенсиями, - дать возможность самому определять, куда отнести свои деньги. Но куда важнее реформирования ОМС провести реформу самого здравоохранения. У нас колоссальный переизбыток районных поликлиник, мединститутов, больниц, которые превратились в дома отдыха для бомжей. Неэффективность и порочность нынешнего здравоохранения и в сроке госпитализации. В России это 28 дней, в Европе - 11. Еще бы! В два часа дня больницы пустеют, все врачи уходят домой. Реформирование здравоохранения должно привести к тому, что мы будем платить именно за лечение, а не за лежание на койке.

Зачем все-таки правительство принимает реформу, которая не гарантирует реальных перемен? В правительстве есть на этот вопрос не только политический ответ. Наш источник в Белом доме рассказал, что у членов правительства есть ощущение, что со здравоохранением надо что-то делать, но что именно - они представляют смутно. Минздрав, увы, в этом правительству не помощник. Юрий Шевченко на заседании правительства признался, что медики - народ консервативный, их надо реформировать извне. Сами на себя они руку не поднимут. Подлинное реформирование здравоохранения (о котором говорил Нещадин) - процесс долгий, сложный, болезненный. Ввязываться в него страшно.

-----

Мнение эксперта
Сколько можно живых людей считать "среднестатистическими"?

Обязательное медицинское страхование - лишь часть более глобальной проблемы реформирования всего социального страхования. Поэтому нам представляется крайне важным, чтобы за первым шагом - концепцией реформы ОМС - последовала реформа всего соцстраха. Иначе все предложения по преобразованию ОМС не приведут к радикальному изменению ситуации.

Вчера состоялось первое заседание обновленной рабочей группы по вопросам реформирования системы обязательного социального страхования РТК. Основной задачей реформы, на наш взгляд, должен быть поиск резервов для снижения единого социального налога (ЕСН).

Проблема в том, что ЕСН, который равен 35,6%, очень высок для предприятий. Это влечет за собой немало негативных последствий. Самое очевидное - ЕСН ограничивает рост заработной платы, что приводит к выплатам зарплат в конвертах. Это, в свою очередь, оборачивается недополучением средств теми же внебюджетными фондами.

На наш взгляд, в первую очередь необходимо вывести за скобки фонда социального страхования выплаты, не связанные непосредственно с соцстрахованием. Речь о том, что фонд соцстраха представляет собой сейчас некий распределительный механизм средств по социальной защите, на фонде лежат обязанности по финансированию санаторно-курортного обслуживания, детского отдыха, спортивных школ. Все это, бесспорно, важно, но не имеет ничего общего с социальным страхованием. Сегодня, когда все вокруг основывается на рыночных началах, получается, что принципы социального страхования и функционирования фонда соцстраха входят в противоречие с теми рыночными основами, на которых работает российская экономика. Логичным было бы эти нестраховые выплаты возложить на бюджет.

Вся беда в том, что то, что сейчас называют страхованием, на самом деле является распределением. Фонду социального страхования необходимо наконец перейти к реальному страхованию. Мы предлагаем перейти на нормальные расчеты, сделать персонифицированный учет в фонде соцстраха, каждого гражданина рассматривать как индивидуальную единицу, конкретного человека, а не как "среднестатистического россиянина". При расчете тарифа на социальное страхование конкретного человека должны учитываться возраст, состояние здоровья, условия труда на предприятии, где он работает, риск потери трудоспособности. В общем, все факторы, которые впрямую или косвенно влияют на его здоровье. При таком индивидуальном исчислении, как показывают наши расчеты, этот тариф будет на несколько пунктов ниже, чем существующий ныне.

Еще один важнейший принцип перехода к реальному страхованию - создание конкурентной среды, когда наряду с государственным фондом социального страхования будут функционировать и негосударственные частные страховые компании. Это приведет к повышению качества услуг и снижению тарифов.

Для реформирования системы социального страхования также необходимо вводить паритетное финансирование. Не только работодатель должен платить, но и трудящийся. Если сам гражданин какую-то часть зарплаты станет направлять на страхование, сразу же повысится требовательность к самому фонду и как результат - эффективность работы фонда, его ответственность за использование средств. Этот опыт паритетного финансирования в западных странах существует уже давно, он прекрасно себя зарекомендовал.

Принципиально важно, чтобы все законопроекты по реформе соцстраха перед внесением в правительство были одобрены РТК, чтобы не произошло повторения ситуации с концепцией реформирования обязательного медицинского страхования. Она была предложена правительству без рассмотрения РТК, что нарушает договоренности о социальном партнерстве.

Олег Еремеев, генеральный директор Координационного совета объединений работодателей России, координатор стороны работодателей Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК)


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Сейсмопрогноз 29.03.2003
30 сексуальных штучек которые должен попробовать всякий уважающий себя мужчина 29.03.2003
Слабое звено 27.03.2003
Марихуана изменяет мозг эмбриона 27.03.2003
Боевые действия в Ираке чреваты двумя необычными экологически опасными последствиями 20.03.2003
Что скрывают врачи? Вся правда о смертельной пневмонии 20.03.2003
Фактов заражения неизвестным видом пневмонии в Казахстане не зарегистрировано 19.03.2003
Страшнее куры гриппа нет 18.03.2003
Спать менее, чем 8 часов - то же самое, что не спать вообще? 18.03.2003
Как общаться с пьяной женщиной? 16.03.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz