РБК, 5 июня
Распространение атипичной пневмонии в мире "очевидно идет на спад". Так характеризуют ситуацию с вирусом SARS в официальной сводке прошедшего дня представители Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Впервые с конца марта, когда ВОЗ объявила о "грозящей опасности первой пандемии столетия", на планете не зафиксировано ни одного случая смерти от вируса "острого респираторного синдрома".
Впервые с начала марта ни одного нового случая заболевания не было выявлено в основной части Китая, который считается главным очагом "заразы". "Неопасным" отныне ВОЗ объявили Сингапур (как ранее и Вьетнам). Единичные случаи заболевания зафиксированы в Канаде, Тайване, США. Азиатские биржи, испытывавшие спад активности инвесторов, продолжают осторожный подъем. Оптимизм испытывают авиаперевозчики, утверждающие, что во второй половине года объем перевозок между странами АТР и прочими уголками света может быть восстановлен. К настоящему времени убытки авиакомпаний от мер, предпринятых в связи с распространением SARS, составили, по некоторым оценкам, 11,5 млрд долл. и продолжают расти. Начал снижаться и объем заказов на новую технику, в связи с чем могли пострадать и производители самолетов, также переживающие не лучшие времена.
Эпидемия, или точнее ее угроза, ударила по многим другим отраслям экономики. На Тайване, в Сингапуре в связи с выявленными случаями SARS останавливалась работа целых предприятий. Иностранные компании в панике сворачивали производства и вывозили "своих" специалистов на родину. Сильнейший удар пережила туристическая индустрия - основа экономики многих стран ЮВА. Потери Таиланда и Малайзии исчисляются многими сотнями миллионов долларов, а в Индонезии проблема обострилась еще последствиями прошлогоднего теракта на Бали и нынешними волнениями. Производители автобусов, в частности Volvo Buses, отметили начавшуюся во втором квартале тенденцию к снижению продаж такого рода техники, что объяснялось растущей боязнью людей к поездкам в общественном транспорте (ВОЗ объявила, что SARS распространяется преимущественно там, а также в общественных местах). В КНР продажи новых автобусов (основной вид транспорта страны) упали с начала года более чем на 4%, а пассажиропотоки уменьшились на 10,5%.
С другой стороны, вирус SARS стимулировал интерес китайцев к легковым автомобилям (и без того активно росший) - покупки машин увеличились весной более чем на 12% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В связи с этим специалисты уже строили прогнозы, как дальнейшее распространение опасного вируса в мире скажется на подъеме авторынка, последний год испытывавшего серьезные проблемы. Однако, судя по всему, если что-то поможет производителям машин, то отнюдь не эпидемия SARS, остановившаяся или идущая на убыль. В апреле средние темпы роста заболеваемости в мире составляли не менее 20% в неделю, в середине мая они упали менее чем до 10%, а в конце - всего до 5%. Число заболевших к настоящему моменту не превысило 8500 человек, а число умерших составило менее 800. Что на порядок меньше смертности от "испанки", косившей 80 лет назад миллионы людей.
Паника вокруг SARS стихает, но очень медленно. В Китае по-прежнему подвергаются обязательному карантину все прибывающие из Пекина и южных провинций, где болезнь еще свирепствует. В аэропортах большинства стран мира действует контроль, в том числе инфракрасный на выявление всех потенциальных носителей вируса. В России, где официально зафиксирован (и то под сильным давлением ВОЗ, у большинства отечественных медиков свое мнение о случае в Благовещенске) всего один случай атипичной пневмонии, сохраняются "чрезвычайные меры" на границе с Китаем и Монголией, где большинство из 32 пунктов пропуска по-прежнему практически не действуют. Повышенные меры безопасности понятны: на прошедшем недавно в Пекине - и впервые с относительно высоким присутствием иностранных гостей - симпозиуме по проблемам SARS было подтверждено, что коварный вирус сохраняет свою жизнеспособность на протяжении нескольких дней после прерывании контакта с инфицированным и таким образом "теоретически" может передаваться через одежду и предметы. Интенсивное солнечное, в особенности ультрафиолетового спектра, излучение и высокая температура воздуха якобы способны убить вирус в течение нескольких часов. Новость весьма утешительная для туристических компаний, которые получают таким образом приманку для привлечения клиентов в жаркие страны.
И не очень радостная для фармацевтических компаний, которые уже получили в ряде стран правительственные субсидии для разработки вакцин против "атипички" и рассчитывавшие "срубить" гораздо больше (на аналогичных мерах в рамках кампании "АнтиСПИД" фармацевты заработали сотни миллионов долларов, хотя "чудо-вакцины" так и не создали). Если смертельный вирус и правда губят естественное ультрафиолетовое излучение и жара, то борьбу с ним можно предоставить природе. В связи с этими обнадеживающими данными ведущие СМИ практически перестали обращать внимание на тему, которой недавно отдавались первые полосы газет.
Вместе с тем ни ВОЗ, ни правительства более чем 30 стран, где SARS официально зафиксирован, пока не снижают уровня тревоги до нуля. Вирус так и не поддался расшифровке, а случаи его повторного распространения в регионах, уже объявленных безопасными (Торонто), говорят, что расслабляться рано. |