NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 18.04.2024 21:17 ast
19:17 msk

ЧС против АЗС
Алматы: Кто найдет управу на "бензиновых королей"?
08.10.2003 / экология и здоровье

Галия ШИМЫРБАЕВА, "Казахстанская правда", 7 октября

На днях в Москве случилось событие, беспрецедентное для постсоветского пространства. Жители одного из кварталов на Фрунзенской набережной два года боролись и наконец добились закрытия заправки, расположенной в недопустимой близости от жилых домов. Мэр российской столицы Юрий Лужков своим волевым решением запретил эксплуатацию и распорядился демонтировать АЗС. Правда, в качестве компенсации коммерсантам пришлось выплатить из городского бюджета 350 000 долларов. Алматы сегодня по количеству заправок тоже город выдающийся. Монументальные АЗС высятся едва ли не на каждом перекрестке. А участок улицы Тимирязева за гостиницей "Анкара" вообще стал местной достопримечательностью: две заправки там соседствуют бок о бок в буквальном смысле.

Виноваты одни, наказывают других

Вот как обрисовал ситуацию с АЗС председатель городского управления по чрезвычайным ситуациям Бауыржан Искаков.

- Есть два вида автозаправок - стационарные и контейнерные. Первых в городе насчитывается 277, вторых - 42, из них 35 принадлежит ТОО "Нар-ойл". Если стационарные АЗС нареканий у нас не вызывают, то взаимоотношения с контейнерными напоминают игру в одни ворота. Кстати, москвичи боролись именно с такими автозаправочными станциями. Насколько нам известно, сегодня в Москве их использование запрещено законом.

Эти АЗС морально устарели и не соответствуют экологическим стандартам и требованиям, кроме того, именно они, по данным СЭС, занимаются фальсификацией бензина. Но когда мы приступили к их ликвидации, то владельцы стали обращаться в прокуратуру с жалобами на то, что нарушается запрет Президента о проверке субъектов малого и среднего бизнеса.

Наша справка. История появления контейнерных АЗС в республике такова. В 1991 году Казахстан начал испытывать острую нехватку в нефтепродуктах. Чтобы решить проблему, главы администраций городов стали временно выделять земельные участки под контейнерные АЗС, но в вынесенных ими решениях оговаривалось, что по истечении определенного срока договор на аренду земли у государства продлеваться не будет. Проблема с нефтепродуктами в республике давно разрешилась, появились фирменные стационарные автозаправочные станции, но хозяева контейнерных АЗС, игнорируя решения акиматов и нормативно-правовые акты республики, засоряя экологию города, продолжают тайком эксплуатировать неприспособленные к современным условиям заправочные станции.

Бауыржан Искаков продолжает:

- В ходе крупномасштабной проверки, которую мы совместно с акиматом города провели в апреле этого года, на контейнерных АЗС были выявлены следующие нарушения: не выдержаны минимальные расстояния до жилых зданий, автостоянок, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров, отсутствуют заключения экологических экспертиз и документы на землепользование, не имеются в наличии средства противопожарной безопасности. Чтобы понять, чем все это чревато, помимо вредных выбросов в атмосферу, достаточно вспомнить пожар на АЗС, который произошел в 1999 году в микрорайоне "Аксай". Тогда нам пришлось эвакуировать жителей пяти многоэтажных домов, расположенных рядом с горящей АЗС. К счастью, обошлось без человеческих жертв, но на тушение пожара ушло более пяти часов.

Хотя выявленные в ходе проверки нарушения давали нам право приостановить деятельность контейнерных АЗС, праздновать победу было рано. Алматинский межрайонный специализированный экономический суд смог вынести свое решение о запрете использования в Алматы контейнерных АЗС и об их демонтаже за счет хозяев только спустя три месяца после нашего обращения, когда вступил в силу Закон РК "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов", где четко сказано, что реализация нефтепродуктов с АЗС контейнерного типа допускается в населенных пунктах с численностью населения до 10 тысяч человек.

В настоящее время деятельность АЗС контейнерного типа в Алматы приостановлена, мы их обесточили, но они до сих пор не демонтированы. Более того, у нас есть сведения, что они тайком подключаются к источникам электроэнергии и продолжают работать по ночам.

В сложившейся ситуации, продолжает руководитель управления по ЧС, нам непонятна позиция городской прокуратуры. Вместо того чтобы наказать крупнейшего владельца контейнерных АЗС - ТОО "Нар-ойл" за несоблюдение решений исполнительной власти, она почему-то заняла одностороннюю позицию. Более того, на днях было вынесено представление о наказании девяти сотрудников АГУЧС за их якобы "неправомочные действия" в отношении контейнерных АЗС, хотя наши сотрудники действовали согласно закону.

На вопрос, как управление по ЧС относится к стационарным АЗС, расположенным впритык друг к другу (это, например, уже упоминавшаяся ситуация на улице Тимирязева), начальник АГУЧС ответил:

- Они прикрываются решением акима города. А потом, словно спохватившись, сказал: - Ничего страшного в этом нет. У них имеются специальные колодцы, откуда в случае пожара можно брать воду, есть соответствующие сертификаты на использование ГСМ, персонал обучен действиям в экстремальных ситуациях. Вообще, если следовать логике обывателя, то в городе нужно убрать все машины, закрыть заводы и фабрики, склады ГСМ, отключить электричество и воду, которые также могут в какой-то момент нанести вред здоровью человека.

"Кто сказал, что мы не работаем?"

- Кто сказал, что мы сидим на месте? - возмутился главный санитарный врач Алматы Виталий Шеянов, когда ему был задан вопрос, почему он, как чиновник, наделенный определенными полномочиями, не подает в суд, не возмущается и не штрафует контейнерные АЗС. - Мы боремся с ними начиная с 2000 года: путем неоднократного забора бензина на анализ доказывали, что к продаваемому там топливу примешаны различные присадки, а отсутствие канализации и водопровода чревато далеко идущими последствиями.

В сентябре этого года мы провели очередной рейд и выдали предписание о приостановлении деятельности оставшихся на территории Алматы контейнерных АЗС. Если наше требование не будет выполнено к началу следующего месяца, то мы обратимся с исковым заявлением в суд.

Что касается стационарных АЗС, то все они строились согласно генеральному плану города. У них есть проект охраны окружающей среды, и все они проходили экспертизу в управлении охраны окружающей среды.

- А разве можно назвать соответствующим нормам строительство двух стационарных АЗС, которые отделены друг от друга всего лишь забором? - спрашиваю собеседника.

- Согласно строительным нормам и правилам от 1999 года, расстояние от одной АЗС до другой должно составлять не менее 100 метров. Большие заправочные станции, о которых идет речь, были открыты до выхода этого норматива. Все остальное у них соответствует нормам. Вообще, прежде чем приступить к строительству АЗС, те земельные участки, на которых они будут располагаться, должны пройти строительную, экологическую и санитарно-гигиеническую экспертизу. Только при наличии всего этого комплекса выдается, вернее, выдавалось разрешение на строительство. Сегодня город, согласно генеральному проекту, полностью обеспечен АЗС, и земельные участки под их строительство уже не отводятся.

- Как часто жители подают иски на автозаправочные станции?

- На нашей памяти было два таких иска, но хозяева АЗС сумели доказать в суде, что объект строится в соответствии с предъявляемыми контролирующими органами нормами.

- Утверждения о том, что современные АЗС строятся без учета требований природоохранного законодательства, не имеют под собой никакой основы, - заявил нам первый заместитель начальника городского управления охраны окружающей среды - главный государственный инспектор охраны окружающей среды Алматы Мурат Батырбаев. - Всем контейнерным АЗС после выхода Закона РК "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов" мы выдали предписание о приостановлении их деятельности. Но крупнейший владелец таких площадок - ТОО "Нар-ойл", которое мы ранее не раз привлекали к административной ответственности за нарушение экологической безопасности, проигнорировало их, и мы обратились в суд. Буквально на прошлой неделе наши требования о прекращении деятельности и демонтаже контейнерных АЗС были поддержаны межрайонным экономическим судом Алматы.

Что касается действующих на территории Алматы стационарных заправок, то все они имеют положительные заключения государственной экологической экспертизы. Другой вопрос: все ли АЗС при эксплуатации соблюдают ее требования? Могу сказать, что в связи с введением моратория на проверку объектов малого и среднего предпринимательства, наша служба заметно ослабила контроль. Сейчас отбор различных проб на территории АЗС наша лаборатория осуществляет только в экстренных случаях. Например, при поступлении жалоб от населения на явно выраженный запах испарений бензина, загрязнения почвы, повреждения зеленых насаждений и так далее. Но в этом году население тоже, наверно, соблюдает мораторий: в книге регистрации жалоб сегодня нет ни одной записи. В предыдущие годы они были, но имели социальный характер. Если близлежащие дома подпадали под нормы санитарных разрывов, то хозяева строящейся АЗС обязаны были покупать людям другое жилье. К нам же обращались те, кто считал себя обделенным в этом плане.

Сейчас, я считаю, вред окружающей среде и здоровью человека наносят не АЗС, а неуклонно возрастающее число автотранспортных средств, от которых Алматы буквально задыхается. По нашим данным, 85 процентов загрязненности атмосферного воздуха города происходит от их выбросов. Выход из этой проблемы напрашивается сам собой. Экологическая служба города считает, что нужно немедленно принимать решение о запрете въезда в город заезжего транспорта, количество которого ежедневно составляет около 50 тысяч единиц.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Зимняя лихорадка 29.10.2003
Красное вино поможет курильщикам 29.10.2003
Зачем нужно это 27.10.2003
В Фонде "SOS Детские деревни Казахстана" сформирован новый состав попечительского совета 24.10.2003
Европейцы стали чаще принимать наркотики 24.10.2003
В Алматы открылась первая международная научно-практическая конференция на тему самопознания и гармоничного развития человека 22.10.2003
"Получается, что мы беднее всех" 22.10.2003
Любители оргазма – на игле 22.10.2003
Поддержка для шеи 21.10.2003
Мой дом – моя… смерть 20.10.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz