Наталья Вержбицкая, "Вечерний Алматы", 27 марта
Состоялись депутатские слушания партийной фракции "Нур Отан" по вопросу выполнения решений маслихата департаментом природных ресурсови регулирования природопользования Алматы. Партийцы заслушали отчет директора департамента Султанбека Макежанова о деятельности руководимого им ведомства
Самой актуальной экологической проблемой, по словам Макежанова, по-прежнему является состояние воздушного бассейна Алматы. Основным источником загрязнения атмосферы южной столицы признаны автотранспортные средства.
Сегодня в городе насчитывается около 500 тысяч единиц автотранспорта. При этом в Алматы ежедневно въезжает около 70 тысяч автомобилей из близлежащих поселков и городов.
Составлен прогноз ожидаемого количества автотранспортных средств в Алматы до 2010 года. Предполагается, что оно увеличится до 855 тысяч единиц. Количество же вредных выбросов от него соответственно возрастет до 265 тыс. тонн.
В результате проверки департаментом природопользования Алматы были наложены штрафы на сумму свыше 22 млн. тенге. Но только штрафами данную проблему не решить. Несмотря на принимаемые городскими властями меры в отношении транспортных средств, экологическая ситуация в городе не улучшается. Депутатами маслихата от партии "Нур Отан" в конце прошлого года были направлены предложения по внесению изменений и дополнений в законодательные акты Казахстана, многие из них были учтены. Однако в техническом регламенте по-прежнему отсутствуют статьи, регулирующие механизм изъятия из обращения автомобилей, не соответствующих принятым нормам и методам.
Как показали расчеты, в случае применения нормирования токсичности автомобилей по международным стандартам ожидается резкое сокращение количества вредных веществ в атмосферу. Ясно, что применение международных европейских стандартов на токсичные выбросы необходимо вводить поэтапно.
Директор департамента природных ресурсов и регулирования природопользования привел данные проведенных исследований. Самыми загрязненными районами южной столицы являются Жетысуский и Турксибский. Именно здесь расположена основная часть промышленных предприятий, теплоэлектростанций, которые своими выбросами загрязняют окружающую среду. Если учесть тот факт, что в настоящее время действуют ТЭЦ, которые до сих пор не газифицированы и используют уголь, то нетрудно представить, какой объем выбросов происходит в результате их деятельности. Поэтому одним из важнейших вопросов по улучшению экологической обстановки Алматы является процесс газификации, на осуществление которого необходимо изыскать средства.
Автозаправкам – качественный бензин
В прошлом году специализированной лабораторией ТОО "Органик" по заказу департамента на 123 автозаправочных станциях города было отобрано 486 проб бензина и 97 проб дизельного топлива. Результаты проведенных анализов показали, что 58 проб бензина и 62 пробы дизельного топлива не соответствуют нормативным параметрам. На руководителей 52 АЗС, реализующих некачественное автомоторное топливо, было наложено 52 штрафа на общую сумму 1 млн. 836 тыс. тенге.
В текущем году подписан меморандум с реализаторами автомоторного топлива, согласно которому все они обязуются поставлять на рынок нашего города качественные ГСМ.
Также департаментом совместно с УДП ГУВД проводился контроль норм токсичности автотранспортных средств. Выявлено свыше 12 тысяч фактов нарушений природоохранного законодательства, на виновных наложены штрафы в сумме свыше 28 млн. тенге.
В текущем году работа по контролю реализуемого автомоторного топлива и норм токсичности автотранспортных средств будет продолжена и финансирование на контролирующие мероприятия значительно увеличено. Однако в Законе РК "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов" не прописан и не отработан механизм учета качества нефтепродуктов. А он необходим по всей цепочке, от производства нефтепродуктов до их реализации. Также мешает работе несовершенство налогового законодательства в отношении административных правонарушений, выраженное в несовместимости платы за экологическое нарушение с затратами на их предотвращение.
Анализ данных показывает, что зачастую отходы производства объектов автосервиса используются в бытовых целях (например, сжигание их в домашних печах), что также увеличивает выбросы вредных веществ в атмосферу. А механизм сбора, хранения и утилизации отработанных масел в настоящий момент в городе и вовсе отсутствует.
В то же время эти отходы являются сырьем для производства ценных материалов, в том числе ГСМ и других видов топлива, строительных материалов. Невосполнимость материальных ресурсов диктует необходимость использования вторичного сырья с максимальной эффективностью в новых малотоннажных производствах и технологиях. Здесь главное – организовать сбор сырья.
Реки и деревья – в зоне особого внимания
По словам Макежанова, финансирование природоохранных мероприятий из местного бюджета ежегодно увеличивается, по сравнению с 2007 годом оно выросло на 1275,644 млн. тенге. Причем большая часть финансовых средств (77% от общего количества) направляется на выполнение мероприятий, способствующих сохранению ресурсов пресной воды и водосбережение.
В настоящее время разработана проектно-сметная документация на реконструкцию отдельных участков 11 рек, общей протяженностью 63 км.
Для реализации этих меро-приятий выделен 1 млрд. 700 млн. тенге.
В рамках раздела "Градостро-ительство и озеленение" уже разработана и утверждена программа "Парки, скверы и зеленые зоны города Алматы", в которой впервые учитывается дифференцированное уточнение декоративного цветочного озеленения.
На эти цели департаменту природных ресурсов и регулирования природопользования Алматы в текущем году выделен из средств местного бюджета 351,7 млн. тенге.
Также проведена инвентаризация зеленых насаждений по Алмалинскому и Бостандыкскому районам. В текущем году работа будет продолжена в Жетысуском и Ауэзовском. Цель данной работы – выявление аварийных деревьев, определение видового состава.
* * *
ПРЯМАЯ РЕЧЬ Народные избранники высказали свое мнение по поводу услышанного
Светлана САВЧЕНКО: – Мы говорим о проблеме экологии очень много. Теперь пора переходить к делу. Ситуация такова, что даже в Дели экология лучше, чем в Алматы. И одними подобными отчетами проблему не решить. Приоритеты обозначены, выделены деньги. Теперь важно, чтобы они были грамотно потрачены и работали эффективно. В первую очередь нужно оздоравливать нашу атмосферу. Сейчас мы поднимаем вопрос об общественном транспорте, чтобы он переходил на экологически чистый вид топлива. Также разработана программа о том, чтобы вводить на автозаправках электронные счетчики и таким образом отслеживать, какое количество бензина и каких марок было продано.
Предлагаю подать иск круга потребителей от имени Общества защиты прав потребителей. В случае приобретения на автозаправке некачественного бензина они могли бы совершенно бесплатно обратиться в суд и потребовать возмещения потраченных средств. Таким образом, мы бы организовали общественный контроль и вовлекли наших граждан в решение проблем. Также на владельца этой автозаправки можно было бы наложить штраф в размере иска. Таким образом, продавцам бензина впредь было бы неповадно заниматься недобросовестной торговлей.
Адилмырза МАРАЛОВ: – То, что мы будем тратить миллионы тенге на озеленение, оборудование рек и фонтанов, это хорошо. Но почему ТЭЦ в Жетысуском районе до сих пор работает на угле, загрязняя воздух города? Переведи ее сейчас на газ – и многие проблемы были бы решены. Отчего мы до сих пор не переходим преимущественно на экологически чистые виды общественного транспорта? Почему гаишники не штрафуют владельцев машин, у которых уровень дымности давно превысил все допустимые нормы? Город задыхается, и мы должны решать вопросы не на словах, а на деле.
Анатолий ПОПЕЛЮШКО: – Департамент природных ресурсов должен быть своеобразным "колокольчиком" для строителей, водопользователей, промышленности. Они должны его слушать и работать над устранением недостатков. Однако почему-то этого не происходит.
Серик КУСАИНОВ: – Арычная система в городе работает плохо, полив зеленых насаждений явно недостаточный. В то время, когда в городе ощущается недостаток питьевой воды, ее активно используют автомойки. Департамент совместно с "Водоканалом" должен взять этот вопрос под свой контроль.
Все пожелания и предложения депутатов маслихата были учтены департаментом природных ресурсов и регулирования природопользования. |