Дулат ТАСЫМОВ, "ТУРАН", 20 мая
Гораздо интересней было понаблюдать за тем, как представители НКОК отвечали на вопросы участников семинара. И, в особенности, – диалог между директором областного Департамента по ЧС и менеджером отдела соответствия нормативным требования и производственного контроля компании Аджип ККО. Их полемика стала своеобразной картинкой того, как ведется разработка месторождений на шельфе Каспия и строятся взаимоотношения консорциума с казахстанскими властями. В случае аварии на Кашагане оборудование для первичной ликвидации разливов нефти "Норт Каспиан Оперейтинг Компани Б.В." (НКОК) будет возить с Великобритании. Об этом было сказанном на прошедшем в Атырау семинаре-совещании на тему "Актуальные проблемы предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного характера при разработке углеводородных месторождений Северо-Восточного Каспия", организованный МЧС РК. В свете недавней катастрофы на Мексиканском заливе, правительство решило таким образом, видимо, несколько успокоить общественность. Для участия в семинаре были приглашены представители крупных казахстанских и иностранных нефтяных компаний.
Что такое "хорошо"? Несмотря на то, что на семинаре изъявили желание выступить сразу 14 докладчиков, организаторы семинара не стали тянуть кота за хвост и сразу же после приветственной речи представителя акимата, дали слово генеральному менеджеру отдела техники безопасности и охраны людей компании НКОК Роберу ГАБАРУ. Представитель НКОК, касаясь деятельности консорциума на Кашагане, был, как обычно, немногословен. Он рассказал о том, как сложно работать на Северном Каспии, где четыре месяца в году стоит лед, мешающий полноценной работе предприятия на море. Затем г-н Габару в очередной раз перечислил достоинства и недостатки Кашаганского месторождения, отметив, разумеется, больше "плюсов". В частности, месторождение имеет большие геологические запасы нефти – порядка 35 млрд. баррелей, но при высоком пластовом давлении, а сама нефть содержит до 20% сероводорода. При этом докладчик не преминул еще раз отметить огромную пользу, которую принесет экономике Казахстана разработка углеводородов Северного Каспия. Коллеги г-на Габара, выступившие вслед за ним и которых организаторы семинара почему-то забыли представить, тоже не стали вдаваться в подробности проекта. И сообщили уже известные данные. К тому же их доклады получились какими-то скомканными: то слайды не сходились с темой их выступления, то эти самые слайды оказались без перевода с английского. В общем, с горем пополам и, пожалуй, без особых желаний нефтяники отчитались перед собравшимся.
ЧС vs Аджип Гораздо интересней было понаблюдать за тем, как представители НКОК отвечали на вопросы участников семинара. И, в особенности, – диалог между директором областного департамента по чрезвычайным ситуациям Жасуланом Джумашевым и менеджером отдела соответствия нормативным требования и производственного контроля компании Аджип ККО Амандосом Хасановым. Их полемика стала своеобразной картинкой того, как ведется разработка месторождений на шельфе Каспия и строятся взаимоотношения консорциума с казахстанскими властями. Так, г-н Джумашев, присутствовавший в качестве организатора мероприятия, поинтересовался, что делается компанией для организации аварийной устойчивости и организации производственного контроля? Представители НКОК ответили, что у них "стадия бурения и пока нет производства". - То, что вы бурите, это уже производство, – возразил г-н Джумашев. Видимо, учитывая проблемы с переводом и позицию нефтяников, якобы ничего не понимающих, глава ДЧС поставил вопрос по-другому: - Почему ни в НКОК, ни в Аджипе нет "Положения о производственном контроле", нет приказа по закреплению ответственных лиц при аварийных ситуациях? Хотя в соответствии с Законом "О промышленной безопасности" все это должно быть – это доказала последняя проверка компании. И опять ни Робер Габар, ни его коллеги не смогли дать толковый ответ. Тогда и вышел г-н Хасанов. Амандос Хасанов: – Насчет положения о производственном контроле. Он подготовлен и утвержден, копию документа к вам направили. Жасулан Джумашев: – Я не получал. Хасанов: – Если не получили, то мы еще направим. Джумашев: – Почему в Аджипе работают прикомандированные сотрудники "Eni"? Хасанов: – Я думаю, что обсуждение по итогам последней проверки будет совершенно в другом месте и по другим правилам. Джумашев(смеется): – Это что – угроза? Хасанов: – Я не думаю, что это тема для сегодняшнего семинара-совещания. Джумашев: – Дело в том, что приказа о закреплении ответственных лиц мы до сих пор не имеем, а вы не можете нам его предоставить. Когда в марте 2009 года на море произошел разлив неопознанной жидкости, мы разводили вас с компанией "Паркер Дриллинг" по разным углам. Потому что в ваших контрактных обязательствах не было оговорено, кто за что отвечает. В контрактах должны быть прописаны меры ответственности сторон при аварийных ситуациях. У вас этого нет. Хасанов: – Спасибо, мы высоко ценим участие ДЧС в этих разногласиях, которые, возможно, возникли у нас с подрядчиками. Эти вопросы давно разрешились. И вопрос давно закрыт. Джумашев: – Но документов о противоаварийной устойчивости нет до сих пор. Мы опять посмотрели контракты при последней проверке. И обнаружили, что нигде не оговорены меры ответственности сторон. Хасанов: – Хорошо. Спасибо. Мы думаем, что этот вопрос рассмотрим… Вообще, было ощущение, что г-н Хасанов был несколько обижен на г-на Джумашева. Как будто глава ДЧС обещал ему задавать другие, более мягкие вопросы, а на деле устроил публичную порку. Что интересно, согласно планам НКОК, при аварии на море и разливе нефти компании потребуется 72 часа, чтобы доставить людей и необходимое оборудование для первичных работ по ликвидации разливов. А оборудование придется везти из Великобритании. Но, как стало известно на семинаре, компания до сих пор не имеет никаких договоренностей с Российской Федерацией о предоставлении воздушного коридора, необходимого для перелета грузовых самолетов. Наверно, этот небольшой "штришок" тоже свидетельство того, что Северо-Каспийский проект реализуется как попало. Именно так, а никак иначе. |