oko.prokuror.kz, 30 сентября
Специализированной природоохранной прокуратурой ЮКО совместно с уполномоченными органами области проведены рейдовые проверки в г.Шымкент с проведением инструментальных замеров на соответствие автотранспорта нормативам ВЗВ, а также с целью определения наиболее загрязненных участков города путем забора проб воздуха и проведения анализа состояния атмосферного воздуха в г.Шымкент, а также в части соблюдения требований экологического законодательства местными исполнительными органами. Согласно п.1 ст.7 ЭК РК охране от уничтожения, деградации, повреждения, загрязнения и иного вредного воздействия подлежат земля, недра, поверхностные и подземные воды; атмосферный воздух; леса и иная растительность; животный мир, генофонд живых организмов; естественные экологические системы, климат и озоновый слой Земли. Причиной для анализа данного вопроса послужило то, что одной из проблем включенных в Реестр экологических проблем РК по ЮКО является загрязнение атмосферного воздуха от автотранспорта в г.Шымкент. Южно-Казахстанским центром гидрометеорологии представлена информация о состоянии загрязнения атмосферного воздуха по городу, составленная по данным 19 тыс. 932 наблюдений за концентрациями вредных веществ. Вредные вещества в атмосферу поступают от предприятий нефтеперерабатывающей промышленности, энергетики, цветной металлургии. Однако анализ показал, что на сегодняшний день выбросы загрязняющих веществ (далее – ВЗВ) от передвижных источников составляют более 70% от общего валового выброса. Уровень загрязнения воздуха высокий. Город Шымкент относится к числу наиболее загрязненных городов Республики, с Индексом Загрязнения Атмосферы (ИЗА) = 10,6. По сведениям УДП ДВД ЮКО по городу Шымкент зарегистрированы более 54 тыс. единиц автотранспорта, из них грузовые – 4805 шт, пассажирские – 2424 шт и легковые – 47 040 шт. При этом, количество автотранспорта в городе из года в год только увеличивается. Согласно ст.204 ЭК РК физические и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию автомобильных и иных транспортных средств, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, обязаны соблюдать нормативы допустимых выбросов, принимать меры по снижению уровня шума и иного негативного воздействия на окружающую среду. Однако, результаты рейдовой проверки, организованной природоохранной прокуратурой, показали, что физическими и юридическими лицами, осуществляющими эксплуатацию автомобильных средств, не всегда соблюдаются вышеуказанные требования. К примеру, в течение только одной недели из 100 автомобилей, проверенных инструментальным замером, 67 не соответствовали нормативам ВЗВ. По результатам замеров все правонарушители привлечены к административной ответственности по ст.247 ч.1 КоАП РК. Всего же за выпуск в эксплуатацию автотранспорта и эксплуатацию физическими лицами автомототранспортных и других передвижных средств с превышением загрязняющих веществ в выбросах в 2011 году привлечены к административной ответственности по ч.1 ст.246 КоАП РК 76 должостных лиц различных организаций, занимающихся перевозкой пассажиров, по ч.1 ст.247 КоАП РК – 379 физических лиц. (2012 год по ч.1 ст.246 – 9, по ч.1 ст.247 – 619, за истекший период 2013 года по ч.1 ст.247 – 493). Только за 2011-2012г.г. по представлению и требованию природоохранной прокуратуры департаментом экологии по ЮКО проведены проверки в деятельности 36 автотранспортных предприятий г.Шымкент, по результатам которых во всех предприятиях были выявлены факты выпуска в эксплуатацию и эксплуатация физическими лицами автомототранспортных средств, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах превышали установленные нормативы. По результатам проверок, экологами в отношении физических и юридических лиц наложено 225 административных штрафов на общую сумму 2 225 600 тенге, которые взысканы в доход государства. Вместе с тем, результаты проверки в деятельности отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г.Шымкент и анализ результатов проверок, проведенными экологами показали, что за вышеуказанные правонарушения к административной ответственности периодически привлекались одни и те же автотранспортные предприятия, и это при том, что проверками была обхвачена только малая часть автопарка данных предприятий. Установлено, что общее количество пассажирского автотранспорта по городу составляет 1601 единиц, из них 1467 единиц или 85% эксплуатируются на дизельном топливе, 134 единиц на бензине. При этом, почти половину автотранспорта составляет автопарк сроком эксплуатации больше 10 лет. Не способствует улучшению ситуации в этом направлении и работа уполномоченных органов местной исполнительной власти. Так, в ходе проверки выявлены нарушения, допущенные отделом ЖКХ акимата города в процессе заключения договоров с победителями тендеров по обслуживанию пассажирских маршрутов. В частности, в нарушение требований экологического законодательства, Закона РК "Об автомобильном транспорте" и постановления Правительства РК "Об утверждении Типового договора организации регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа"Новый отделом по 10 договорам не включены обязательства, по которым в случае допуска выезда на маршрут автотранспортного средства, состояние которого не соответствует установленным экологическим требованиям, можно было бы рассторгать заключенные договора в одностороннем порядке. По результатам рассмотрения представления природоохранной прокуратуры, внесенного на имя акима г.Шымкент, отделом в адрес автотранспортных предприятий направлены уведомления о включении дополнений в заключенные договора. Немаловажным фактором, оказывающим влияние на состояние атмосферного воздуха города, является и то, что в город каждый день заезжают сотни автотранспортных средств из близлежащих районов области. При этом оценить влияние и "вклад" иногороднего транспорта в загрязнение воздуха города оценить не представляется возможным вследствие отсутствия экологических постов на въездах в город. Создание таких экологических постов позволило бы не только пополнить государственный бюджет, но и в определенной степени снизить загазованность в черте города. По сведениям уполномоченных органов и Южно-Казахстанским центром гидрометеорологии значительный рост концентрации загрязняющих веществ отмечается в зимние и летние месяца, что связано с увеличением интенсивности движения автотранспорта, плохим качеством бензина и технического состояния автотранспорта. Установлено, что в целом наблюдения за состоянием атмосферного воздуха ведутся на 4 ручных постах наблюдения загрязнения (далее – ПНЗ) (№1 – проспект Абая,32 и улица 1 Мая; №2 – площадь Ордабасы, пересечение улиц Казыбек би и Толе би; №3 – улица Попова, улица Алдиярова и улица Белинского; №8 – улица Сайрамская,198 ЗАО "Пивзавод"). Все существующие посты ПНЗ были установлены и введены в эксплуатацию еще в 1981 год По результатам проверки природоохранной прокуратурой внесено представление об устранении нарушений законности в Акимат г.Шымкент. Направлено информационное письмо Акиму области о результатах проведенного анализа с предложением о рассмотрении вопроса о создании экологических постов на въездах в город и принятию мер по стимулированию перевозчиков к переходу на альтернативные источники топлива. |