NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 20:09 ast
18:09 msk

Для защиты прав и свобод
Осуществление в стране социально-экономических реформ, связанных с переходом к новым общественным отношениям, значительно повысило роль права и, соответственно, органов прокуратуры, призванных это право защищать
04.09.2002 / творчество

Владимир РООТ, заместитель начальника департамента Генеральной прокуратуры
"Казахстанская правда", 3 сентября

Осуществление в стране социально-экономических реформ, связанных с переходом к новым общественным отношениям, значительно повысило роль права и, соответственно, органов прокуратуры, призванных это право защищать. Конечно, жизнь не стоит на месте, а потому меняется и законодательство, регламентирующее деятельность самих прокурорских работников. Одним из таких актов стал принятый недавно Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам прокурорского надзора", направленный на усиление защиты конституционных прав человека и гражданина, интересов государства и юридических лиц, укрепления законности в правовом государстве.
Как известно, принятие этого закона в Парламенте сопровождалось большими дискуссиями. В частности, камнем преткновения в ходе обсуждения проекта стал вопрос о наделении заместителей Генерального прокурора правом приостановления исполнения вступивших в законную силу приговоров и решений судов. По мнению ряда депутатов, введение такой нормы противоречило бы принципу обязательной силы решений, приговоров и иных постановлений судов и нарушало бы принцип независимости судей, недопустимости вмешательства в деятельность судов при отправлении правосудия.
Но такая позиция, на наш взгляд, является необоснованной, поскольку в данном случае речь не идет о посягательстве на обязательность судебных решений. Они не отменяются, а лишь приостанавливается их исполнение. В этом вся суть. К тому же понятия "отправление правосудия" и "исполнение решения суда" абсолютно разные и смешивать их нельзя. Использование нового права осуществлялось и будет впредь осуществляться только в исключительных случаях, когда исполнение может повлечь необратимо тяжкие последствия как для граждан и юридических лиц, так и для государства.
В органах прокуратуры действует четкое распределение обязанностей, в том числе и между заместителями Генерального прокурора. Они, как в уголовном, так и в гражданском процессе, являются самостоятельными фигурами, наделенными достаточными полномочиями, в том числе и правом принесения протеста на вступившие в силу приговора и решения суда в соответствующие коллегии Верховного суда.
Конституционность и законность этих полномочий заместителей Генерального прокурора ни у кого не вызывает сомнений. В связи с этим вполне логичным является предоставление им права приостанавливать исполнения приговоров и решений до принесения протеста по ним. Данное положение не противоречит ни Конституции, ни другим законодательным актам республики и является лишь выражением воли законодателя. Обоснованность выводов прокуратуры подтвердил и Конституционный совет РК.
Стоит отметить и то, что акты прокурорского надзора, приостанавливающие действие нормативных правовых актов, будут обязательно публиковаться. То есть принцип гласности будет соблюден.
Перейдем к анализу того, насколько меняется прокурорский надзор с расширением полномочий прокурора по основным направлениям его деятельности.
Изменения, внесенные в Закон РК "Об оперативно-розыскной деятельности", заключаются в расширении полномочий субъектов ОРД, которые теперь получают право осуществлять специальные оперативно-розыскные мероприятия. Им разрешено, к примеру, негласное прослушивание и запись разговоров с использованием видео-, аудиотехники или иных специальных технических средств, прослушивание и запись переговоров, ведущихся с телефонов и других переговорных устройств, а также получение сведений о произведенных телефонных переговорах. Ранее этот закон имел существенный пробел в содержании ст. 25, где всего одной строкой был обозначен надзор за оперативно-розыскной деятельностью.
Внесенные изменения прежде всего заключаются в подробной регламентации вопроса, как и каким образом должен осуществляться Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами надзор за ОРД.
Еще одно новшество в прокурорской деятельности связано с тем, что теперь постановления прокурора подлежат обязательному исполнению уполномоченным органом или должностным лицом в установленный законом срок, а при отсутствии такового - в срок, установленный прокурором. Неисполнение постановления влечет ответственность, предусмотренную законами РК.
За последней обтекаемой фразой скрывается следующее. Ранее за невыполнение предписаний и других законных требований сотрудников органов прокуратуры, а также за злостное неповиновение законному требованию, а равно оскорбление либо угрозу совершения насильственных действий в отношении сотрудника органов прокуратуры при исполнении ими служебных обязанностей законодательством предусматривалась лишь административная ответственность по ст. 355 КоАП РК. Теперь же, в соответствии с изменениями, внесенными в Уголовный кодекс, за воспрепятствование деятельности прокурора и неисполнение его законных требований речь может идти об уголовной ответственности.
В Уголовно-процессуальный кодекс внесены дополнения в ст. 62 в части расширения полномочий Генерального прокурора, который наделяется в пределах всей компетенции правом принимать нормативные правовые акты по вопросам применения норм этого кодекса, обязательные для исполнения органами дознания и следствия.
В Кодекс об административных правонарушениях введен ряд новых статей. Так, в ст. 521-1 административная ответственность предусмотрена за неуведомление или несвоевременное уведомление прокурора о производстве госорганом действий, требующих такого уведомления в соответствии с законодательными актами.
Обязательность исполнения касается и другого акта прокурорского надзора, а именно предписания, которое будет вноситься прокурором в случае, если нарушение закона носит явный характер, может причинить существенный вред правам и свободам человека и гражданина, а также охраняемым законом интересам юридических лиц, общества и государства, и не будет незамедлительно устранено. При этом вводится одно ограничение: предписание не может выноситься на нормативные правовые акты.
В то же время предписание может быть обжаловано вышестоящему прокурору либо в суд, которые вправе приостановить его исполнение до принятия решения по жалобе. Наряду с этим действует правило, что обжалование предписания не приостанавливает его исполнения.
Обязательность исполнения актов прокурорского надзора влечет за собой необходимость регламентации вопроса, какими мерами будет обеспечиваться принудительное исполнение правовых актов прокурора, в связи с чем и введена соответствующая статья.
В случае неисполнения в добровольном порядке постановлений и предписаний прокурора он вправе вынести постановление о принудительном исполнении требований (за исключением случаев, предусматривающих принудительное лишение имущества) и направить его для исполнения в уполномоченные государственные органы.
Таким образом, внесенные изменения и дополнения имеют своей целью усиление конституционного надзора за законностью деятельности всех государственных органов, должностных лиц и обеспечение соблюдения ими гарантированных Конституцией прав и свобод граждан.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Умелые ручки 30.09.2002
Казахстанская биотехнология: в поисках утраченного 30.09.2002
Виновной объявлена природа 29.09.2002
Китайский шоколад 28.09.2002
До первого толчка 28.09.2002
Официальное опровержение статьи П.Своика "Что может напугать неустрашимого банкира?" 28.09.2002
Обнаружено тело вице-президента ОАО "Казахтелеком", пропавшего 9 мая 2002 года 27.09.2002
Утопленница 27.09.2002
Нурсултан Назарбаев: Беречь дружбу народов, ценить доверие между людьми 26.09.2002
"Спасать там уже некого" 25.09.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz