Александр Рогаткин, РТР-Вести, 16 октября
С серьезными проблемами столкнулся коллекционер старинных автомобилей при переезде из Казахстана в Подмосковье. Оказалось, что за уникальные машины времен Великой Отечественной необходимо заплатить такие же высокие таможенные пошлины, как за обычные старые иномарки.
Свой первый автомобиль коллекционер Василий Скиба собрал в Казахстане почти 20 лет назад. Это был трофейный "Хорх", понравившийся Василию по кинофильмам о войне. "Посмотрев "Семнадцать мгновений весны", я захотел приобрести такой автомобиль, - рассказывает он. - Это была дорогая машина. По легенде, на ней ездил Лаврентий Павлович Берия".
Из гаража Министерства госбезопасности "Хорх" перекочевал в какой-то казахский колхоз, где его приспособили для перевозки сена и дров. Там в полуразобранном состоянии и нашел его автолюбитель. Василий восстанавливал "Хорх" почти 10 лет. Уже потом в коллекции появились лендлизовские "Виллис" 1942 года, "Форд-амфибия" и военный "Харлей Дэвидсон". Все они прошли Великую Отечественную в рядах Красной армии. Как и правительственный ЗИС, в котором, кстати, казахские колхозники умудрялись возить до 20 баранов.
Всего в коллекции около 40 экспонатов. С большим трудом Василию удалось открыть первый в Казахстане музей ретротехники. А два года назад коллекционер решил переехать с музеем в Москву. Но переправить удалось только несколько автомобилей. На границе коллекцию арестовали на несколько месяцев. Для таможни большинство раритетов - это прежде всего иномарки, причем старше 7 лет. С каждого экспоната придется заплатить баснословные пошлины.
"Если платить пошлины, а машины, естественно, старше 7 лет и объем двигателей более 3 литров, то легко посчитать, в какую сумму все это обойдется", - сетует Василий Скиба.
У коллекционера есть определение Министерства культуры, что все экспонаты представляют культурно-историческую ценность и не должны облагаться пошлинами как обычный транспорт. Но у таможни свое видение проблемы. Василий Скиба говорит, что проще было бы распродать коллекцию в Казахстане, тем более что от иностранцев не было отбоя. Но в этом случае часть военной истории России была бы утрачена навсегда.
Открытие музея ретроавтомобилей откладывается на неопределенный срок. Теперь, судя по всему, все свои силы и средства Василий Скиба будет тратить не на его создание, а на судебные тяжбы с таможенным комитетом. |