NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 14:56 ast
12:56 msk

"Начитанные"
Американские интеллектуалы как исчезающий вид. Окончание
21.10.2002 / творчество

Джон Лукач, "Русский журнал", 18 октября

Наверное, никогда американской интеллигенции так не завидовали, никогда ею так не восхищались, как в 1920-е годы, в унылое десятилетие Уоррена Гардинга, Калвина Кулиджа и Герберта Гувера. Такого не было еще никогда: многие дети богатых родителей стремились приобщиться к тому, что считалось "интеллектуальным", "глубокомысленным" и "авангардистским". Но интеллектуалы свято верили в превосходство своих убеждений. Они были непримиримыми врагами лицемерия. Многие из них поддерживали (и даже внедряли в жизнь) Новую Мораль. В кругу людей, объединенных по признаку взглядов, на первом месте обычно стоит интеллект, а мораль подчиняется ему. Интеллекта всегда недостаточно, а морали может быть слишком много.

К тридцатым годам американские интеллектуалы, за исключением очень немногих, сосредоточились в левой части американского политического и идеологического спектра. Республиканцев среди них насчитывалось совсем мало; большинство были демократами, социалистами или даже коммунистами. В 1932 г. многие американские интеллектуалы поддержали программу коммунистической партии, которую опубликовал журнал The New Masses. Однако на выборах в ноябре 1932 г. компартия получила всего четверть процента голосов. Пропасть, отделявшая интеллектуалов от большинства американцев, казалось, расширилась еще больше.

И все же при Рузвельте интеллектуалам все чаще стали предлагать должности в правительственной администрации. Если в двадцатых годах многие интеллектуалы гордились незаурядностью своих взглядов на искусство и культуру, то в тридцатых амбиции по крайней мере некоторых из них приобрели политический или бюрократический оттенок. Некоторые интеллектуалы в правительстве были тайными марксистами. (Малая часть этого меньшинства нелегально оказывала услуги Советскому Союзу - как правило, на любительском уровне, - но таких было сравнительно немного, и большого вреда они принести не могли.) Как бы то ни было, подавляющее большинство американских интеллектуалов и практически все влиятельные фигуры из числа интеллигенции отклонились далеко влево от главного политического курса США и придерживались модернистских взглядов. Их модернизм и либерализм не имел ничего общего со сталинизмом, правда о котором рано или поздно открылась многим из них; но отказаться и от марксизма, и от модернизма, и тем более от либерализма - это было для них уже слишком, по крайней мере до 50-х годов. Вплоть до этого времени в кругу интеллигенции преобладали либералы и марксисты (хоть уже и не просоветски настроенные).

Потом, во времена "второй красной паники", наступила реакция, вызванная, в частности, разоблачением некоторых государственных чиновников, профессоров и интеллектуалов, осуществлявших просоветскую и прокоммунистическую деятельность. Году в 1952-м слово egghead (интеллектуал, "умник") стало общенациональным обозначением для предмета насмешек. А спустя десять лет Ричард Хофштадтер, крупный американский историк, в своей книге "Антиинтеллектуализм в жизни Америки" изложил причины и суть этого явления.

И все-таки тогда мне казалось (и кажется до сих пор), что тезис Хофштадтера ошибочен, поскольку чуть ли не за любыми проявлениями антиинтеллектуализма в Америке стоит явное и нередко чрезмерное уважение и зависть к "светлым головам". Стоит лишь вспомнить о беспрецедентном уважении американцев к Альберту Эйнштейну: всем известен образ взъерошенного гения с трубкой и серебристой копной волос, которому доступно некое неслыханное, запредельное знание. Уже в 1921 г. президенту Гардингу показалось благоразумным и выгодным принять Эйнштейна в Белом доме; впоследствии именем Эйнштейна было названо множество улиц, зданий, больниц и школ, и в Америке были выпущены почтовые марки с его портретом.

А вот еще одно, словесное, подтверждение моих мыслей, которому Хофштадтер не придал значения. Джозеф Маккарти, развернувший кампанию против "умников", назвал либералов и марксистов из их числа "псевдоинтеллектуалами", что означало: они не настоящие, достойные уважения интеллектуалы, их умственные способности не дотягивают до нужного уровня.

Рональд Рейган тоже не остался в стороне: ему принадлежит выражение "высокоинтеллектуальные болваны". И все же за последние 50 лет антиинтеллектуализм, в общем-то, сошел на нет. Впрочем, и интеллектуалов в сегодняшней Америке уже почти не осталось.

У этого регрессивного процесса было множество составляющих. Один из важнейших факторов - начавшийся примерно в 1955 г. процесс постепенного отказа американской интеллигенции от монополии на либеральность. В 1950 г. не только ни один американский интеллектуал, но и ни один американский политик (включая правых республиканцев вроде Роберта Тафта) не назвал бы себя "консерватором"; вряд ли можно было услышать такое признание и от рядового американца. А 10 лет спустя даже сверхосторожный и расчетливый Дуайт Эйзенхауэр признал себя консерватором (по крайней мере, однажды). В 80-х годах американцев, называвших себя консерваторами, уже было больше, чем американцев-либералов. Произошли колоссальные перемены, которые серьезно повлияли на процесс накопления мнений. Наглядный тому пример - история журнала Уильяма Бакли National Review, который был открыт на скудные средства в 1955 г.; спустя несколько десятилетий его тираж стал больше, чем у The Nation или The New Republic.

Впрочем, этот процесс имел по меньшей мере один благоприятный результат. Рост числа и достижений консервативных ученых в американских университетских кругах и возникновение интеллектуалов-консерваторов по всей стране породили некое разнообразие мнений, идей и перспектив. При этом президенты всех видов и мастей, даже те из них, кто были настроены против "умников", стали нуждаться в интеллектуалах, особенно когда речь заходила о внешней политике. Им нужны были люди, которые, сидя в офисе, могли вращать глобус, тыкать пальцем то туда, то сюда и давать объяснения. Так Ричарду Никсону понадобился Генри Киссинджер, так Джимми Картер нашел себе Збигнева Бжезинского, так нынешний президент нуждается в Кондолизе Райс. Все это выходцы из университетского окружения, к которому не принадлежали ни Джордж Кеннан, ни Аверелл Гарриман, ни даже Уолтер Липпман.

В последние 40 лет университетская среда поглотила изрядную часть американской интеллигенции. В первой половине двадцатых годов большинство американских интеллектуалов не были профессорами или научными сотрудниками вузов. А к началу XXI века интеллектуалов, не имеющих отношения к университетам, почти не осталось. (Позвольте мне припомнить случай, который произошел со мной в прошлом году в гостях, где присутствовало три пары из университетского окружения. Моя жена, которая университет не оканчивала, упомянула в разговоре о Марии Стюарт, и тут же двое гостей поинтересовались у меня: "А где преподает ваша жена?") При этом многих нынешних профессоров нельзя назвать интеллектуалами: их интересы не имеют ничего общего с интересами американских интеллектуалов, скажем, двадцатых годов и даже более позднего времени. (Если большинство интеллектуалов прошлого покупали и читали книги, то многие профессора уже несколько десятков лет не покупают никаких книг: в основном они ограничиваются статьями и обзорами.)

Важной составляющей этого регрессивного процесса был и отток населения из городов. Я уже писал, что возникновение интеллигенции в Америке было неотделимо от процесса урбанизации, который теперь остался в прошлом. Какое-то время, когда условия жизни в больших городах стали ухудшаться и даже представлять опасность, казалось, что, если отказаться от анонимного и одинокого городского существования, то центрами культурной жизни станут провинциальные города. Но этого не случилось.

То, что жители пригорода оказываются по-настоящему разъединенными, не требует доказательств. В пригороде по соседству с тобой могут жить люди с близкими тебе взглядами, суждениями и даже вкусами, но об их существовании ты можешь узнать лишь по чистой случайности. Эти люди не образуют и слабого подобия группы, и интеллектуального общения между ними почти не происходит - разве что на периферии немногочисленных университетских городков. По многим причинам этот факт вызывает сожаление, и не только у интеллектуалов со стажем, тоскующих по ушедшим временам. Мне, к примеру, хотелось бы знать больше интеллектуалов, которых можно было бы пригласить пропустить стаканчик-другой или с кем можно поужинать вместе у нас дома, или у них в гостях, или в ресторане по соседству. Не думаю, что я единственный, кому этого не хватает.

Я также думаю, что те, кто в последнее время сетуют на исчезновение "публичных интеллектуалов", упускают главное. Да, это правда: мы стали беднее оттого, что у нас нет Г.Л.Менкена, Уолтера Липпмана, Клифтона Фэдимана и Дуайта Макдональда. Да, это правда: ни один из этих публичных интеллектуалов не был профессором. Однако термин "публичные интеллектуалы" придуман для того, чтобы отличать их от "непубличных" интеллектуалов, и постепенное вымирание последних удручает меня больше, чем исчезновение первых. С некоторых пор мнения интеллектуалов начали совпадать. А "непубличный" интеллектуал, по определению, должен всегда иметь свое собственное мнение.

В прежние времена нам случалось с удовольствием, интересом, а порой и с воодушевлением вычитать в статье Менкена или Макдональда мысли, напоминавшие нам о чем-нибудь, что мы и сами уже чувствовали и знали, но не могли выразить так же четко, как авторы этих статей. (Всем людям, в том числе и интеллектуалам, нравится, когда их догадки подтверждаются.) "Непубличные" интеллектуалы зависели от своих публичных судей, но и последние зависели от своей аудитории. А точнее, от своих читателей, и не только по финансовым причинам и соображениям общественного статуса. Так что публичный интеллектуал или "непубличный" - разницы, в общем-то, никакой: история их подъема и падения в XX веке - это, по сути, одна и та же история.

Что же касается "читателей"... Думаю, что это - ключ ко многим явлениям, в том числе и к тому процессу, который мы сейчас наблюдаем. Читатели всех видов теперь рассредоточились по всей нашей огромной стране, их можно обнаружить в самых неожиданных местах. Известно также, что многие американцы начинают читать книги значительно позже получения формального образования (в прошлые времена это было не так). Да, гораздо сложнее производить, разрабатывать и даже пользоваться видеомагнитофонами и цифровыми видеодисками, чем читать книги, и все же молодые люди гораздо скорее осваиваются с первыми, нежели с последними. По-видимому, теперь умение читать и радоваться книгам приходит позже - можно сказать, с возрастом и умственным созреванием.

И все же, судя по некоторым признакам, серьезные читатели, несмотря на свою удаленность и разрозненность, способны внести необходимый вклад в основание единства восприятия, о котором почти столетие назад мечтали первые американские интеллектуалы. Три четверти века назад редакторы The New Yorker не без высокомерия заявляли, что их журнал - не для старушек из Дубьюка; однако меньше чем через полстолетия оказалось, что часть лучших читателей The New Yorker как раз и есть старушки из Дубьюка и подобных ему мест. Вполне возможно, что когда-нибудь американские читатели выделятся в отдельный тип людей, превратятся в потенциальную составляющую общественного класса, хоть и останутся в меньшинстве, - а вот Интеллектуал как тип американца может стать, как это пишут в словарях, уст. - устаревшим.

The Chronicle of Higher Education.
Перевод Ольги Юрченко


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Наш пароль - сила и лицемерие 31.10.2002
Уолтер Кронкайт предостерегает: возможна третья мировая 30.10.2002
Оперативная обстановка на территории Казахстана на 28 октября 2002 года 29.10.2002
Связь для террористов 28.10.2002
Виктор Пелевин "Откровение Крегера" 28.10.2002
Чернуха в искусстве порождает шизофрению 26.10.2002
Сотовые телефоны 25.10.2002
Не ешь семипалатинский сыр, манкуртом станешь! 25.10.2002
Реинкарнация Opasoft: зашифрован, упакован и крайне опасен 25.10.2002
Дарья Асламова: "Я влюбилась в балканского мачо" 25.10.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz