Александр СУХАНОВ, "ОКО", 1 ноября
Завершился первый этап похода против "пиратов" - производителей и распространителей безлицензионной аудио- и видеопродукции. Для борьбы с ними власти использовали тактику быстрых кавалерийских налетов, организуя рейды и проверки складов и торговых точек. Затем к делу подключилась тяжелая артиллерия - контрафактные кассеты и диски давили бульдозерами на глазах многочисленных зрителей. Но что принесла эта "зачистка", помимо груды искореженной пластмассы и резкого скачка цен на рынке аудио- и видеопродукции?
На 1 октября 2002 года по Казахстану было конфисковано и уничтожено контрафактных и контрабандных аудио- и видеокассет и дисков на сумму более 48 млн. тенге. Теперь стоящие на полках магазинов кассеты и диски сплошь обклеены голограммами и грозными предупреждениями о том, что "все права защищены". Период активных атак на пиратов сменился временным затишьем. Карагандинское областное управление юстиции вообще объявило мораторий с 21 октября по 21 ноября на проведение проверок фирм, занимающихся реализацией видео- и аудиопродукции. Как пояснил начальник управления Марат Айкенов, мораторий объявили для того, чтобы дать фирмам добровольно исправиться и произвести полную ревизию продукции.
Конечно, пираты - это зло. Однако давайте подойдем к этому вопросу с экономической точки зрения, а экономика, как известно, не терпит эмоций. Есть несколько заинтересованных сторон - авторы; компании, которые легально распространяют их продукцию; компании, которые делают это нелегально, то бишь пираты; потребители; государство. Давайте посмотрим, кто из них что теряет и что приобретает.
Потребители вряд ли имеют претензии к пиратам. Качество контрафактных кассет и компакт-дисков обычно не хуже, а зачастую лучше так называемых "лицензионных". Но зато ценовая разница ощутима. Если до "антипиратской" кампании в столице, например, цена видеокассет составляла 200-250 тенге, то сейчас она поднялась до 800-1500 тенге. Сузился и ассортимент. Многие потребители просто-напросто отказались от такого вида покупок.
Государство в экономическом плане мало что выигрывает от искоренения пиратства. Стоит отметить, что у нас частенько смешивают в одну кучу нелицензионную продукцию и контрабандную. А это совсем не одно и то же. От контрабанды кассет и компакт-дисков государственный бюджет действительно теряет, потому как не уплачиваются налоговые и таможенные платежи. Но контрабандой может завозиться как пиратская, так и лицензионная продукция.
Авторы теряют огромные деньги из-за оборота контрафактной продукции. Однако зададимся вопросом - о каких авторах идет речь? Конечно, аудио- и видеопродукция казахстанских производителей тоже вовлекается в нелегальный оборот. Однако если быть объективным, она занимает лишь малую долю на рынке. Все-таки наибольшим спросом у нас пользуются фильмы и музыка российских и западных авторов.
В безусловном выигрыше оказались компании, получившие эксклюзивные права на тот или иной вид аудио- и видеопродукции в том или ином регионе.
Что касается самих пиратов, то объявленная им государством война нанесла определенный урон. Но вот парадокс: если судить с экономической точки зрения, то пираты оказались в более выигрышном положении. Ведь цены на кассеты и диски резко подскочили, а стоимость их нелегального изготовления осталась неизменной. Следовательно, рентабельность такого бизнеса существенно увеличилась.
Таким образом, в выигрыше оказались авторы - в подавляющем большинстве зарубежные - и немногочисленные отечественные легальные правообладатели. Выходит, силы казахстанских государственных органов брошены на то, чтобы защищать их интересы. Судите сами, стоит ли нам тратить деньги на то, чтобы не в накладе остались Бритни Спирс, Иван Охлобыстин и Филипп Киркоров?
Зато рост цен ударил по потребителям. И что самое прискорбное, нет никакой гарантии, что продаваемые им по цене лицензионных и выдаваемые за них товары действительно таковыми являются.
По словам упомянутого выше начальника управления юстиции М. Айкенова, торговля нелицензионным товаром становится "настоящим бичом внутреннего рынка, который уже сегодня устанавливает демпинговые цены на продукцию". Но позволим с этим не согласиться. Демпинговые цены диктуются, прежде всего, низкой платежеспособностью среднего потребителя. Пиратство - лишь ответ на потребность рынка. Строго говоря, нет никаких экономических предпосылок к тому, чтобы у нас процветала торговля лицензионным товаром. На Западе это происходит не только из-за какой-то особой законопослушности потребителей - просто они в состоянии платить. Хотелось бы посмотреть на американского студента, который бы решился отвалить 10 "баксов" за диск любимой группы из своей стипендии в 20 долларов...
Остается еще моральный аспект проблемы. Конечно, покупать пиратскую продукцию - постыдно. Это поощряет пиратов к нарушению закона и порождает у самих потребителей неуважение к закону. Но неужто по этой причине ополчились на пиратов отряды проверяющих? Верится с трудом. Ведь распространение контрафактной аудио- и видеопродукции - лишь вершина айсберга вопиющих нарушений прав интеллектуальной собственности. Есть еще такие вещи, как товарный знак, торговая марка. В отделе парфюма любого универсама можно запросто приобрести духи "Kenzo" за две тысячи тенге, на барахолке - прикупить спортивный костюм "Adidas" за полторы тысячи. Но на эти очевидные факты почему-то не обращают внимания. Такая избирательность наших борцов за соблюдение прав интеллектуальной собственности не может не удивлять. Впрочем, не исключено, что завтра на площадях станут давить одесскую "шанель" и жечь китайские "адидасы".
Но может, стоит все-таки определить приоритеты и бороться, прежде всего, за интересы отечественных обладателей прав интеллектуальной собственности? "Раскрученные" казахстанские производители сейчас буквально стонут от засилья подделок, низкое качество которых замаскировано их торговыми марками. На наш взгляд, подделка алматинских конфет, акмолинской муки, актюбинской водки куда важнее, нежели нарушение авторских прав Бритни Спирс. Или это не так? |