Айжан МАДИХОДЖАЕВА, "Экспресс-К", 27 ноября
Эту дорогу республиканского значения поднимают всем миром. В прямом смысле. Во-первых, основную часть средств - 213,6 млн долларов - на реабилитацию этого маршрута выделил Всемирный банк реконструкции и развития и другие финансовые институты (сумма финансирования из республиканского бюджета составляет в эквиваленте 89 млн долларов). Во-вторых, в реконструкции помимо Казахстана участвуют четыре государства - Турция, Италия, Югославия, Иран. И в конце концов эта трасса стала, что называется, дорогой жизни: трем тысячам казахстанцев она дала работу.
Поездка началась с разочарования: на трассе не увидишь привычную картину, когда рабочие вяло "намазывают" асфальт на дорожные дыры. Ее чинят по принципу "до основанья, а затем…". Не буду вдаваться в подробности технологии, но вместе со старым слоем полотна и новым высота дороги составляет около 47 сантиметров. Кроме того, подрядчики на своих участках меняют трубы и реставрируют мосты.
Вдоль всей магистрали построены 20 асфальтобетонных заводов, чтобы укладывать дорогу с пылу с жару, а также восемь камнедробильных установок, которые выдают на-гора щебень. Благодаря этому в сезон можно работать без простоев и перебоев из-за нехватки сырья. Скептики скажут: "Знаем мы, как у нас дороги строятся, через годик-два трещины пойдут". Но главным условием инвестирующих сторон был жесткий контроль за качеством и распределением средств. Чтобы трасса отвечала мировым требованиям, заказчик определил независимых экспертов - известные западные компании, которые на всем ее протяжении изучают состав материалов, чуть ли не просвечивают каждый километр дорожного полотна и каждый слой дорожного "пирога". И это помимо того, что у подрядчиков есть собственные лаборатории, которые проводят свои тесты. Кроме того, реконструированные участки сдаются комиссии из Министерства транспорта и коммуникаций.
Это министерство специально снарядило автомобильную экспедицию, чтобы другие "эксперты" - журналисты - увидели, как возрождается из руин дорога Астана - Алматы.
АСТАНА - КАРАГАНДА
Из Астаны до Караганды мы на своем, том самом месте почувствовали весь экстрим бездорожья: "ГАЗель" подскакивала и тряслась на каждой кочке. До славного шахтерского города мы добирались в основном объездными дорогами.
Дело в том, что на этом участке работы выполнены наполовину: в основном уложено лишь подстилающее покрытие - щебенка. С наступлением тепла примутся за настил нижнего и верхнего слоя асфальтобетона.
Отрезок Астана - Вишневка курирует казахстанско-турецкое СП "Ексен-Тепе-Аксу".
- Мы немного потеряли время при поисках субподрядчика с соответствующей техникой, - говорит руководитель проекта Сердар Уйсал - Им стала местная фирма "Аксу". Когда позволят погодные условия, примемся за работу. Пока идет доработка всех материалов: на дробильных установках производится щебень. Для этого у нас есть свой карьер.
Всего в сезон на этом СП занято около 300 рабочих, 50 из них - турецкие.
- Наша цель - приучить местный персонал к использованию техники. Пока же на ней в основном работают наши специалисты, - рассказывает Сердар Уйсал.
По его словам, комиссия из Минтруда, которая лицензирует наем иностранной рабочей силы, проверяет их достаточно часто. Наверное, потому, что из Астаны ехать недалеко.
На участке Осакаровка - Вишневка подрядчиком СП "Желдорстрой-Жезказган жолдары" построено 49 объездных дорог, вскирковано 22 км покрытия, отремонтированы все 18 труб.
Еще одно совместное с турецкой стороной предприятие, "Интес-Исот", обслуживает отрезок Караганда - Осакаровка. Здесь тоже свежего асфальта не увидишь. Сейчас только ведется заготовка щебня и битума для работ, намеченных на следующий год.
- Часть дороги на этом участке мы будем расширять, заменять все инженерные коммуникации, - говорит заместитель директора РГП "Казавтострой" Елеубай Орынбаев. - В теплое время года в этой местности поднимаются грунтовые воды. Поэтому трубы мы прокладываем зимой, когда вода замерзает. Так что времени не теряем.
КАРАГАНДА - БАЛХАШ
Участок Караганда - Акчатау, подрядчиком которого является итальянская компания "Тодини", уже сдан в эксплуатацию и находится на гарантийном обслуживании. Поэтому мы не ехали, а летели: трасса, как взлетно-посадочная полоса. Убаюканная от плавной езды, поймала себя на мысли: "Неужели у нас есть такие дороги?"
Компания "Тодини" уложилась в контрактные сроки и сдала экзамен на качество. Ее представитель Фабио Алманьо был приятно удивлен казахстанскими коллегами:
- Я убедился, что вы умеете работать. Прежде всего, эта дорога построена вашим персоналом. Хотелось бы продолжить сотрудничество и в дальнейшем. "Тодини" намерена участвовать в тендерах на строительство дорог в Западно-Казахстанской области.
Теперь итальянцы помогают своим соседям по участку - иранцам, фирме "Ирдо", которая у себя на родине является государственной компанией по строительству дорог. Участок трассы, который они взялись реставрировать, оказался самым "скандальным". Состояние дел на их отрезке дважды рассматривалось на заседании Министерства транспорта и коммуникаций. В Казахстан приезжал вице-министр транспорта Ирана - руководитель фирмы "Ирдо" г-н Халваи. Приезжал иранский посол. Дело в том, что подрядчик явно не укладывался в поставленные сроки. И только после того, как "Ирдо" сменила своего коммерческого партнера - иранскую фирму "Радис" - на другую, тоже иранскую - "Дена Рахсад", строительство пошло намного быстрее.
- Буквально за полгода мы проделали работу, которую наши предшественники за год не смогли сделать, - говорят представители "Дена Рахсад".
Прогресс в работе на их участке есть: налажен ежедневный стабильный выпуск асфальтобетона. В следующем году, по всей видимости, к лету иранцы справятся с задачей.
БАЛХАШ - АЛМАТЫ
Участок, который реконструирует югославская компания "Энергопроект" совместно с нашим субподрядчиком "Казахстан жолдары", самый протяженный на этой трассе - 166 км и тянется с Сарышагана до Бурылбалтау. Буквально на днях они завершили основные дорожно-строительные работы, и 83 километра пути приняты в эксплуатацию. Их участок - это пример дороги, отвечающей международным требованиям. Подрядчик предварительно смонтировал дробильную установку и асфальтобетонный завод. - С такой производительностью в самый сезон мы укладывали по две тысячи тонн асфальта в день, - говорит менеджер по качеству компании "Энергопроект" Миловир Павлович. - Это, наверное, мировой рекорд. Асфальтобетонный завод, впрочем, как и у других подрядчиков, полностью компьютеризирован. На мониторе видно: какова консистенция асфальта, его масса… В телогрейке и с сигаретой в зубах в уютной кабине сидит наш казахстанский "специалист" и управляет, по сути, всем этим заводом. - Кредо нашей компании - привлекать как можно больше местных работников. Мы подготовили ваших специалистов, научили работать по международным стандартам, - говорит г-н Павлович. - Оборудование, которое мы установили, может работать 15 лет. Сейчас участвуем в тендере на реконструкцию трассы Алматы -Бишкек. Свой казахстанский офис "Энергопроект" основала в забытом богом поселке Улкен. Когда-то его построили для физиков-ядерщиков, которые должны были обслуживать Балхашскую АЭС. Но грандиозный проект не состоялся, и о жителях поселка забыли. Зато через несколько лет о них вспомнили югославы. Теперь в каждой семье есть хотя бы один человек, который работает на реконструкции дороги. И напоследок - приятная неожиданность. Оставшийся до Алматы путь через поселки Чемолган и Кутты ремонтируют только свои - казахстанцы. Компания "Желдорстрой Жезгазган жолдары" восстановила свой участок дороги не хуже западных компаний. Не верите - проезжайте! |